БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Командирские будни



БУДЫШ Денис Викторович
капитан 3 ранга
командир спасательного судна «Эпрон»


Когда мы сопровождали ПЛ «Алроса» после участия в международных учениях «Болд Монарх-2011» по оказанию помощи аварийной ПЛ в г. Картахена (Испания) в мае-июне 2011 года в точку рандеву (залив р. Сенна) с кораблями Балтийского флота, попали в небольшой шторм в Бискайском заливе. Скорость хода была небольшой, так как она ограничивалась ходом ПЛ. Нужно было быть в прямой видимости. Но после того как ПЛ была передана, мы возвращались одни. На переходе был получен очень неблагоприятный прогноз погоды. Циклон должен был застать нас на переходе до Гибралтарского пролива. Самый сложный переход намечался на Бискайский залив, который славен своими штормами. От командования было получено приказание на следование максимально возможным ходом.
Подводная лодка «Алроса» в Севастополе.
Я вызвал командира ЭМЧ капитана 3 ранга Банникова Юрия Петровича, рассказал ему обстановку и спросил его – выдержит ли энергетическая установка максимальные нагрузки? Если произойдет хотя бы небольшая поломка, то нам будет очень трудно и помощи ждать неоткуда. Юрий Петрович был уверен в своей матчасти и ответил утвердительно.
Полным ходом, на четырех главных дизелях СС «Эпрон» давно уже не ходил. Были запущены все механизмы, которые обеспечивали ход судна, и «Эпрон» как будто «ожил». За несколько суток было пройдено много сотен миль на максимальном напряжении. Весь экипаж находился в приподнятом настроении, всё-таки спешили домой.
Я, находясь на ходовом мостике, постоянно прислушивался к звуку работы дизелей. Непростой экзамен был выдержан на «отлично» – ни одной поломки или аварийной ситуации не произошло. Мы успели проскочить опасный отрезок маршрута и вошли в спокойное Средиземное море.
При подходе к Эгейскому морю у одного из контрактников случилось обострение аппендицита. Хотя на борту находились квалифицированные врачи, которые могли бы провести операцию, эту возможность оставили на крайний случай. По решению командования (после согласования с руководством НАТО) судно взяло курс в ВМБ на острове Крит (п. Суда). И снова СС «Эпрон» запустил все механизмы и дал полный ход. Уже была уверенность в надёжности всего оборудования и судно через сутки вошло в ВМБ НАТО п. Суда, где мы и передали больного контрактника в госпиталь грекам. Он был удачно прооперирован в госпитальных условиях. Мы не могли ожидать его полнейшего выздоровления и через сутки вышли из порта и взяли курс домой. Позже нашего контрактника забрал один из наших кораблей, который находился в этом районе. Так за одну боевую службу мы проверили и подтвердили надёжность судна, которому уже более 50 лет.
СС «Эпрон»
Также была ещё одна нестандартная ситуация. Во время учения «Болд Монарх-2011» на борту судна находилось много зарубежных наблюдателей НАТО и вот четыре человека изъявили желание участвовать в спуске СК-64. Но к спускам допускаются только лица, знающие и допущенные к эксплуатации оборудования. И с разрешения старших начальников спуск наблюдателей в колоколе состоялся. Мне лично пришлось находиться на КП спусков и наблюдать за погружением и стыковкой СК-64 с ПЛ португальских ВМС. Все прошло без замечаний благодаря профессионализму наших водолазов и все четверо успешно перешли в ПЛ. Весь спуск я был в напряжении и только после перехода наблюдателей в ПЛ немного вздохнул спокойно.
Во время участия СС «Эпрон» в учении «Болд Монарх-2011» был спланирован так называемый «VIP день». В этот день планировалось посещение судна начальником Генерального штаба ВС РФ, заместителем Главнокомандующего ВМФ РФ и высокопоставленными представителями ВМС НАТО. В связи с планируемым прибытием на судно высокого начальства подготовка к его встрече началась ещё в базе до выхода в море. Был отобран личный состав для роты почётного караула. В её состав вошли только военнослужащие контрактной службы, командиром роты был назначен начальник ПСС судна капитан 3 ранга Подгорный А.В.
Еще в ходе подготовки пришлось решить сложную задачу получения шашки для начальника караула. Ведь в это время проходили мероприятия, посвящённые празднованию Дня Победы, и все шашки были выданы для участия в параде и праздничных мероприятиях. Но приложив много усилий и потратив массу нервов, мне удалось добиться получения заветной шашки сразу после парада.
Во время моей службы на ГРКР «Москва» я был начальником роты почётного караула, в составе которой участвовал во многих протокольных мероприятиях. Так что имея какой-то опыт, я принялся руководить подготовкой «эпроновской» роты почётного караула. Тренировки роты почётного караула проходили на переходе морем каждый день с утра до обеда. За 3 дня действия личного состава этой роты были доведены до автоматизма.
И вот настал «заветный» «VIP день». Судно в это время уже встало на 4 швартовые бочки над «аварийной» ПЛ ВМС Португалии. Принимать высокое начальство планировалось по правому борту, так как с левого борта (прикрытого от ветра и волны) уже был спущен на воду спасательный колокол СК-64 и заканчивалась его окончательная подготовка к спуску.
Рота почётного караула
И вот с правого борта для швартовки стал подходить десантный катер ВМС Испании с начальниками на борту. На шкафуте была выстроена рота почётного караула для встречи начальника Генерального штаба ВС РФ. Однако ошвартоваться с правого борта ему не удавалось, так как высокая волна не давала такой возможности. Тогда катер отошёл от правого борта и перешёл на левый борт, где начальники пересели в быстроходный малоразмерный катер с надувными бортами и с него перешли на борт судна. Перед убытием на левый борт для встречи начальников я отдал приказание командиру роты почётного караула никуда не уходить, караул не распускать.
Впервые в своей жизни, да наверное и в жизни «Эпрона», я увидел как начальник такой величины поднимается на борт судна по шторм-трапу. Встретив начальников, я совместно с начальником УПАСР ЧФ капитаном 1 ранга Шайхутдиновым Д.Г. начал проводить обзорную экскурсию по судну. Во время её проведения заместитель Главнокомандующего ВМФ РФ адмирал Татаринов А.А., прекрасно знающий возможности «Эпрона» за время службы на ЧФ в должностях начальника штаба флота, затем его командующего и во время проведения показного учения по спасению экипажа АПЛ в 2006 году под руководством ГК ВМФ, решил отделиться от группы для перекура и пошёл на правый шкафут.
В это самое время рота почётного караула осталась стоять на правом шкафуте, так как на левом борту не было возможности её построить. Увидев высокого начальника, который в этот момент как раз пытался прикурить, командир роты скомандовал «Рота, на караул!» для его встречи. Увидев роту почётного караула, адмирал слегка опешил, ведь он оказывается заранее давал команду роту почётного караула не строить, потом дал команду «Вольно» и отозвал командира роты к себе.
Далее произошёл довольно курьёзный разговор, в ходе которого адмирал трижды давал приказание командиру роты распустить караул, на что получал один и тот же чёткий ответ: «Командир корабля приказал никуда не расходиться и ждать начальника ГШ ВС РФ!». Поняв, что ничего он от командира роты почётного караула не добьётся, адмирал только махнул рукой и по правому шкафуту удалился в сторону юта. Об этом я узнал уже поздним вечером после успешного выполнения судном поставленных на день задач и ожидал получить «заветный» нагоняй от командования за то, что построил роту вопреки указаниям и за действия командира роты. Но всё благополучно обошлось. В тот день рота так и не встретила высокого начальника и у многих сложилось впечатление, что только зря готовились и потратили много усилий и нервов.
Однако немного позже роте всё-таки удалось отлично проявить себя при встрече высокопоставленного лорда из Адмиралтейства Великобритании. Английский лорд был весьма удивлён, ведь он не ожидал, что его будут встречать с построением почётного караула. До этого он побывал на многих других спасателях, участвовавших в учении, и нигде его так не встречали, объясняя это занятостью выполнения работ.
Позже через переводчика он спросил меня: «Как вам, русским, такое удаётся: и спасением заниматься, и с высоким уважением встречать начальников одновременно? Ведь нигде такого я ещё за время своей службы не встречал». На что я ему ответил: «На этом судне всегда служили, служат и будут служить только отличные профессионалы своего дела, которые качественно выполнят свою работу и не запятнают высокое имя русского моряка-спасателя!». На память о нашей встрече английский лорд подарил мне памятный знак. Как я узнал позже, такой чести в получении памятного знака из его рук удостаивались немногие, и вручение такого знака является высоким признанием мастерства командира корабля и всего его экипажа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий