Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов
Александр Васильевич,
начальник
Аварийно-спасательной
службы
ЧФ в 1973-1986 годах
Из книги "100 лет, что дальше?"
8 апреля 1992
года на «Коммуне» был поднят Андреевский флаг. Это был сложный период раздела
славного советского Черноморского флота между появившимися новыми государствами
– Украиной, неожиданно ставшей самостоятельным государством, и Российской
Федерацией.
Каким образом
в том беспорядке удалось сохранить старейшее спасательное судно, долго
рассказывать, да и те времена в истории «Коммуны» не отмечены.
«Коммуна» продолжала служить
России как носитель сверхмалых подводных лодок поисково-спасательного
назначения, а в дальнейшем как носитель телеуправляемого подводного аппарата
«Пантера» с глубиной погружения 1000 м.
30 августа 2002 года умер
капитан судна Леонид Александрович Балюков, и его обязанности стал исполнять
второй помощник Сергей Алексеевич Тиманов. Он служил на «Коммуне» с марта 1985
года и участвовал еще в ее приемке от военного экипажа.
14
января 2003 года в должность капитана «Коммуны» вступил капитан 1-го ранга в
отставке Анатолий Александрович Ишинов, долгие годы возглавлявший 37-ю бригаду
спасательных судов ЧФ. Он активно продолжил работы по поддержанию боевой
готовности судна силами экипажа. В составе его помощников и молодежь, и
видавшие виды офицеры запаса. В их числе старший помощник капитана Михаил
Федорович Моравин, бессменный кок с 1985 года Лариса Филипповна Костылева,
старший механик Леонид Геннадьевич Эрайзер и многие другие моряки, для которых
«Коммуна» стала вторым домом.
В смутные времена девяностых
и до недавнего времени в головах некоторых ответственных руководителей ВМФ не
однажды возникал вопрос о целесообразности дальнейшей эксплуатации «Коммуны».
Командованию поисково-спасательной службы и управления поисковых и
аварийно-спасательных работ каждый раз чудом удавалось убедить их оставить
судно в составе флота, поскольку состояние корпуса, механизмов и систем
позволяют продлить срок его эксплуатации. Наконец
25 ноября 2003 года командующий Черноморским флотом лично осмотрел «Коммуну».
По своему содержанию, технической и боевой готовности судно оказалось
значительно лучше многих других судов обеспечения. Командующий дал высокую
оценку экипажу, состоянию спасателя и объявил: «Коммуне» продолжать служить
России!
Пройдя
доковый ремонт с активным участием в нем экипажа, судно в 2005 году получило
свидетельство на годность к плаванию с районом плавания Черное и Азовское моря
и мореходностью до 8 баллов. Это позволило «Коммуне» без ограничений выполнять
возложенные на нее задачи в составе спасательного отряда Черноморского флота.
На выходах в море отрабатывалась задача оказания
помощи экипажу лодки, лежащей на грунте на глубине до 60 м, с использованием
спасательного подводного снаряда и была начата подготовка к участию в учении
под руководством Главнокомандующего ВМФ.
В период с 6 по 8 июля 2006 года было успешно
проведено учение под руководством Главкома ВМФ адмирала В. В. Масорина на тему:
«Оказание помощи и спасение экипажа аварийной ПЛ, лежащей на грунте на глубине
до 60 м». Были выполнены следующие элементы:
– выход подводников на поверхность через торпедные
аппараты методом свободного всплытия;
– вывод подводников на поверхность спасательным
подводным снарядом «АС-5» с судна-носителя «Коммуна»;
В учении кроме «Коммуны» принимали участие
спасательные суда «Эпрон», «Шахтер», «ВМ-154», «ВМ-125», подлодка «Алроса», гидрографическое
судно «ГС-86», тральщик «Снайпер», авиация ЧФ – самолет «АН-26» и вертолет «КА-25
ПС».
Действия экипажа и состояние судна оценены
Главнокомандующим ВМФ положительно.
По техническому состоянию, запасам, укомплектованности
и подготовленности экипажа «Коммуна» встречает юбилей в 1-ой линии, постоянной
готовности, подготовленным к решению задач по прямому предназначению.
В апреле 2009 года на «Коммуне» установлен
телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Пантера Плюс», подготовлены
специалисты для его обслуживания. Это значительно увеличило возможности корабля
по поиску и обследованию затонувших объектов и выполнению на них отдельных
работ. Не будем забывать, что «Коммуна» по прежнему готова к приему и
обеспечению любой сверхмалой подводной лодки поисково-спасательного назначения.
Других носителей сверхмалых подводных лодок, предназначенных для спасения
подводников с затонувшей подводной лодки, сегодня на Черноморском флоте нет.
В дальнейшем спасательное судно «Коммуна» выполняло
плановые задания командования Черноморского флота в полном объеме. При этом
судно не имело поломок и аварий за весь этот период.
Перед столетним юбилеем морской спасатель «Коммуна»
прошел докование и необходимый ремонт. Экипаж и судно снова готовы к выполнению
поставленных командованием задач.
Почему именно в Амстердаме?
Мы
неоднократно подчеркивали, что своим удивительно продолжительным корабельным
веком «Коммуна» обязана не только кораблестроителям, но и экипажам, которые на
ней служили, берегли, грамотно эксплуатировали и активно участвовали в плановых
заводских и доковых ремонтах. За прошедшие 100 лет службу на «Коммуне» несли
более 5 тысяч человек – матросов, старшин, мичманов, офицеров, гражданских
членов экипажа. За всю вековую историю командирами «Коммуны» были 14 офицеров
Военно-морского флота России, а капитанов всего два, оба они морские офицеры
запаса: ушедший из жизни Леонид Александрович Балюков и ныне здравствующий
Анатолий Александрович Ишинов. На должность капитана он был назначен в 2003
году и с тех пор вот уже более 10 лет активно и успешно выполняет свою трудную
и почетную миссию.
Но вспоминая
добрым словом всех членов экипажа, мы всегда помним о том, что основную роль в
сохранении уникального корабля сыграло Российское государство в лице
Военно-морского флота, которое организовывало все плановые ремонты, докования,
реконструкцию «Коммуны» и выделяло на это соответствующие средства.
Мы уже
упоминали о некоторых эпизодах ремонтных работ, проводимых на корабле. Вновь
привлечем внимание уважаемого читателя к плановым ремонтным работам в период
Великой Отечественной войны и к ремонту судна в Голландии.
В блокадном
Ленинграде экипаж «Коммуны» ремонтировал не только подводные лодки, корабли и
суда, но и своими силами осуществлял поддерживающий ремонт своего корабля.
Трудно себе представить, как морякам удавалось справляться с работами в
условиях, когда часть экипажа ушла на фронт и на обслуживание Дороги жизни
через Ладогу, в условиях недоедания и сильных холодов, когда температура
воздуха в машинных отделениях не поднималась выше 5-10 градусов мороза. Всё
выдержали моряки, внося свой вклад в Победу над ненавистным врагом!
О ремонте в
Голландии, в городе Амстердаме мы упоминаем совсем по другим причинам. Он
проходил в 1954-1956 годах. Через 10 лет после войны правительство сочло
необходимым и возможным выделить средства в инволюте ввиду необходимости замены
тросов главного спускоподъемного устройства и главных двигателей. Тросы особой
свивки производились в Голландии, там же были и мастера, способные выполнить
сложную работу по их замене. Одновременно с этой принципиально важной и
определяющей для «Коммуны» работой были заменены главные двигатели и выполнены
другие работы.
В 1976 году
«Коммуна» в третий раз побывала за границей – прошла доковый ремонт в городе
Варна. Но в те годы Болгарию можно было назвать «заграницей» с большой
натяжкой.
Что касается
реконструкции корабля и переоборудования как носителя сверхмалых подводных
лодок поисково-спасательного назначения, то это заслуга инженеров, техников и
рабочих Севастопольского конструкторского бюро «Черноморец» и Севастопольского
морского завода имени Серго Орджоникидзе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий