капитан 1 ранга в
отставке
ветеран
Поисково-спасательной службы ЧФ
Получив
назначение после выпуска из училища на Черноморский флот, я, как и все
молодые офицеры, стремился попасть на боевые корабли, но был назначен в
Аварийно-спасательную службу ЧФ, о деятельности которой имел весьма
смутное представление. Приняв под своё командование вновь построенное на
Гороховецком судостроительном заводе водолазное судно ВМ-416, я начал
службу с разработки судовых расписаний и эксплуатационных инструкций. А
поскольку сам я видел это судно впервые, то параллельно изучал его
устройство по имеемой на борту заводской документации и непосредственно
на материальной части. Неоценимую роль в моём становлении как командира
сыграли опытные мичманы Ткачук П.И., Прибора П.Н., Назаренко М.И.
Времени
на раскачку у нас не было, командир 409 ОДАСС капитан 2 ранга Крот О.С.
поставил мне задачу: в течение двух месяцев сдать на допуск к
самостоятельному управлению судном, сдать курсовые задачи и начать
самостоятельно выходить в море. Эту задачу я и экипаж судна выполнили в
установленные сроки.
Служба
на ВМ-416 была насыщена различными интересными эпизодами: мы выполняли
водолазные работы по поиску и подрыву донных мин в районах санатория
«Фрунзенское» и на пляже Учкуевка. При подготовке к выходу из завода в
Николаеве ТАКР «Киев» на кромке фарватера БДЛК минировали и подрывали
остов старинного навигационного знака, неоднократно работали с боевыми
дельфинами в бухте Казачья и в районе мыса Феолент искали и поднимали
различные образцы торпед и ракет, обеспечивали тренировки и учения
подводных диверсионных групп, обеспечивали полёты и испытания
авиационной техники, обеспечивали испытания новых автономных аппаратов и
батискафов, обеспечивали работы по обследованию и подрыву БПК
«Отважный», постоянно несли дежурство в составе спасательного отряда
флота, участвовали во многих учениях и спасательных операциях, таких как
оказание помощи БПК «Отважный» и тушение пожара на ПКР «Москва».
Морская практика, полученная мной и всем экипажем в ходе всех этих
работ, явилась хорошей школой проведения водолазных и
аварийно-спасательных работ.
Свою
лейтенантскую службу на ВМ-416 я вспоминаю как самые интересные годы
моей жизни и никогда не пожалел, что попал в АСС ЧФ. Затем была служба
на спасательном судне СС-26 (СС «Эпрон») в должности помощника командира
и впоследствии командира судна.
Основной
задачей СС-26 в 70-80 годы было ПСО кораблей 5 ОПЭСК ВМФ в районе
Средиземного моря. Походы были длительными, самый короткий – шесть,
самый продолжительный – четырнадцать месяцев.
На
СС-26 сложился замечательный экипаж, состоящий из хорошо знающих своё
дело профессионалов. Это прежде всего такие командиры как Коптяев В.И.,
Пальчиков В.П., Юрганов В.Ф.; водолазные специалисты Адамович М.И.,
Беспалов В.Г., Кононенко А.А., Величко В.В.; инженер-механики Абакумов
К.В., Слесарчук Б.А.; врач-физиолог Скоц С.И. Костяком экипажа были
старшины команд мичманы: Кучерявый В.Е., Олейник М.П., Баксан Г.А.,
Науменко А.К., Николаев А.А., Падалкин А.Н. и другие. Находясь в
длительном самостоятельном плавании, экипаж ежедневно занимался
проведением регламентных работ, на тренировках и корабельных учениях
отрабатывал нормативы, отрабатывал водолазов на предельных глубинах.
В
ходе ПСО сил 5 ОПЭСК СС-26 принимало участие во всех крупных учениях по
оказанию помощи аварийным кораблям и подводным лодкам и командование
эскадры высоко оценивало действия экипажа. В 1977 году по результатам
смотра судна командующим ЧФ адмиралом Ховриным Н.И. во время несения
боевой службы СС-26 было объявлено приказом по флоту лучшим кораблём
флота и экипаж награждён правительственными наградами. Командир СС-26
капитан-лейтенант Юрганов В.Ф. после этого похода был направлен на учёбу
в Военно-Морскую Академию, а по окончании академии был назначен
командиром на новостроящийся спасатель «Эльбрус».
В
1978 году я принял командование СС-26 и дважды уже в качестве командира
судна выходил в Средиземное море на ПСО сил 5 ОПЭСК ВМФ.
Экипаж
СС-26 в этот период выполнил в Средиземном море несколько фактических
спасательных работ по оказанию помощи танкеру «Вакуленчук», ПБ «Волга»,
БМРТ «Азов», поисковых и водолазных работ.
По
окончании командного факультета Военно-Морской Академии в 1984 году я
получил назначение на должность начальника штаба 37 бригады спасательных
судов. Деятельность бригады в этот период была очень напряжённой,
постоянно в районе Средиземноморья находились спасательное и водолазное
судно в ПМТО «Тартус» (Сирия), а также добавилось ПСО в Аденском заливе
на острове Дахлак, куда мы отправляли ПЖК и ВМ. Кроме ПСО боевой службы и
выполнения повседневных задач, бригада обеспечивала заводские и
государственные испытания СС «Алагез», ПОС «Саяны», всех автономных
подводных аппаратов и батискафов, предназначенных для других флотов ВМФ.
Большую помощь в моём
становлении в должности НШ бригады мне оказали капитаны 1 ранга Жбанов
А.В., Старовойтов А.Ф., Рогожин А.Г., Васенко Г.Л., Лейбович Э.Е.,
Зеленцов Е.А. и другие ветераны АСС. В течение шести лет моей службы
начальником штаба бригады сложился профессиональный штабной коллектив,
способный решать все стоящие перед бригадой задачи. В 1988 году 37
бригада спасательных судов была объявлена лучшей на флоте и была
награждена переходящим знаменем Военного Совета ЧФ.
Семидесятые-восьмидесятые
годы 20 века явились периодом наибольшего расцвета Советского ВМФ,
интенсивно развивалась и поисково-спасательная служба.
В
1975 году отдельный дивизион АСС был преобразован в 37 бригаду АСС, в
эти годы бригада пополнилась такими современными спасательными судами
как СС «Эльбрус», СС «Михаил Рудницкий», СБ-524, СБ «Шахтёр», в 1974
году была создана 288 группа ПЛ, в составе которой проходили испытания
новые подводные аппараты и батискафы. Была создана и включена в состав
бригады поисковая группа специального назначения, использующая морских
животных, и отработаны тактические приёмы поиска и подъёма со дна моря
различных образцов оружия. Были отработаны новые приёмы ПСО с
использованием авиации ЧФ и специально подготовленных десантных АСГ
беспарашютного десантирования в районы оказания помощи на море.
Было
испытано и принято на вооружение новое водолазное снаряжение СВГ‑200,
которое применялось при работе на затонувшем БПК «Отважный». На ЧФ
успешно прошёл испытания поисково-спасательный экраноплан «Лунь».
Строились новые ПЖК проекта 1993, первую партию из них, к сожалению,
отправили в Ливию; на смену спасательным судам проекта 527 (СС‑26) уже
были спроектированы новые спасательные суда.
Напряжённая
боевая подготовка всего личного состава бригады способствовала успешным
действиям сил бригады при фактических работах по оказанию помощи
терпящим бедствие кораблям и судам в море. А таких работ на долю бригады
выпало предостаточно, только за период с 1984 по 1994 годы
насчитывалось более 140 аварий и аварийных происшествий, в ликвидации
которых принимали участие спасательные суда и личный состав 37 БРСС; в
том числе участие в работах по подъёму погибших на пассажирском судне
«Адмирал Нахимов», оказание помощи ККС «Березина», судоподъёмные работы
на ПМР-95, тушение пожара на рыббазе «Советская Украина» и многие другие
сложные аварийные работы, требовавшие полного напряжения сил, высокой
профессиональной выучки, личного мужества каждого участника спасательных
операций.
В 1990 году я
был назначен командиром 37 БРСС, сменив капитана 1 ранга Васенко Г.Л.,
который был назначен на должность начальника ПСС ЧФ. В это время уже
существенно ухудшилось снабжение флота ГСМ, ЗИП, АСИ и финансирование.
Командованием ВМФ и ЧФ были приняты решения по списанию некоторых
требующих большого ремонта судов. Так были исключены из состава флота
СС-21, СС «Казбек», СС-50, ОС-3, ТПД-39, подводные аппараты АС-1 и
АС-10.
В 1991 году после
распада СССР Черноморский флот возглавил адмирал Касатонов И.В., на
первый план вышли вопросы принадлежности флота, в руководстве России и
Украины шла жестокая борьба за власть и о судьбе флота мало кто думал.
Все эти «революционные» события в полной мере отражались на состоянии
личного состава флота. Над нами нависла угроза полного переподчинения
флота Украине, как это произошло с воинскими частями, дислоцированными
на территории Украины. И только твердая позиция командования ЧФ и
Военного Совета позволила привлечь внимание общественности и средств
массовой информации, заявить категорический протест против односторонних
действий руководства Украины и в процессе нелёгкой борьбы отстоять
единство флота и принадлежность его России. 8 апреля 1992 года на всех
спасательных судах 37 БРСС был поднят Андреевский флаг. Таким образом
моряки-спасатели доказали свою верность России и однажды данной присяге.
Несмотря на политические
бури, жизнь флота продолжалась, но несение боевой службы в
Средиземноморье сворачивалось, накал боевой подготовки снижался,
дисциплина падала, нередким явлением стало невозвращение моряков срочной
службы из отпусков, увеличилась и аварийность. В марте 1994 года на
флоте было сформировано УПАСР ЧФ с прямым подчинением НШ флота.
37
БРСС все поставленные командованием задачи выполняла успешно, но
процесс сокращения судового состава продолжался. Так летом 1994 года я
получил приказание забрать СС «Эльбрус» из судоремонтного завода в порту
Николаев. Он уже более 4-х лет находился в ремонте, его готовность
составляла в этот период 94%, а финансирование ремонта прекратилось, и я
силами СБ-524 и СБ-15 перебуксировал СС «Эльбрус» в Севастополь, где в
1997 году он был исключен из состава флота и продан на металлолом. По
всем флотам шёл необратимый процесс списания кораблей и судов, многие из
них даже не выслужили установленные сроки. Так, постепенно на наших
глазах таяла мощь океанского флота СССР. Летом 1994 года я передал
командование 37 БРСС своему НШ капитану 2 ранга Ишинову А.А., а сам
принял командование вспомогательным флотом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий