Эпроновец в космосе
Ни один из наших водолазов до Валерия Рождественского и ни
один после, возвращаясь из космоса, на воду не садились. Но в том-то и дело,
что Валерий Рождественский пришел в космонавтику с дважды Краснознаменного
Балтийского флота, и он не просто морской офицер, он еще военный
инженер-кораблестроитель, но что еще важно, его последняя должность на флоте –
командир водолазной группы на спасательном судне «СС-87», переименованном во
«Владимир Трефолев».
Лично Валерий погружался в глубоководном водолазном
снаряжении на глубины до 160 метров в морских условиях. Вот такие контрасты:
открытый космос – это минус одна атмосфера, а на глубине 160 метров – 16
атмосфер.
Мы, товарищи Валерия по эпроновской службе, даже не
удивились, когда узнали, что его космический аппарат приводнился на озеро
Тенгиз в Казахстанской степи.
Приводнение произошло 16 октября 1976 года. Ситуация была
чрезвычайная, угрожающая жизням экипажа – командира Вячеслава Зудова и
бортинженера Валерия Рождественского. После входа в атмосферу Земли космонавты
ожидали жесткой посадки, как вдруг аппарат куда-то провалился и начал
раскачиваться. Это они попали в воду, чего не должно было быть в принципе.
Оставалось ждать спасателей. Но тут сработала запасная парашютная система.
Соленая вода проникла внутрь и замкнула реле. Над озером на мгновение возник
огромный купол площадью более пятисот квадратных метров и, опадая в холодную
воду, потянул за собой спускаемый аппарат. Гигантский купол, отстрелить который
невозможно, намок и лег на дно. Капсулу перевернуло, и космонавты оказались
вверх ногами, а входной люк – под водой.
Время тянулось томительно. В спускаемом аппарате было очень
холодно, поэтому прежде всего надо было экономить электроэнергию. Выключили все
электроприборы, даже на короткую радиосвязь с группой поиска выходили в строго
определенное время. Синтетический материал скафандров нисколько не защищал от
холода. В аварийном запасе нашелся нож, с помощью которого разрезали скафандры
и в сложных условиях, находясь вверх ногами, сумели переодеться в шерстяные
спортивные костюмы. Тревожили и запасы кислорода. Рождественский принялся
обучать Зудова экономному «водолазному» дыханию.
Очень скоро на берегу Тенгиза уже вовсю полыхали костры. В
этот день у местного тракториста
родилась дочь, и в поселке шумно отмечали это событие. А тут вдруг вертолеты в
небе один за другим. Когда сельчане уяснили, что оказались в эпицентре
космических дел, они дружно решили перенести застолье на берег озера.
Мороз в ту ночь стоял градусов за двадцать. Но целинники в
мгновение ока разобрали заборы вокруг собственного жилья и огородов, разложив
на берегу громадные костры, которые, как потом признались вертолетчики, служили
прекрасными маяками-ориентирами.
Ночь, густой туман, порывистый ветер – все эти обстоятельства
не позволяли вертолетам зацепить спускаемый аппарат и отбуксировать его к
берегу. Иных же вариантов эвакуации не предусматривалось. И тут сельчане снова
пришли на помощь. Они на руках приволокли из поселка большую лодку и стали
решительно спускать ее на воду. Военные тут же принялись оттеснять от воды
самоуправцев.
- Спасать ребят надо, замерзнут, – убеждали сельчане военных.
Те отводили глаза, но оставались непреклонными: на лодке спасать не положено.
Время шло. Внутри капсулы появилась изморозь. Дышать
становилось все труднее. К утру на Тенгиз доставили аквалангистов и стали ждать
хоть небольшого погодного окошка. И оно появилось, и точные координаты объекта
наконец-то были установлены.
Сначала к спускаемому аппарату переправили на вертолете
аквалангистов. Потом приступили к решающей фазе спасательной операции:
опытнейшие пилоты Николай Кондратьев и Олег Нефедов зависли на вертолете над
космонавтами и опустили трос, способный выдержать многотонную тяжесть. Аквалангисты
мгновенно закрепили фал к стренге...
И начался этот удивительный полет! Николай управлял машиной,
Олег вел наблюдение за буксируемым аппаратом. Несколько километров до берега
вертолет с болтающимся на привязи грузом преодолевал без малого час...
И вот наконец-то спускаемый аппарат с космонавтами на берегу.
На земле донельзя замерзших и измученных ребят, более десяти часов гостивших в
ледяной воде Тенгиза, встретили громовым «ура».
Вопрос о награждении космонавтов решался долго. Но на
торжественном приеме в Кремле в честь ноябрьских праздников к Зудову и
Рождественскому вдруг подошел сам генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич
Брежнев. «Почему это без Золотых звезд явились наши герои?», – неожиданно
спросил генсек. И добавил: «Мы в ту ночь тоже не спали, переживали...».
На следующий день космонавтам вручили Золотые звезды Героев.
Они оба продолжили работу в Центре подготовки космонавтов
имени Ю.А. Гагарина. Вячеслав Зудов, являясь командиром группы отряда
космонавтов, входил в состав дублирующих экипажей при полетах кораблей
«Союз-35» и «Союз Т-4». Валерий Рождественский участвовал в экспериментах,
проводимых с пилотируемыми кораблями и орбитальными станциями, был надежным
оператором во время стыковок.
Самим в космосе, увы, побывать им более не довелось.
Старейшее в мире судно прошло ремонт в Севастополе
и готовится выйти в море
«Экипаж старейшего в ВМФ спасательного судна «Коммуна»,
завершившего плановый доковый ремонт, сдал курсовую задачу по организации
корабельной службы при стоянке в базе и приступил к подготовке к выполнению
задач в море, – говорится в сообщении отдела информационного обеспечения ЧФ. –
В течение нескольких дней судно, адаптированное под базирование различных типов
глубоководных спасательных аппаратов, отработает практическое взаимодействие с
экипажем подводного обитаемого поисково-спасательного аппарата АС-28 и расчётом
необитаемого комплекса «Пантера Плюс».
«Коммуна» – морское судно, спасатель подводных лодок, по
конструкции – катамаран. В настоящее время это единственное действующее судно
ВМФ России, доставшееся ей от Императорского флота, и старейшее в мире судно,
находящееся в эксплуатации.
Судно «Волхов» (первоначальное название «Коммуны»,
переименовано в 1922 году) было заложено 12 ноября 1912, спущено на воду 17
ноября 1913 года. Вступило в строй Балтийского флота 14 июля 1915 года. Впервые
по предназначению судно было применено в 1917 году при подъёме подводной лодки
АГ-15 у Аландских островов.
За активное участие в Великой Отечественной войне вся команда
корабля была награждена медалями «За оборону Ленинграда».
Комментариев нет:
Отправить комментарий