«ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ»
А. С. Пушкин благословил на морскую службу своего
друга-лицеиста Федора Федоровича Матюшкина - адмирала и полярного исследователя
такими строками: «Счастливый путь!.. С лицейского порога Ты на корабль
перешагнул шутя, И с той поры в морях твоя дорога, О волн и бурь любимое
дитя!». А выпускника знаменитой «Дзержинки» лейтенанта А. Д. Круглова спасать
выброшенные штормом в декабре 1957 г. ледокол «Добрыня Никитич» и подводную
лодку типа «Сталинец» направил лично Николай Петрович Чикер — гений
спасательного и судоподъемного дела.
Наконец, автор статьи не просто знаком с талантливым специалистом морского
спасательного дела, а прямо или косвенно служил и работал с ним с того самого
1958 года и по настоящее время.
Альберт Дмитриевич написал отличную статью о том, как проводились
спасательные работы на Парамушире, мы ее обязательно опубликуем в следующем
номере нашей газеты, а пока очень коротко опишем суть этой сложной и опасной
операции.
Для того чтобы снять с камней сурового мыса Васильева оба аварийных
корабля, их сначала необходимо было поднять, т.е. возвратить им способность
самостоятельно держаться на воде и не тонуть. А сделать это было очень
непросто, потому что их днища были дырявыми, штормом их повредило о камни.
Молодой и весьма уверенный в себе корабельный инженер эпроновской закваски
пролез во все отсеки кораблей, изучил и проанализировал аварийную обстановку,
произвел необходимые расчеты и, не дожидаясь, пока во Владивостоке разработают
проект спасения, возглавил прибывшую из Петропавловска-Камчатского
аварийно-спасательную партию. И дело пошло. Руководителем работ был капитан 3
ранга А. А. Пашинский, а водолазами руководил мичман В. П. Зюляев.
Автор знал этих преданных делу и самоотверженных людей. Спасателям удалось
заделать пробоины во всех отсеках, кроме машинного отделения, его пришлось
герметизировать не снизу, а сверху, чтобы накачать отсек сжатым воздухом и не
позволить воде проникать в этот самый большой на ледоколе отсек. Этот прием
Круглов применил и на аварийной подводной лодке, а через 20 лет - на подводной
лодке «К-429», затонувшей недалеко от Петропавловска-Камчатского в бухте
Сарайной в 1983 году. На эти спасательные работы его направлял уже Главком ВМФ
адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков.
На этом, пожалуй, можно закончить рассказ о делах давно минувших дней.
Вспоминается молодость и Алька, одетый в штормовые одежды и с толстенной книгой
«Статика корабля», которую он с большим трудом запихивал в накладной карман
ватных брюк. Сегодня Альберт Дмитриевич - капитан 1 ранга- инженер в/о, лауреат
Государственной премии СССР, академик РАТ и прочая, и прочая. Он живет и
работает по своей специальности в Санкт-Петербурге, у него прекрасная и
талантливая жена Лариса - доктор философских наук, профессор, автор многих
монографий и учебных пособий по культурологии. Сын Андрей пошел по стопам отца,
занимает должность директора по безопасности мореплавания Северо-западного
пароходства.
Пожелаем Альберту Дмитриевичу флаг не спускать, живучесть, плавучесть и
остойчивость не терять!
Александр
ЖБАНОВ,
капитан 1 ранга в отставке
ветеран АСС Черноморского флота
Комментариев нет:
Отправить комментарий