БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Шесть матросов и килектор




Онуфриев Анатолий Иванович
мичман в отставке
водолаз-глубоководник
ветеран Поисково-спасательной службы ЧФ


Этому забавному случаю более 40 лет, уже забылись некоторые детали, фамилии участников, но сам факт произошедшего крепко сидит в голове и при воспоминании почему-то вызывает улыбку. 

«И-и – раз»…или 6 матросов сильнее лебёдки килекторного судна

 Осенью 1970 года спасательное судно СС «Казбек» вышло в район Бельбек под Севастополем для остропки и подъёма подводного объекта, лежащего на глубине около 50 метров и обозначенного буйком. Какого именно объекта экипажу не сказали , в те годы проводили много испытаний новой техники и часто секретной.

Мы стали на три якоря так, что этот буёк оказался по левому борту в кормовой части судна. Матросы из боцманской команды и водолазы выбрали слабину буйрепа (а он оказался диаметром 11мм) и закрепили его на кнехтах. Потом было построение и объявление плана спусков, где мы узнали, что под нами лежит лодка-мишень. Как и за что крепить – объяснил заместитель командира 409 ОДАСС по спасательным работам кап.2 ранга Игнатьев Н.Ф. Вместе с СС-«Казбек» в район работ прибыло килекторное судно, поскольку предполагалось, что затонувший объект имеет большой вес и для его подъёма потребуется лебёдка большой грузоподъёмности. Спуски под воду проводились в беседке, была свежая погода и нас немного покачивало. Толстенный стальной строп с огромной скобой уже лежал на юте. Работали в трёхболтовом вентилируемом снаряжении (3хБВС).

Работать в трёхболтовом водолазном снаряжении на глубине 50 метров водолазы не любят, так как эта глубина близка к глубине (60 метров), глубже которой водолазы подвергаются азотному наркозу. Азотный наркоз – это не тот наркоз, который применяют врачи, оперируя больных. Азотный наркоз у водолазов проявляется по-разному – это чувство опьянения, беспричинная весёлость, смех, снижение самоконтроля. Кусто так описывает проявление признаков азотного наркоза у своего напарника. Тот вытащил загубник изо рта и предлагал его рыбам. Кусто быстро подплыл к нему, сунул ему загубник в рот и подплыл с ним вверх на несколько метров. Когда водолазы поднялись на поверхность, напарник эпизода с рыбами не помнил.

Первый водолаз не смог закрепить трос за нужное место, у второго тоже ничего не получилось – жаловался на жесткий строп и большую скобу. Приготовили капроновый трос 75мм и скобу поменьше. Следующий по очереди был я, в то время матрос срочной службы, в голове гениальный план : ловлю скобой обух лодки и вворачиваю палец- всё, работа сделана! «Приехал» на беседке на место работы, видимость удовлетворительная. Перебрался с концом на корпус лодки, присел на колени, одной рукой держу скобу , другой держусь за обух, а капрон со скобой то уходит вверх на пол- метра ,то опускается ниже обуха. Плавно вверх – вниз, вверх – вниз. Если бы спинка скобы была прихвачена к огону то не было бы страха потерять её, а так ,при ударе о корпус, скоба норовила выскользнуть. Думал уложу канат на корпус лодки и скобу не будет дёргать, попросил потравить 1 метр, потом ещё метр, но на корпус он ложиться не хотел – соскальзывал вниз и скобу ещё труднее было удерживать в руке. Конец подбирали, травили, держали, но движение вверх – вниз не давало возможности успеть завести палец в обух. Я промок до пяток, измучился, но ничего не получалось. Время работы истекло, меня перевели на беседку и по режиму декомпрессии вытащили на поверхность, раздели . Смеркалось. Пока мылся и переодевался уже и стемнело.

На некоторое время спуски приостановили, начали готовить подводный светильник и менять лампу в большом фонаре для освещения палубы. Была ещё какая -то заминка. Я вышел на ют, в этот момент с надстройки спустился чем-то недовольный Игнатьев Н.Ф., походил туда - сюда вдоль левого борта, потрогал ногой буйреп, посмотрел за борт, потрогал ещё раз и говорит: «а ну-ка ребятки взяли перчатки и дружно выбрали слабину, пока внизу нет водолаза». «Ребяток» набралось 6 человек ,в том числе и я, взяли в руки трос и слышим: - «Тянуть по моей команде»! - Приготовились! … И-и – раз, И-и – раз …, ещё раз и отмашку рукой давал для ритма. Мы дружно под его команду тянем, тянем а он: «видите, сколько слабины оказалось!»

Трос идёт легко, совсем легко, нам весело и вдруг какой-то шум за бортом, что-то заплескалось. Игнатьев наклоняется за борт и как закричит: - Стоп тянуть! - Держать трос! - Держать! - Крепить на кнехт!

Трос быстро закрепили. Было не понятно, что произошло и я бросился к борту посмотреть, что там булькает.

– А там «наша» лодка с маленькой рубкой, окрашенная в бело-красные вертикальные полосы болтается на буйрепе, мне показалось длинной коло 6-8 метров. Быстро завели капроновый конец за злополучный обух и прихватили её к борту для страховки. Потом с килектора на катере прилетел гражданский «представитель» этой техники. По штормтрапу спустился на лодку, открыл в рубке люк, покопался там, люк закрыл и счастливый вернулся на палубу. Мы к нему с вопросами что случилось, почему утонула? Он сказал, что не утонула вовсе, просто не сработала автоматика, не откачалось всего лишь 60 литров воды для всплытия.
Вот так 6 водолазов и такелажников СС «Казбек», под команду «И-и – раз», без килектора с его мощной лебёдкой, руками вытащили на поверхность подводную лодку-мишень, правда, маленькую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий