БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Спасение сверхмалой подводной лодки







Капитан 1 ранга в отставке

Жбанов Александр Васильевич,

начальник Аварийно-спасательной

службы ЧФ в 1973-1986 годах




 Из книги "100 лет, что дальше?"

В 1991 году «Коммуна» принимала непосредственное участие в оказании помощи сверхмалой подводной лодке «АС-4».
В начале июля 1991 года при буксировке из Балаклавы в главную базу затонула списанная из состава флота подводная лодка проекта 613. Место затопления обозначили буйком и нанесли на карту. Когда лодка погружалась, она потянула за собой кусок буксирного пропиленового каната длиной почти 200 м, который плавал на воде. Чтобы не мешать судоходству в указанном районе, вызвали тральщик и поручили ему обрезать плавающую часть каната, а к оставшейся части была закреплена балластина. В результате из каната образовалась огромная дуга, похожая на плавающую под водой арку. Вершина ее свода поднялась вверх, к поверхности воды, балластина служила одним основанием «арки», а нос подводной лодки – другим.
Для обследования затонувшей лодки в район Херсонеса вышло спасательное судно «Михаил Рудницкий» с двумя подводными аппаратами на борту, один из которых был рабочим («АС-4»), другой спасательным («АС-5»). Аппараты должны были обследовать затонувшую подлодку и отработать учебно-тренировочную задачу по стыковке с лодкой. Об образовавшейся под водой «арке» подводники ничего не знали.
Для разведки первым погрузился под воду «АС-4». Ему предстояло обнаружить лодку и навести на нее «АС-5». Разведчик нашел подлодку, которая лежала на глубине около ста метров с дифферентом 7о на нос. Условия для отработки учебно-тренировочной задачи были подходящими.
Для того чтобы наверху видели, где находится «АС-4», на нем закрепили длинный капроновый трос с плавающим наверху красно-белым буем. Длина сигнального конца была около 120 м. Экипаж «АС-4» с целью осмотра лодки два раза обошел ее от носа до кормы и, не найдя опасности в виде огромной «арки», два раза прошел через нее вместе со своим сигнальным тросом, который и зацепился за дугу, но экипаж аппарата этого не заметил. Вызвав по звукопроводной связи «АС-5», командир «АС-4» положил аппарат рядом с подлодкой на грунт с целью облегчить наведение спасательного подводного снаряда на ПЛ.
Отработав задачу, «АС-5» всплыл, чудом не зацепившись за близлежащие канаты. Подошла очередь всплывать «АС-4», но пропиленовый канат мертвой хваткой удерживал аппарат. Вдобавок к этому капроновый сигнальный конец «АС-4» намотался на маршевый винт. Произошла разгерметизация винто-рулевой группы, и в отсек стала поступать забортная вода.
Несмотря на сложную ситуацию, командир аппарата капитан 3-го ранга Сергей Цыганков, мичманы Виктор Бычук и Владимир Кулаковский проявили хладнокровие и решительность. Поступление воды удалось приостановить. Двигаться аппарат не мог, а до поверхности моря оставалось еще 60 м.
Спасательному отряду флота объявили боевую тревогу. В район бедствия вышло спасательное судно «ЭПРОН», буксир с рейдовым оборудованием и спасательное судно «Коммуна» с подводным аппаратом «АС-32» на борту.
На «ЭПРОНе» находился начальник Поисково-спасательной службы капитан 1 ранга Геннадий Леонидович Васенко, которому предстояло возглавить руководство силами отряда. Управление действиями сверхмалых ПЛ было возложено на командира 288 группы ПЛ капитана 2 ранга Вадима Дмитриевича Крейза.
День 4 июля 1991 года клонился к закату, «АС-4» находился в подводном плену с самого утра. По расчетам запасов воздуха, с учетом регенерации, должно было хватить на трое суток.
В район прибыла «Коммуна» с автономным рабочим снарядом «АС-32», которым управлял капитан-лейтенант Илькам Индусович Файзулин. Ему-то и предстояло освободить из плена братьев-подводников. В манипуляторах снаряда был закреплен резак, которым планировалось перерезать трос.
В 1800 подводный аппарат отошел от «Коммуны» и начал погружение. Связь между подводными аппаратами функционировала устойчиво. Узнав, что к ним идет помощь, экипаж «АС-4» воспрял духом.
«АС-32» приблизился к неподвижному снаряду. В иллюминатор было видно, что он весь опутан пропиленовым канатом, как паутиной.
Используя резак, начали аккуратно срезать натянутые концы. Постепенно дело сдвинулось, и «АС-4» немного подвсплыл. Наконец он был освобожден от удерживающего его каната. Когда красно-белый корпус аппарата появился на поверхности воды, на всех судах отряда грянуло громогласное «Ура!!!». Вся подводная операция заняла один час…., но какой!
Так через 76 лет после подъема Андреевского флага «Коммуна» приняла участие в спасении экипажа подводной лодки, правда сверхмалой.
Что касается спасенного «АС-4», то он в 1998 году был сдан на слом и исключен из состава Военно-морского флота.

Комментариев нет:

Отправить комментарий