На
состоявшейся 15-19.11.2018 г.
VIII Международной научно-практической
конференции “Водолазное дело России – 2018” речь шла о необходимости разработки
нормативно-правовых документов, отсутствие которых отрицательно влияет на
развитие водолазного дела в стране.
Отдельные выступающие высказывали
противоположное мнение в том смысле, что документов достаточно и необходимо их
выполнять и правильно ими пользоваться.
Действительно за последние 15-20 лет
водолазная техника шагнула вперед, усилиями нескольких ООО созданы новые типы
водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков, а действующие
нормативно-правовые документы, регламентирующие водолазную деятельность, разработанные
в разное время и разными организациями, противоречат один другому, а иногда и
внутри одного документа есть нестыковки.
Поскольку координационным органом,
обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти
при решении задач в области развития и совершенствования водолазного дела и его
медицинского обеспечения, является Межведомственная комиссия по водолазному
делу (МКВД), состоящая из представителей нескольких
министерств и ведомств, и каждое министерство разрабатывает документы по
водолазному делу на свое усмотрение - требуется единый основополагающий
документ, а именно: постановление правительства РФ «Об утверждении Положения об
основах организации водолазного дела в Российской Федерации» (далее Положение).
Единый подход к решению вопросов
водолазного дела предусмотрен ст. 84 п.б Морской доктрины РФ:
- унифицировать ведомственные системы
подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб и сертификации
поисково-спасательной техники и лицензирования различных видов
поисково-спасательной деятельности, включая развитие водолазного дела и
водолазной медицины на региональных направлениях национальной морской
политики. Не хочется заканчивать краткую информацию о состоянии водолазного
дела на минорной ноте, но это так – пока требования Морской доктрины не
выполнены и неизвестно, какой государственный орган организует их выполнение.
Издание единого документа необходимо, так как
водолазные подразделения созданы во многих министерствах (МО, МЧС, Минтранс и
др.). Кроме того многие предприятия, фирмы, ООО используют водолазный труд. Все
эти ведомства, предприятия организуют
водолазный труд по своим правилам, не везде на должном уровне, особенно малые и
средние предприятия, зачастую не
обеспечивая безаварийную работу водолазов.
В рамках конференции состоялось выездное заседание
МКВД, на котором рассматривался вопрос об
утверждении проекта
государственного профессионального стандарта «Инженер-водолазный специалист» Минтруда РФ.
О подготовке руководящего звена
водолазов по профессиональному стандарту «Инженер-водолазный специалист»
необходимо отметить особо. При
очень большом желании выучиться на инженера – водолазного специалиста невозможно:
на инженера-водолазного специалиста ни в
одном вузе не учат, такой профессии в России нет, инженер-механик есть и еще
много инженеров по профессиям есть, даже есть техник-водолаз, а инженера-водолазного
специалиста нет. В 60-70-е годы прошлого столетия стараниями одного из лучших начальников АСС ВМФ контр-адмирала Чикера
Николая Петровича для ВМФ на техника-водолаза учили в Ленинградском (г. Пушкин)
ВВМИУ, произвели 13 выпусков, обучили 213 техников-водолазов с квалификацией
«водолазный специалист». Проект оказался успешным и на определенный период был
ликвидирован дефицит водолазных специалистов не только в ВМФ. Выпускников
училища направляли в МВД, Министерство атомной промышленности, в Центр
подготовки космонавтов и т.д.
В
дальнейшем, исходя из благих намерений иметь специалистов водолазного дела с
высшим образованием, в ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского начали подготовку
инженеров по спасательным работам с присвоением квалификации «водолазный
специалист». С годами основная специальность менялась, готовили
инженеров-кораблестроителей,
специалистов по океанотехнике, но каждый раз к этим специальностям
«пристегивали» квалификацию «водолазный специалист» и как будто проблема
подготовки специалистов по водолазному делу с высшим образованием решалась.
Однако, как всегда бывает в таких случаях, многие выпускники, имея две
перспективы совершенствовать себя как специалиста, отдавали предпочтение
основной специальности и, таким образом, заниматься собственно водолазным делом
оставалось меньшинство. С другой стороны, если
человек имеет две профессии, то освоить досконально одну из них за
редким исключением сложно.
О необходимости разработки и утверждения профессионального
стандарта «Инженер-водолазный специалист» в разработанной МКВД Концепции развития водолазного дела в РФ до
2020 г. указано: отсутствует специальность «водолазный специалист» несмотря на
наличие должности.
На конференции шла речь о необходимости
внесения изменений в профессиональный стандарт «Водолаз». В стандарт в числе
других вопросов не включены трудовые функции: руководство водолазными спусками,
оказание помощи «аварийному» водолазу,
подготовка к водолазным спускам, подводная сварка, подводные взрывные работы,
глубоководные водолазные работы, функции оператора барокамеры. Требуют
корректуры и другие положения профессионального стандарта.
Многие участники конференции выступали
с презентацией водолазных школ, бизнесов, разработанных документов и т.д.
Будем надеяться, что с состояния застоя
сдвинутся многие проблемные вопросы, о которых говорилось на конференции, и
прежде всего разработка нормативно-правовых документов по водолазному делу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий