Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов
Александр Васильевич,
начальник
Аварийно-спасательной
службы ЧФ в 1973-1986 годах
Из книги "Сто лет, что дальше?"
В 1938 году «Коммуна» приняла участие в спасательной
операции по подъему затонувшей подводной лодки «М-90» типа М серии XII.
В 21.35 15 ноября ПЛ «М-90» вышла из гавани Кронштадта
и направилась в Финский залив для отработки учебных задач боевой подготовки. С
юго-запада дул сильный ветер, на море был шторм.
Пройдя входныe ворота гавани, уже на фарватере
Кронштадт - Ораниенбаум на «М-90» увидели идущее навстречу полным ходом
посыльное судно «Якобинец». Попытка уклониться ни к чему не привела. В 2145
«Якобинец» протаранил М-90 в правый борт на курсовом угле 60°. Его форштевень
пропорол обшивку прочного корпуса лодки в районе третьего отсека (центрального поста),
сделав в ней пробоину 2х0,8 м. После столкновения «Якобинец» отработал «полный
назад» и, не пытаясь оказать помощи экипажу подводной лодки, ушёл в
Ораниенбаум.
Через пробоину забортная вода почти моментально
затопила центральный пост, а затем через незадраенную переборочную дверь и
второй отсек. Шесть человек успели подняться через рубочный люк из третьего
отсека наверх, седьмой – радист – так и остался в радиорубке.
Никем не управляемая «М-90» продолжала дрейфовать к
южному берегу Финского залива и одновременно, постепенно теряя плавучесть,
начала тонуть. Через некоторое время лодку отнесло ветром на мель в районе
Ораниенбаумского поста, и там, в 200 м от берега, на глубине 4,5 м, она
уткнулась носовой оконечностью в грунт, но кормовая оконечность оставалась на
плаву. Над водой возвышалось только ограждение рубки с горевшими бортовыми
отличительными огнями и шестью уцелевшими подводниками из первого и второго
отсеков.
Вскоре к месту катастрофы подошёл пароход «Пятилетка».
Он снял с рубки четверых моряков, а командир и штурман остались на «М-90» в
ожидании помощи. В 00.50 16 ноября из Кронштадта подошло спасательное судно
«Трефолев», имея на буксире водолазные боты «Э-105» и «Э-111». Из-за малых
глубин «Трефолев» встал на якорь в 150 м от лодки, отправив к ней водолазные
боты. В 2.00 под воду ушёл водолаз Цыганок. С помощью перестукивания он
установил, что в первом отсеке кто-то остался в живых. Затем Цыганок освободил запутавшийся в антенне аварийно-сигнальный
буй, который тотчас же подняли на водолазный бот «Э-111».
Поначалу извлечённая из буя телефонная трубка молчала,
но после замены в ней микрофона спасатели услышали голос краснофлотца
Кудрявцева. Он сообщил, что в первом отсеке с ним находятся ещё краснофлотцы
Качан и Серов; вода в отсек продолжает быстро поступать и уже закрыла крышки
торпедных аппаратов.
Перешедший на бот командир «М-90» капитан-лейтенант
Климов приказал своим подчинённым создать в первом отсеке противодавление,
используя сжатый воздух из баллонов воздуха высокого давления. Вскоре
подводники сообщили, что попытка оказалась безрезультатной: воздух ушёл в смежный
второй отсек. Тогда Климов приказал покинуть лодку через торпедный аппарат. В
ответ спасатели услышали, что один из подводников совсем обессилил, а чуть
позже – что открыть крышку аппарата и выпустить торпеду они не могут. Потом
краснофлотцы всё время просили: «Быстрее поднимите лодку!»
В это время к «М-90» подошёл ещё один водолазный бот
со спасательного судна подводных лодок «Коммуна». Он имел на борту компрессор и
воздушные шланги. Пока бот швартовался к лодке, водолаз Цыганок обследовал её
кормовую часть и доложил, что в шестом отсеке также отвечают на стук.
Около 3.00 из Кронштадта подошёл 50-тонный плавкран.
Вступивший в командование судоподъёмными работами начальник Балтийской партии
ЭПРОН A. M. Лавров принял решение вначале краном поднять кормовую оконечность
лодки и вывести через кормовой люк подводников из шестого отсека. Одновременно
с этим по шлангам подавать воздух в первый отсек, используя водолазное
снаряжение бота «Коммуны». Затем предполагалось поднять краном носовую
оконечность и с помощью водолазов вывести моряков из первого отсека через
затопленный третий.
В 3.35 к месту катастрофы прибыли начальник штаба
Балтийского флота капитан 1 -го ранга В. П. Трибуц, командование 3-й бригады
подлодок, куда входила «М-90», и инженер Кронштадтского военного порта
Гончаров. Последнему прибывшее командование и поручило руководить спасательной
операцией, сочтя его более компетентным, нежели
A. M. Лавров.
Спасателям с «Коммуны» не удалось присоединить шланг
подачи воздуха от компрессора к штуцерам в носовой части надстройки «М-90»
(скорее всего, не совпадала резьба), и около 5.00 16 ноября стуки из первого
отсека прекратились. Это означало только одно – вода полностью затопила отсек и
находящиеся там три краснофлотца погибли.
В это время инструктору водолазного дела ЭПРОНа И. О.
Разуваеву удалось подвести строп под кормовую оконечность лодки. Сразу же
начали подъём. В 8.05 из воды показался кормовой люк, через который из шестого
отсека выбрались семь подводников. Старший из спасённых, инженер-механик,
доложил, что четвертый отсек затоплен полностью, забортная вода поступала из
него в пятый и шестой отсеки, но её удавалось успешно откачивать турбонасосом.
В 13.30 с помощью подошедшего 70-тонного плавкрана подняли носовую оконечность «М-90»
и извлекли тела погибших подводников. Всего в катастрофе погибло 4 человека, 13
удалось спасти.
Прибывший к месту аварии командующий флотом флагман
флота 2-го ранга Г. И. Левченко категорически запретил транспортировать
аварийную лодку на гинях «Коммуны» и потребовал восстановить её плавучесть.
Вначале водолазы пытались заделать пробоину мягким пластырем, но затем решили
изготовить кессон и с его помощью заварить пробоину.
К 4.00 17 ноября из Кронштадта доставили кессон и
стальной лист, выгнутый по обводу прочного корпуса лодки. После установки и
осушения кессона рваные края пробоины срезали автогеном и к 2300
приварили «заплату». 18 ноября к 3.00 «М-90» отбуксировали в Ораниенбаум и
ошвартовали у борта плавбазы «Кронштадт». Затем лодку перевели в Ленинград на
завод № 196, где она в свое время строилась. Аварийно-восстановительный ремонт
продолжался шесть месяцев (с 25 ноября 1938 года по 15 мая 1939 года).
Комментариев нет:
Отправить комментарий