Деев Павел Петрович
капитан 3 ранга
ветеран
Поисково-спасательной службы ЧФ
Однажды, в 1985 году спасательное судно СС-21 под
командованием капитана 3 ранга Кузьмищева Валерия Андреевича вышло на боевую
службу в Средиземное море.
Я, тогда ещё старший лейтенант Деев П.П., исполнял
обязанности помощника командира.
Пройдя проливы и выйдя в Эгейское море, судно перешло под
командование 5-й ОПЭСК. Был получен приказ следовать совместно с СКР «Ладный» в
район залива Сидра и там дожидаться дальнейших указаний, а заодно попытаться
найти якорь плавбазы «Гаджиев», который она потеряла при съёмке в том месте.
Предположительное место потери якоря забуйковано двухсотлитровой бочкой.
Прибыв в указанную точку, мы быстро нашли бочку и рьяно взялись за дело. Хотелось показать командованию эскадры, что прибыли настоящие специалисты своего дела. Погода нам благоприятствовала. Море 2-3 балла, солнечно. Глубина 90 метров, грунт – песок, ровный как стол. Стали на носовой и кормовой якоря. Спустили с правого борта наблюдательную камеру, с левого – рабочую камеру. Видимость замечательная, операторы хорошо видят друг друга и всё, что лежит на грунте.
Прибыв в указанную точку, мы быстро нашли бочку и рьяно взялись за дело. Хотелось показать командованию эскадры, что прибыли настоящие специалисты своего дела. Погода нам благоприятствовала. Море 2-3 балла, солнечно. Глубина 90 метров, грунт – песок, ровный как стол. Стали на носовой и кормовой якоря. Спустили с правого борта наблюдательную камеру, с левого – рабочую камеру. Видимость замечательная, операторы хорошо видят друг друга и всё, что лежит на грунте.
Начали перетягиваться на якорях, заполняя планшет
обследования грунта обнаруженными предметами. За двое суток работы на планшет
была нанесена масса «интересных» вещей, от матросских коек и ботинок до посуды
и окурков. Но многотонного якоря нигде не было. На третьи сутки работы поиски
начались как обычно. Потом операторы начали докладывать, что видимость сильно
ухудшилась и работать почти невозможно. Мы с командиром и штурманом, находясь
на ГКП, стали перебирать возможные причины ухудшения видимости.
Вдруг командир кап. 3 ранга Кузьмищев В.А. обращается ко мне
и говорит: «Всё, старпом, у меня начались галлюцинации. Сейчас мне показалось,
что прямо по нашему курсу в дистанции 1,5-2 кабельтова появился перископ
подводной лодки и через несколько секунд исчез». Я ответил ему, что это
тревожащий симптом и, чтобы его исключить, советую попросить СКР «Ладный»
«прощупать» акваторию его гидроакустикой, что и было сделано. Через 5 минут СКР
сообщил нам, что имеет контакт с неизвестной подводной лодкой. Спустя ещё 10
минут «Ладный» снялся с якоря, задымил трубами и начал преследовать, пытавшуюся
оторваться от него подводную лодку. Часа через три «Ладный» скрылся за
горизонтом. Вечером весь экипаж нашего судна собрался на юте для просмотра
кинофильма и тут командира срочно вызвали в радиорубку. Возвратившись, командир
сообщил, что подводная лодка от «Ладного» так и не смогла оторваться и
спряталась в территориальных водах Египта.
К концу кинофильма командира снова вызвали в радиорубку.
Гордый за свой корабль и своих подчинённых командир «Ладного» сообщил, что его
гидроакустики по-прежнему держат контакт с подводной лодкой, которую
французский тральщик под собой выводит из территориальных вод Египта. А утром
мы получили приказ забрать с СКР «Ладный» все документы по контакту с подводной
лодкой и доставить их к берегам Сирии, где в то время находилось командование
советской Средиземноморской эскадры, а «Ладному» оставаться на месте. Экипаж
«Ладного» нам завидовал и считал такое решение командования не совсем
справедливым. Ну, а мы получили в награду экскурсии в Сирийский город Тартус.
Вот так спасатели, между делом, выполнили несвойственную им задачу по
обнаружению подводной лодки вероятного противника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий