БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Часть 1. Рассказы о бригаде спасательных судов.


ЗДРАВСТВУЙ,  БРИГАДА!

Прошел уже год, как я не служу и не работаю в родной мне аварийно-спасательной службе, а воспоминания о службе и работе часто возникают в памяти. Пятьдесят лет жизни отдано водолазному делу, многие тысячи часов я провел под водой, выполняя различные задачи: учебные, тренировочные, боевые…

Пенсионер. Занимаюсь личными делами, квартирой, однако свободного времени хватает.
Живу я недалеко от места базирования бригады спасательных судов; прогуливаясь по утрам, иногда захожу на суда бригады, где служил и работал, встречаюсь с бывшими сослуживцами, сотрудниками.
Недавно на территории части встретил бывшего командира бригады спасательных судов Анатолия Александровича Ишинова. Разговорились… Поговорили о предстоящем юбилее Управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ВМФ, вспомнили о недавно изданной книге «Наследники ЭПРОНа».
Я заметил, что в книге, на мой взгляд, не в полной мере освещены некоторые эпизоды из жизни бригады, недостаточно рассказов о многих людях бригады, оставивших заметный след в её истории, и рассказал Анатолию Александровичу о некоторых малоизвестных, но значимых водолазных работах. Анатолий Александрович предложил мне написать об этих работах.
И я решился сделать это, но до этого мне пришлось освоить компьютер.
Прежде всего мне хотелось вспомнить о важном событии, произошедшем в аварийно-спасательной службе ЧФ в 1975 году.
Как известно, в 70-80-е годы уже прошлого столетия Военно-морской флот СССР, которым в тот период командовал адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков, достиг своего максимума, как по количеству и качеству кораблей, судов, вооружений, так и по степени их боевой готовности к действиям по предназначению.
Эти позитивные перемены коснулись и спасателей ЧФ.
В 70-е годы отдельный дивизион аварийно-спасательных судов (409 ОДАСС) имел в своём составе более 60 вымпелов, до полутора тысяч военнослужащих и нескольких сотен рабочих и служащих. Таким количеством судов, выполняющих задачи в Чёрном, Средиземном и Красном морях, управлять немногочисленному штабу дивизиона очень сложно, и мы давно ожидали преобразования дивизиона в бригаду. И это случилось. На базе 409 ОДАСС 15 ноября 1975 года была сформирована 37 бригада спасательных судов (БРСС) в составе Управления Вспомогательного флота и Аварийно-спасательной службы (УВФ и АСС) тыла Черноморского флота.
Герб 37-й бригады спасательных судов
Герб бригады










Севастополь, бухта Стрелецкая, базирование судов бригады
Севастополь, бухта Стрелецкая, базирование судов бригады





Первый штаб бригады

Командир бригады - кап.1 ранга Старовойтов Анатолий Фёдорович
Начальник штаба - кап. 2 ранга Сиротко Игорь Григорьевич
Начальник политотдела – кап. 2 ранга Гордеев Анатолий Дмитриевич
Заместитель командира бригады АСР - кап. 2 ранга Рогожин Артур Георгиевич
Флагманский механик - кап. 2 ранга Брусиловский Павел Михайлович
Флагманский связист - кап. 3 ранга Пузанов Анатолий Николаевич
Флагманский штурман - кап. 3 ранга Журбенко Традий Иванович
Флагманский водолаз - кап. 3 ранга Адамович Михаил Иосипович
Флагманский врач - майор м.с. Вдовиченко Юрий Николаевич
Флагманский РТС - кап. 3 ранга Шибанов Владимир Иванович
Флагманский химик - кап. 3 ранга Григорьев Николай Яковлевич
Командир бригады капитан 1 ранга Анатолий Фёдорович Старовойтов до назначения на эту должность командовал эскадренными миноносцами на Тихоокеанском и Черноморском флотах, служил начальником первого отдела УВФ и АСС тыла ЧФ. По прежней службе с особенностями и действиями спасателей ВМФ был мало знаком. Однако Анатолий Фёдорович, как умный и талантливый человек, очень скоро освоился в спасательных и водолазных делах и успешно руководил бригадой.
Начальник штаба бригады И.Г. Сиротко до назначения на должность командовал спасательным судном Тихоокеанского флота СС-83, многоопытный офицер, он приложил немало усилий и сумел наладить слаженную работу штаба в весьма короткий срок.
Заместитель командира бригады по спасательным работам А.Г. Рогожин начал службу в 1962 году в должности заместителя командира 167 аварийно-спасательной партии (АСП) 409 ОДАСС, через несколько лет стал ее командиром, после чего перевёлся на Камчатку на должность заместителя командира дивизиона по спасательным работам. Там он получил большой опыт руководства спасательными и судоподъёмными работами и поэтому являлся основным специалистом вновь созданного штаба 37 БРСС.
Заместитель командира бригады по ЭМЧ П.М. Брусиловский, профессионал высокого класса, много лет служил на Балтийском флоте в должности командира БЧ-5 спасательного судна «Владимир Трефолев». Опытный, талантливый механик и умелый воспитатель, он отлично знал электротехническое хозяйство спасательных судов, в своей работе с командирами БЧ-5 спасательных судов он стремился создавать между ними атмосферу дружбы и взаимопомощи.
Особо хочу сказать о начальнике политотдела нашей бригады А.Д. Гордееве. В силу способов и методов действий политорганов того периода у меня ко многим политработникам сложилось особое отношение. Однако Анатолий Дмитриевич обладал качествами неординарного политработника. Он понимал трудности в службе офицеров и не нагнетал обстановку в сложных ситуациях, а старался по крайней мере не мешать. Это был «неправильный» НАЧПО.
Офицеры штаба вновь созданной бригады имели богатый опыт службы на судах, а также высокую профессиональную подготовку и вполне соответствовали своим должностям.
Становление штаба бригады проходило одновременно с выполнением задач, стоящих перед бригадой, как по планам боевой подготовки, так и по выполнению аварийно-спасательных работ.
В 1975-1985-е годы на флоте, а также в 37 БРСС проходила интенсивная боевая подготовка. Достаточно сказать, что только по подготовке спасательных судов к оказанию помощи затонувшей подводной лодке в год проводились четыре учения:
- обеспечение выхода подводников из ЗПЛ с глубины 40-60 м;
- подготовительное учение по оказанию помощи ЗПЛ на глубинах 55-60 м;
- зачётное учение по оказанию помощи ЗПЛ на глубинах 110-120 м;
- подъём макета ЗПЛ с глубин 180-200 м.
Флот был большой, более семисот кораблей, судов, подводных лодок, самолётов, вертолётов и все они ходили (летали) в море и над морем, решали учебные и боевые задачи. К сожалению, случались аварийные происшествия: посадки на мель, поступления воды в отсеки, пожары, самолёты и вертолёты совершали аварийную посадку на море и т.д. Яркими эпизодами в жизни спасателей были действия по спасанию ВТР «Иргиз», БПК «Отважный», ЭМ «Совершенный», ПКР «Москва» и др. В ходе боевой подготовки часто тонули учебные торпеды, мины. Поэтому спасателям работы хватало и наша служба была весьма напряжённой.
В те годы бригада пополнилась десятками новых спасательных судов, катеров, подводных спасательных и рабочих аппаратов, было принято на снабжение спасательных судов водолазное снаряжение СВГ-200 и СВУ-3.

Капитан 1 ранга Анатолий Фёдорович Старовойтов
Первый командир бригады

За время службы у меня было много командиров: в водолазной школе, в дивизионе ТОФ, в училище, на СС-26, в 409 ОДАСС. Они были разные: требовательные, решительные, принимающие решения и готовые нести ответственность за их последствия, а также такие, которые принимали решения с трудом. Труднее служить с тем командиром, который не принимает решений по докладам подчинённых офицеров, и вопросы не решаются.
За последние 10-20 лет издано несколько книг о деятельности Аварийно-спасательной службы - Поисково-спасательной службы - Управления поисковых и аварийно-спасательных работ (АСС – ПСС - УПАСР) ЧФ, о проведении многих спасательных работ, развитии спасательной службы ЧФ, а главное о людях - офицерах, мичманах, старшинах, матросах, рабочих и служащих. Однако, почти ничего не написано о первом комбриге 37 БРСС капитане 1 ранга Анатолии Фёдоровиче Старовойтове, который руководил бригадой с 1975 по 1985 год.
Как я уже писал ранее, кап. 1 ранга А.Ф. Старовойтов перед назначением на должность командира 37 БРСС служил на боевых кораблях, а позже в Вспомогательном флоте ЧФ. Первые месяцы своей службы в должности командира БРСС Анатолий Фёдорович не спешил проявить своё боевое начало, внимательно вникал в специфику спасательной службы, изучал водолазное дело. Будучи отличным моряком и талантливым организатором, он учился сам и учил нас. Очень скоро он освоился на своей должности и профессионально руководил бригадой.
Командир бригады естественно много усилий прилагал вопросам становления бригады, организации работы штаба бригады, налаживанию оперативной службы. Необходимо было организовать функционирование 158 и 162 дивизионов спасательных судов, а также 288 группы специальных подводных лодок и 167 аварийно-спасательной партии. В 1987 году была сформирована 1054 береговая база и это, конечно, увеличило круг забот комбрига. Сформированная в 1976 году 1329 поисково-спасательная группа, главными действующими лицами которой являлись тренеры со своими животными, требовала особого подхода к подготовке животных к выполнению специальных задач.
В общем, кап. 1 ранга А.Ф. Старовойтов должен был «делать» из дивизиона бригаду, причём 409 ОДАСС в тылу флота был не на лучшем счету и предстояло выводить бригаду на передовые позиции.
В то время Черноморский флот интенсивно проводил боевую подготовку, корабли и суда совершали дальние плавания, несли боевую службу в Средиземном море и других районах Мирового океана и это не могло не сказаться на деятельности 37 БРСС. Случались аварии кораблей, летательных аппаратов, пожары. Это требовало от командира бригады, командиров дивизионов, командиров судов содержать суда в постоянной готовности к оказанию помощи аварийным объектам, готовить экипажи судов к выполнению задач по предназначению на высоком профессиональном уровне. В этом смысле главное внимание уделялось спасательному отряду (СпасО), его подготовке к несению дежурства, качественному выполнению функциональных обязанностей офицерами походного штаба спасательного отряда, боевой подготовке СпасО ЧФ. Не оставались без внимания офицерская подготовка и специальная подготовка личного состава судов, требования к их качеству повысились, организация их проведения была на порядок выше, чем в предыдущие годы.
В тот период бригада проводила более 30 учений в год (о учениях с подводными лодками я уже писал), постоянно находились в Средиземном море на боевой службе спасательное судно (СС-21 или СС-26) и водолазное морское судно (ВМ-114 или ВМ-125) и, конечно, соединение выполняло основное своё предназначение - спасение аварийных объектов.
Чтобы выполнить все эти задачи, требовалось большое напряжение сил, повседневная кропотливая работа командира бригады.
Анатолий Фёдорович был удачливым человеком. Это подтверждалось успешными работами, выполненными под его руководством. О подъёме командирского катера в районе Ласточкиного гнезда я уже писал. А еще в разные годы проводились положенные при полной проверке погружения на испытательную глубину 600 м спасательных колоколов СК-64 спасательных судов СС-21 и СС-26. Испытание колокола – это сложная операция, требующая большой подготовки в базе, умения личного состава, хорошей погоды и с комбригом мы выполняли её отлично. Успешно были выполнены некоторые другие работы под его руководством.
Кап. 1 ранга Анатолий Старовойтов не имел реальной возможности отвлекаться от повседневного руководства бригадой и не всегда мог длительное время участвовать в проведении спасательных работ, да и вышестоящее командование ему это не разрешало. Поэтому успех его подчинённых был и его успехом.
С Анатолием Фёдоровичем было легко служить, он по моим докладам всегда принимал решения по тем вопросам, которые не входили в мои функциональные обязанности и права. Подчеркиваю эту способность комбрига специально, т.к. считаю, что важнейшее условие пребывания офицера в командирской должности любого ранга - способность принимать решения.
Не могу не сказать о человеческих качествах Анатолия Фёдоровича, за которые мы его уважали. Он умел выслушать каждого, кто обращался к нему, вникал в проблемы, старался решать личные вопросы, не унижал человеческого достоинства подчинённых. Указывая на недостатки, например, в дивизионе, он говорил: «Снимите розовые очки, товарищ комдив». А если случалась самовольная отлучка на судне, он спрашивал командира судна: «В какую библиотеку побежал Ваш матрос?».
Прошло менее года и бригада под руководством кап.1 ранга Старовойтова «встала» на ноги и изменилось отношение вышестоящего командования к спасателям в лучшую сторону.
Комбриг направлял усилия руководящего состава бригады, экипажей судов и катеров на соблюдение и приумножение традиций ЭПРОНа, своевременное и качественное выполнение задач, стоящих перед бригадой, на соблюдение требований безопасности при выполнении спасательных, судоподъёмных и водолазных работ. Как результат, бригада под его руководством успешно выполняла поставленные задачи и стала полноценным соединением флота.
Командир 37 БРСС кап. 1 ранга Анатолий Старовойтов являлся достойным представителем славной плеяды командиров аварийно-спасательной службы ЧФ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий