БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

О ДЕЙСТВИЯХ СПАСАТЕЛЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Виталий Юрганов

        К началу Великой Отечественной войны ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) являлась военизированным, хозрасчетным формированием с двойным подчинением НАРКОМВОДу (Народному комиссариату водного транспорта) и ВМФ СССР.
В Наркомводе она выполняла подводно-технические работы на морях и внутренних водоемах, поднимала затонувшие корабли и суда, снимала аварийные суда с мели, а также разделывала поднятые с грунта суда на металл, а для ВМФ СССР решала задачи создания новых видов водолазного снаряжения, средств спасения экипажей аварийных подводных лодок, медицинского обеспечения водолазов, спасения экипажей аварийных ПЛ на грунте, занималась исследованием  методов глубоководных работ, противоминным водолазным обследованием акваторий военно-морских баз, ремонтом винторулевых устройств и донно-забортной арматуры надводных кораблей и другими водолазными работами по  поддержанию боевой готовности сил ВМФ. Начальником Главного управления ЭПРОН был выпускник Московского института транспорта 1931 года Ф. И. Крылов.
       Черноморская экспедиция ЭПРОН к началу Великой Отечественной войны располагала высококвалифицированными кадрами, имеющими большую практику ведения сложных судоподъемных работ, борьбы за непотопляемость поврежденных кораблей и судов. Начальником экспедиции был опытный ЭПРОНовец С. Я. Шах, в прошлом водолаз, комиссар отряда, начальник учебной части водолазного техникума. Инженерный состав, водолазы, такелажники, мотористы и матросы были привычны к тяжелому, на пределе человеческих сил, труду. Рабочие и служащие ЭПРОНа знали, что работа спасателя потребует от них самопожертвования, риска с опасностью для жизни, и они к этому были готовы.
       23 июня 1941 года черноморская экспедиция ЭПРОНа в соответствии с планами перевода с мирного на военное время перешла под управление штаба ЧФ и приступила к спасательным действиям под его управлением. Она располагала пятью сотнями специалистов, буксирно-спасательными судами «Юпитер», «Шахтер», «Аджарец», «Меркурий», «Кабардинец», плавучей базой «Алтай», двумя десятками водолазных катеров, водолазным техникумом, комплексом зданий и сооружений в составе Управления Черноморской экспедицией ЭПРОН в Балаклаве и четырьмя оперативными отрядами, базирующихся в Балаклаве, Одессе, Новороссийске и Поти.
       В соответствии с планом перевода на военное положение экспедиции придавались в оперативное подчинение 11 буксирных судов (8 из них тип СП постройки Севастопольского СРЗ 1934 – 1940 гг. и 3 постройки 1912 – 1918 гг.), 12 водолазных катеров, принадлежащих ранее другим ведомствам. Все суда, с началом войны, были вооружены зенитными пулеметами и 45-мм  орудиями, где допускалась возможность их установки по конструктивным особенностям.
       С первых дней войны эпроновцы приступили к боевому обеспечению действий сил ЧФ, спасали экипажи поврежденных немецкой авиацией судов и кораблей в Одессе и Севастополе; водолазы Л. Викулов, А. Вландис, М. Голынец,  Д. Антипов, Л. Болховитин, А. Величко  уничтожали мины в бухтах Севастополя, Одессы и Новороссийска.
       17 августа 1941 г. теплоход "Кубань" в районе мыса Тарханкут получил пробоину размером 6 на 8 метров. На помощь прибыл спасатель "Шахтер", в течение нескольких часов спасатели несмотря на непрекращающиеся налеты фашистских самолетов пробоину заделали, «Кубань» сняли  с мели, а затем отбуксировали в Севастополь.
      В августе 1941 г. спасатель "Юпитер" под обстрелом фашистов выводил из порта Херсон ледокол №7 и пароход "Силин". На рейде порта стоял 6000-тонный плавучий док  с недостроенным пароходом. "Юпитер", умело маневрируя под артобстрелом, взял на буксир док, караван вывел из лимана и в море передал буксирным судам.
     22 сентября тот же "Юпитер", оказывая помощь судам, получившим повреждения от авиации противника в районе Тендровской косы, подвергся атакам немецких самолетов. Экипаж отражал атаки из двух 45-мм пушек и трех пулеметов. Командир "Юпитера" капитан-лейтенант В. Романов, стоя на совершенно открытом мостике, управлял маневрами судна. От близких взрывов авиабомб сдвинулся с фундамента главный котел, вышли из строя динамо-машина, дизель-генератор, судно обесточилось, через трещины в корпусе в топливные цистерны начала поступать вода. Надстройка судна буквально изрешечена пулями и осколками, разбиты навигационные приборы. Экипаж спасателя мужественно боролся за живучесть своего судна и с честью отстоял его, приведя израненный спасатель в Севастополь, потеряв почти треть экипажа.
     30 сентября 1941 г. на подходе к Севастополю подорвался на мине эсминец "Совершенный". Через час  к борту эсминца подошли суда «Шахтер», «Меркурий» и буксир «Дооб» Севастопольского порта. Спасением эсминца  руководил инженер Г. Левинсон. Поврежденный корабль спасли от затопления, отбуксировали в Севастополь и поставили в плавучий док.
      Одесским аварийно-спасательным отрядом (АСО) командовал старший политрук  А. Смирнов и инженер И. Михайлов. В состав этого отряда с началом войны были переданы в оперативное подчинение спасательно-буксирные суда «СП-7», «СП-8», «СП-9», «СП-11», «СП-13», «СП-14» и «СП-15»,  отмобилизованные из народного хозяйства. Силами их экипажей в период с 5.08 по 16.10.1941 г. была оказана помощь и спасены восемь кораблей и судов, в том числе эсминцы «Беспощадный», «Безупречный», тральщик «Маныч». Кроме этого эти суда решали задачи поставок вооружения и боеприпасов, спасения личного состава, эвакуируемого из Одессы, Николаева, оказывали помощь и буксировку поврежденных кораблей и судов ЧФ под Одессой и в Днепро-Бугском лимане.
В ходе спасательных действий:
«СП-7» получило серьезные повреждения, но своим ходом пришло в Поти и до конца ВОВ обеспечивало действия Потийской ВМБ.
«СП-8» во время оказания помощи канонерской лодке "Красная Армения" и ЭМ "Фрунзе" было тяжело повреждено взрывом авиабомбы и затонуло у Тендровской косы.
«СП-9» при оставлении Николаева частями Красной Армии было затоплено командой.
«СП-11» при буксировке из Николаева недостроенного крейсера "Фрунзе" потоплено германской бомбардировочной авиацией у Очакова.
 «СП-12» в ночь с 21 на 22 июня 1941 года подорвалось на неконтактной мине на выходе из бухты Карантинная и затонуло, экипаж погиб.
«СП-13» успешно отбуксировало из Одессы в Севастополь плавучий док, участвовало в эвакуации гарнизона Тендры. В 1942 г. перешло на Кавказ, где находилось в ремонте до 1945 года.
 «СП-14»  участвовало в обороне Одессы, оказывало помощь поврежденным кораблям в порту и на рейде, доставляло боеприпасы и топливо боевым кораблям. В начале января 1942 г. высаживало десант и выполняло аварийно-спасательное обеспечение сил высадки в Евпаторию. В июле 1942 г. при оставлении Севастополя войсками Красной Армии затоплено командой в Севастопольской бухте.
«СП-15»  участвовало в обороне Одессы. 16.10.1941 г. в числе последних кораблей ЧФ ушло из Одесского порта. В ноябре 1941 г. участвовало в эвакуации войск Красной Армии с Керченского полуострова. В 1942 - 1943 гг. работало в портах Кавказа. 14.04.1943 г. во время шторма затонуло в  бухте Геленджик. 
В ходе спасательных работ погиб командир Одесского отряда ЭПРОН Смирнов, большая часть состава отряда, были повреждены и затоплены буксир "Аджарец", катер «ВРД-24», судоподъемные понтоны. 
 «СП-16»  во время Великой Отечественной войны успешно решало задачи аварийно-спасательного обеспечения боевых действий кораблей в восточной части Черного моря, участвовало в высадке десанта на Керченский полуостров в 1943 году.
Спасательное буксирное судно «СП-10» участвовало в обороне Севастополя, решало  задачи аварийно-спасательного обеспечения боевых действий кораблей ЧФ. В 1942 г. перешло на Кавказ, а в 1945 г. вернулось в Севастополь.
       25 октября 1941 г. спасатель "Шахтер"  на рейде Евпатории в ходе спасательных работ подвергся атакам самолетов. Отражая атаки, командир судна П. Крысюк получил смертельное ранение, были убиты краснофлотцы К. Чернышев, Б. Балоневский, И. Володченко, В. Никитин, И. Долгов, судно получило около 500 пробоин. После короткого ремонта "Шахтер" был введен в строй.
     10 декабря 1941 года при следовании на позицию у подводной лодки "М-54" вышел из строя гирокомпас. Лодка потеряла свое место и в условиях сильного шторма была выброшена всем корпусом на мель в районе Анапы. В эти же сутки штормом выбросило на мель в районе Туапсе подводную лодку "М-62". Для спасения подводных лодок были направлены спасательные суда "Меркурий" к "М-54" и "Юпитер" к «М-62".
     Для снятия с мели подводных лодок экипажи "Юпитера" и "Меркурия" винтами своих судов, в условиях открытого моря и зимних штормов промыли каналы длиной 250 и 1600 метров.  Обе лодки были отбуксированы в Поти для производства аварийного ремонта.
     Зима 1941 - 1942 гг. отличалась жестокими, необычными для Черного моря штормами. Более 30 судов обеспечения было выброшено на берег, в том числе крупнотоннажные пароходы "Димитров", "Березина", танкер "Куйбышев".
     При налете торпедоносцев получили тяжелые повреждения транспорты "Фабрициус" и "Ворошилов", подорвался на мине рефрижератор "Кубань" и все они выбросились на мель. Для снятия с мели этих судов из состава Одесского, Севастопольского, Новороссийского отрядов экспедиции были сформированы три оперативные группы под руководством П. М. Полякова, В. И. Кручины и Я. И. Кузимы. Снятие 28 небольших судов, танкера "Куйбышев", пароходов "Димитров" и "Березина", транспорта "Фабрициус" особых трудностей не вызвало, их снимали за одни - двое суток. За три дня были заделаны повреждения от взрыва торпеды и снят с мели транспорт "Ворошилов". А вот с рефрижератором "Кубань" пришлось повозиться. Первый раз "Шахтер" спас "Кубань" в августе 1941 г. в районе мыса Тарханкут, заделав пробоину от взрыва авиабомбы размером 6 на 8 метров, используя стальной трос в качестве шпангоутов и чехлы с трюмов. И в этот раз экипаж "Шахтера" воспользовался этим способом, только в качестве средства заделки пробоины были использованы сшитые "внахлест" шпигованные пластыри между двумя слоями брезента. При спасении "Кубани" отличился водолазный специалист П. Н. Литвинов, выполнивший работу под корпусом оседающего аварийного судна.
      7 марта 1942 г. эскадренный миноносец  "Смышленый" подвергся атаке немецких самолетов. Для оказания помощи к нему на борт была доставлена аварийно-спасательная группа 68 АСО, состоящая из 18 человек. В результате повторных атак эсминец получил большие дополнительные повреждения. Погибли весь экипаж "Смышленого" и работавшая на нем аварийно-спасательная группа во главе с М. Ракитиным.
       13 июня 1942 года в Севастополе, в бухте Южная, был потоплен транспорт "Грузия".  Оборона Севастополя крайне нуждалась в боеприпасах, и, несмотря на полное господство врага в воздухе, водолазы приступили к подъему боеприпасов из трюмов "Грузии". Работами по разгрузке руководил инженер В. Шашуков. За шесть дней было поднято около 40 тонн снарядов. В ходе артобстрелов и бомбежек были разбиты два водолазных бота, понтон, на который поднимали боезапас, погибли восемь водолазов, ранены и тяжело контужены многие участники работ.
     В конце июня 1942 г. лидер "Ташкент" шел из Севастополя в Новороссийск, имея на борту 2300 раненых бойцов, эвакуируемых женщин, детей и полотна панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» На переходе он был атакован немецкими самолетами, получил множество подводных пробоин. Были затоплены несколько отсеков. Корабль получил дифферент на нос, потерял управление и начал тонуть. На помощь "Ташкенту" из Анапы вышло спасательное судно "Юпитер". Ошвартовавшись к борту «Ташкента», «Юпитер» высадил на борт свою АСГ. АСГ быстро заделала основные повреждения и запустила несколько мотопомп, доставленных из Новороссийска катерами-охотниками, корабль удержали на плаву. "Ташкент" был спасен и доставлен в Новороссийск.
      Только в районе Севастополя, в ходе его обороны, эпроновцы спасли 15 кораблей и судов, выполнили большой объем работ по демонтажу под водой и подъему на поверхность главных орудий семи затонувших кораблей, подняли на поверхность тысячи тонн боеприпасов, военной техники и продовольствия. Среди спасенных кораблей и судов, упомянутых выше, были ещё сторожевой корабль "Командор", теплоход "Серов", танкер "Серго Орджоникидзе", стотонный плавучий кран и пр. пр. Каждая из этих спасательных работ была уникальна и непохожа на другие, каждая требовала полной самоотдачи и риска.
     Потери спасателей в Севастополе были значительны: потоплен спасательный буксир и пять водолазных катеров. Спасательный буксир «Черномор», только призванный из народного хозяйства, был серьезно поврежден немецкой авиацией в Новороссийске 2 июля 1942 г., затонул и до конца войны не был введён в строй. Погибло более двух третей личного состава севастопольской группы АСС. Людей, прибывших на замену погибшим опытным эпроновцам, приходилось учить непосредственно в ходе спасательных работ. Оставшиеся в строю спасатели во главе с Г. И. Вариводой и военкомом В. Ф. Луневым покидали Севастополь одними из последних на маломореходных водолазных ботах "Надежда" и "ВМ-2". Из навигационных приборов они имели только старый шлюпочный компас. После нескольких суток тяжелого плавания оказались в турецких территориальных водах и были интернированы. Только спустя месяц им удалось добиться возвращения на Родину с помощью советских дипломатов.
     В конце июня 1942 г. на базе главного управления ЭПРОНа при ГШ ВМФ создается Аварийно-спасательная, судоподъемная служба (АССС), начальником которой назначают вице-адмирала А. А. Фролова, в недавнем прошлом начальника Главного управления кораблестроения ВМФ.  Черноморская экспедиция получила наименование Отдел аварийно-спасательной судоподъемной службы штаба ЧФ. Начальником отдела назначается лауреат сталинской премии, капитан 2 ранга Борис Годзевич (приступил к исполнению обязанностей только в январе 1943 года, до этого времени участвовал в разработке противоминного вооружения на полигоне СФ).
     В конце июня 1942 г. на базе главного управления ЭПРОНа при ГШ ВМФ создается Аварийно-спасательная, судоподъемная служба (АССС), начальником которой назначают вице-адмирала А. А. Фролова, в недавнем прошлом начальника Главного управления кораблестроения ВМФ.  Черноморская экспедиция получила наименование Отдел аварийно-спасательной судоподъемной службы штаба ЧФ. Начальником отдела назначается лауреат сталинской премии, капитан 2 ранга Борис Годзевич (приступил к исполнению обязанностей только в январе 1943 года, до этого времени участвовал в разработке противоминного вооружения на полигоне СФ).
       В ходе создания реорганизации введены новое Положение о службе, основные принципы обеспечения действий флота, управления силами и организация взаимодействия с боевыми кораблями. Через полтора года, с 3 января 1944 г., исчезает из названия слово «судоподъемная», остается название аварийно-спасательная служба (АСС).
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий