Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов
Александр Васильевич,
начальник
Аварийно-спасательной
службы
ЧФ в 1973-1986 годах
Первым глубоководным аппаратом, уже судна-носителя сверхмалых подводных лодок, был «Поиск-2» проекта 1832, разработанный Ленинградским проектно-монтажным бюро (ЛПМБ) «Рубин». Аппарат предназначался для работ на глубинах до 2000 м при проведении комплексного исследования водной среды, дна Мирового океана и мог решать целый ряд задач в интересах ВМФ и народного хозяйства:
- исследование
оптических характеристик водной среды (прозрачность, освещенность,
биолюминесцентный потенциал);
- исследование
пульсаций температуры и скорости потоков, микроструктуры и рельефа грунта, а
также распределения по глубине геофизических полей Земли (гравитационное,
магнитное и электрическое);
- допоиск
подводных объектов в заданных районах, их классификация и обследование.
«Поиск-2» мог
также доставить на грунт и поднять на поверхность груз до 400 кг и в переделах
возможности манипуляторов выполнить целый ряд работ: сверление и нарезание
резьбы, отворачивание и заворачивание гаек, закрепление специального карабина,
открывание задраек откидных листов эпроновских выгородок и самих листов и тому
подобное.
Вся
научно-техническая, исследовательская и навигационная информация автоматически
регистрировалась единым бортовым комплексом «Эра». Базирование, доставка к
месту работы и обеспечение связи с аппаратом, а также обработка собранной
информации обеспечивалось судном носителем.
Прочный корпус
аппарата испытали гидравлическим давлением 220 кгс/см2 в док-камере
завода изготовителя (Ново-Адмиралтейский завод), а для проведения ходовых и
государственных испытаний «Поиск-2» доставили в Севастополь.
В испытаниях и
их обеспечении принимали участие океанографическое исследовательское судно
«Адмирал Владимирский» и «ГС-78».
Проведение
наладочных работ, швартовные и заводские ходовые испытания продолжались с
ноября 1973 года по декабрь 1975 года и завершились погружением на глубину 2026
м.
В состав
экипажа входили командир капитан 3-го ранга Сергей Петрович Антоненков,
помощник по электромеханической части инженер-механик Александр Петрович
Мосунов и помощник по научно-исследовательской работе старший лейтенант А.
Смирнов. Первое погружение на глубину 1000 м аппарат совершил 17 августа 1974
года на траверзе мыс Сарыч. Спуск проводился ступенчатым методом с
использованием электромотора вертикального движения и продолжался около 4-х часов.
Еще три спуска провели 4, 25 сентября и 26 октября. Испытания прошли успешно.
Ранним утром
15 декабря 1974 года начались Государственные испытания с погружением на
проектную предельную глубину. В 800 «Коммуна», находившаяся в
60-ти милях от берега в районе между мысами Сарыч и Айя, спустила аппарат на
воду. Судно легло в дрейф. Включили гидроакустическую станцию «Гамма».
Видимость не превышала пяти миль, скорость ветра 8 м/сек, волнение моря – два
балла. Погружением с борта «Коммуны» руководил командир группы подводных
аппаратов капитан 2-го ранга Леонид Георгиевич Лей, в состав экипажа вошли
командир аппарата С. П. Антоненков, А. П. Масунов, мичман Ф. Бобров, главный
конструктор Ю. К. Сапожников и председатель Госкомиссии капитан 1-го ранга Н.
А. Мышкин.
В 9.00
командир задраил верхний рубочный люк, и «Поиск-2» начал погружение. С приходом
на глубину 150 м аппарат удифферентовали и отключили маршевый электромотор, а
затем создали дифферент на нос 5о и начали дальнейшее погружение.
Небольшими порциями принимали балласт, работал электромотор вертикального хода.
Остановки производили на глубинах 300, 600, 900, 1200 и 1800 м. На глубине 1900
м вновь опробовали все электромоторы и аппаратуру. Далее аппарат благополучно
погрузился до глубины 2026 м. Прозрачность воды при свете прожекторов была
идеальной, дно хорошо просматривалось. Температура воды за бортом была +4оС.
На глубине
2000 м аккумуляторные батареи разрядились почти на 60% из-за малой мощности
регенеративной установки воздуха, предельно-допустимый уровень углекислого газа
превышал установленные нормы. В 14.00 было получено «добро» на всплытие.
К тому времени на поверхности
разыгрался шторм силой до 4-5 баллов, скорость ветра увеличилась до 12 м/сек.
«Поиск-2» всплыл в 17.00, и в течение почти 2-х часов «Коммуна» искала его
среди бушующего моря с помощью прожекторов. Высота волн достигала 5 м, а крен
судна иногда доходил до 15о, но большое всех досталось экипажу
«Поиска-2», который бросало, как щепку. Аппарат был взят на буксир водолазным
морским судном «ВМ-416» под командованием старшего лейтенанта Дмитрия
Сергеевича Гагина. В течение 30 часов продолжалась буксировка аппарата в
штормовом море. В бухте Казачья он был поднят на борт «Коммуны».
По результатам испытаний 25 декабря
1975 года головной аппарат «Поиск-2» был сдан флоту в опытную эксплуатацию с
базированием на «Коммуне». О том, как проходила опытная эксплуатация, написал в
свое время начальник гидрографической службы Черноморского флота контр-адмирал
Лев Иванович Митин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий