БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

«Меркурий» - спасатели и бриг



       Яркие страницы в историю Аварийно-спасательной службы Черноморского флота периода Великой Отечественной войны вписал экипаж спасательного судна «Меркурий», выполнивший большой объем работ по оказанию  помощи аварийным кораблям и судам.
Судно получило название в память о подвиге брига «Меркурий» под командованием А. И. Казарского. «Меркурий» - единственное из спасательных судов ЧФ занесено на Мемориальную стену,    воздвигнутую на площади П.  С. Нахимова, посвященную защитникам Севастополя в Великой Отечественной войне.
         В июле 1934 г. было принято постановление СНК СССР о приобретении для ЭПРОНа   за границей двух спасательных судов. В соответствии с этим постановлением в 1935 г. в Бельгии для Черноморской экспедиции было приобретено построенное в 1921 г. спасательное судно, переименованное позже в «Меркурий».
     Судно имело тактико-технические данные:
Водоизмещение 720 т.
Скорость полного хода 8,5 узлов.
Силовая установка котломашинная, 600 л.с.
Вооружение: 3х145-мм орудия, 3 пулемета.
         На судне были установлены водолазный компрессор, рекомпрессионная камера, водоотливной насос производительностью 900 м3/ч. Судно вошло в состав судов ЭПРОНа на Балтийском море под обозначением «Э-1», впоследствии переведено на Черное море, а 22.06.1941 г. было включено в состав АСС ЧФ.
       В августе 1941 года «Меркурий» снял с мели в районе Бельбека потерпевший бедствие плавучий док грузоподъемностью 6000 тонн. При
этом проявил мастерство спасателя командир судна капитан-лейтенант Иван Дмитриевич Кравцов. Он снимал док с мели рывками в момент, когда волна ослабляла давление дока на грунт, затем док был выведен на глубокую воду и отбуксирован в Севастополь.  
      30.09.1941 г. «Меркурий» совместно со спасательным судном «Шахтер», морским буксиром «Дооб» участвовал в спасении подорвавшегося на мине на внешнем рейде Севастополя эсминца «Совершенный». Эсминец удалось завести в Камышовую бухту, подвести под него понтоны и отбуксировать в док. В доке при налете фашистских самолетов он получил новые повреждения и крен 35*. Взрывом авиабомб сорвало два орудия с башнями. Экипаж «Меркурия» совместно с группой эпроновцев  поднял орудия за сутки, а выкренивание корабля, заделку пробоин и откачку воды выполнил за двое суток.
        В январе 1942 г. экипажи спасательных судов «Юпитер» и «Меркурий» сняли   выброшенные на берег подводные лодки «М-62» и «М-54».
       В марте 1942 года «Меркурий» оказывал помощь поврежденному немецкими самолетами в Севастополе танкеру «Серго Орджоникидзе», подводную пробоину заделали водолазы спасателя.
       Выполняя спасательные работы, «Меркурий» подвергался бомбардировкам врага, при этом экипаж самоотверженно отбивал атаки противника.
       Спасательное судно «Меркурий» одним из последних ушло из Севастополя в июне 1942 года, буксируя спасенный им танкер «Серов», и первым из спасательных судов вернулось в город в июле 1944 года.
      После Великой отечественной войны он участвовал в многочисленных судоподъемных работах, оказывал помощь кораблям Черноморского флота.
            В наше время славным именем «Меркурий» назван спасательный буксир Морспасслужбы.            .

Комментариев нет:

Отправить комментарий