Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов
Александр Васильевич,
начальник
Аварийно-спасательной
службы
ЧФ в 1973-1986 годах
Из книги "100 лет, что дальше?"
Мы
неоднократно подчеркивали, что своим удивительно продолжительным корабельным
веком «Коммуна» обязана не только кораблестроителям, но и экипажам, которые на
ней служили, берегли, грамотно эксплуатировали и активно участвовали в плановых
заводских и доковых ремонтах.
Но вспоминая
добрым словом всех членов экипажа, мы всегда помним о том, что основную роль в
сохранении уникального корабля сыграло Российское государство в лице
Военно-морского флота, которое организовывало все плановые ремонты, докования,
реконструкцию «Коммуны» и выделяло на это соответствующие средства.
Мы уже
упоминали о некоторых эпизодах ремонтных работ, проводимых на корабле. Вновь
привлечем внимание уважаемого читателя к плановым ремонтным работам в период
Великой Отечественной войны и к ремонту судна в Голландии.
В блокадном
Ленинграде экипаж «Коммуны» ремонтировал не только подводные лодки, корабли и
суда, но и своими силами осуществлял поддерживающий ремонт своего корабля.
Трудно себе представить, как морякам удавалось справляться с работами в
условиях, когда часть экипажа ушла на фронт и на обслуживание Дороги жизни
через Ладогу, в условиях недоедания и сильных холодов, когда температура
воздуха в машинных отделениях не поднималась выше 5-10 градусов мороза. Всё
выдержали моряки, внося свой вклад в Победу над ненавистным врагом!
О ремонте в
Голландии, в городе Амстердаме мы упоминаем совсем по другим причинам. Он
проходил в 1954-1956 годах. Через 10 лет после войны правительство сочло
необходимым и возможным выделить средства в инволюте ввиду необходимости замены
тросов главного спускоподъемного устройства и главных двигателей. Тросы особой
свивки производились в Голландии, там же были и мастера, способные выполнить
сложную работу по их замене. Одновременно с этой принципиально важной и
определяющей для «Коммуны» работой были заменены главные двигатели и выполнены
другие работы.
В 1976 году
«Коммуна» в третий раз побывала за границей – прошла доковый ремонт в городе
Варна. Но в те годы Болгарию можно было назвать «заграницей» с большой
натяжкой.
Что касается
реконструкции корабля и переоборудования как носителя сверхмалых подводных
лодок поисково-спасательного назначения, то это заслуга инженеров, техников и
рабочих Севастопольского конструкторского бюро «Черноморец» и Севастопольского
морского завода имени Серго Орджоникидзе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий