БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

«Меркурий» спасатели и бриг



          Продолжая тему предыдущего рассказа, нельзя не вспомнить другие суда Аварийно-спасательной службы Черноморского флота, экипажи которых в условиях боевой обстановки, штормовой погоды самоотверженно, рискуя жизнью спасали аварийные корабли, подводные лодки, а именно  «Юпитер» и «Шахтер».

       Перечислим только некоторые спасательные работы, выполненные
 СС «Юпитер».
   
           22.09.1941 г. спасательное судно "Юпитер", оказывая помощь судам, получившим повреждения от авиации противника в районе Тендровской косы, подвергся многократным атакам немецких бомбардировщиков "Ю-88". Задачу спасения экипажей поврежденных судов выполнил, сбил самолет противника. Судно было сильно повреждено, половина экипажа получила  ранения, но судно задачу выполнило и самостоятельно вернулось в базу.
           01.02.1942 г. спасательными судами "Юпитер" и "Шахтер" снят с мели под огнем противника танкер "Куйбышев", выполняющий задачу переброски артиллерийского дивизиона на плацдарм высадки морского десанта.
         В январе 1942 г. экипажи спасательных судов «Юпитер» и «Меркурий» сняли   выброшенные на берег подводные лодки «М-62» в районе Анапы и «М-54» около Туапсе.
       Чтобы снять с мели подводные лодки спасателям пришлось своими винтами промывать каналы. К «М-62» экипаж «Юпитера» промыл канал длиной 250 метров за три дня и снял лодку с мели. Труднее пришлось «Меркурию», поскольку «М-54» шторм выбросил практически на берег и лодка была наполовину замыта песком. Спасатель промыл канал длиною 1600 метров, освободил ПЛ от песка, после чего снял ее с мели. В условиях открытого моря и зимних штормов  выполнить эту задачу было чрезвычайно сложно. Только 20 июня 1942 года «Меркурий» снял «М-54» с мели. Обе лодки были отбуксированы в Поти для выполнения аварийного ремонта.
            28.06.1942 г. участвовал в спасении лидера "Ташкент" и 2800 военных и гражданских лиц на подходе к Новороссийску.
          После войны в 1945 г. участвовал в подъеме танкера "Вайян Кутюрье".

           Спасательное судно "Шахтер" 31.10.1941 г. возвращалось с боевого задания. Увидев, что вражеская авиация бомбит Евпаторию, командир спасателя старший лейтенант П. И. Крысюк решил идти в евпаторийский порт для оказания помощи находившимся там судам. Умело маневрируя, создав дымовую завесу, они прикрыли разгружавшиеся суда. Фашистские самолеты обрушили на маленькое суденышко шквал смертоносного груза, обстреливали его из пулеметов. Неравная борьба шла несколько часов. Экипаж "Шахтера" потерял командира и половину личного состава. С наступлением темноты "Шахтер" под командованием штурмана И.  Г. Романенко взял курс на Севастополь. Когда спасатель пришел в базу, на его корпусе насчитали свыше 400 пробоин, из них около 40 - ниже ватерлинии.
            Наша благодарность экипажам спасательных судов «Меркурий», «Юпитер», «Шахтёр» за самоотверженный и героический труд по спасению аварийных кораблей и подводных лодок в период Великой Отечественной войны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий