Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов
Александр Васильевич,
начальник
Аварийно- спасательной
службы
ЧФ в 1973-1986 годах
Из книги «Сто лет,что дальше?»
Подводная лодка «АГ-15» («Американский Голланд»)
Балтийского флота под командованием лейтенанта М. М. Максимовича в июне 1917
года принимала участие в отработке навыков экипажа по всплытию и погружению на
ходу. 8 июня она отошла от борта транспорта «Оланд» и направилась в Ганге для
выполнения учебного задания.
Прибыв в район, лодка начала погружение. Рядом
находился корабль обеспечения - минный заградитель «Ильмень». Именно с мостика
минзага увидели, что лодка погружается необычно, с увеличенным дифферентом на
корму и, причем очень быстро. Вскоре она скрылась под водой. На поверхности
оказались четыре моряка. Трое из них (командир, боцман и рулевой) были
подобраны шлюпкой с «Ильменя» и спасены, а четвертый, штурман, не умевший
плавать, утонул.
Через час к месту аварии прибыли водолазы, которые
обнаружили лодку, лежащую на грунте на ровном киле на глубине 27 м. Внешних
повреждений обнаружено не было. Люк центрального поста и кормовой были открыты.
В носовом и кормовом отсеках оказались живые подводники, отвечающие на сигналы
водолазов методом перестукивания по корпусу лодки.
Через три часа моряки выпустили из носового
торпедного аппарата торпеду, в которой находилась записка с просьбой о помощи.
Таким образом, спасатели узнали, что в носовом отсеке находится 11 человек экипажа.
В то время помочь подводникам могли только они сами, выйдя из лодки методом
свободного всплытия.
К месту аварии по тревоге был направлен спасатель
подводных лодок «Волхов», который на тот момент находился в Ревеле и мог
подойти к месту аварии только на следующий день. Через десять часов пребывания
в полузатопленном первом отсеке подводники приняли решение выйти на поверхность
воды самостоятельно. Под руководством старшего офицера корабля
Матыевича-Мацеевича моряки подняли в отсеке давление выше забортного, открыли
входной люк и вместе с воздушным пузырем поднялись на поверхность. Живыми
всплыли всего пять подводников.
«Волхов» прибыл к месту аварии к 10 утра следующего
дня. В 13.00 начались работы по подъему субмарины. Кормовая часть лодки ушла
глубоко в ил, пришлось промывать тоннели под днищем.
К 19.00 15 июня лодку удалось стронуть с места, и 16
июня «Волхов» поднял её на поверхность воды. Работы по подъему ПЛ были
выполнены за 7 суток. В конце июля подводная лодка была отремонтирована
командой спасателя и смогла выйти в море для выполнения поставленных флотом
задач.
Следствие установило причину аварии. Виновными
признали командира и кока экипажа. Нелепый случай привел к гибели 18
подводников.
Корабельный кок готовил обед, что-то жарил, и воздух
отсека наполнился чадом от подгоревшего жира или масла. Матрос решил
провентилировать помещение и, не спросив разрешения центрального поста,
самостоятельно открыл верхний входной люк. С мостика люк просматривался плохо,
хотя и был расположен рядом с ограждением боевой рубки, так как обзор закрывало
45-мм орудие.
Степень виновности командира и личного состава лодки
определить трудно. Вполне возможно, что люк был открыт сразу же после проверки
отсеков к погружению, когда командир был полностью уверен в герметичности лодки
и дал команду на погружение.
Что касается «Волхова», то
он свое предназначение выполнил, но по независящим от него причинам прибыл к
месту аварии, когда подводники либо погибли, либо вышли из лодки
самостоятельно.
Вскоре после подъема и ремонта «АГ-15» «Волхов»
вновь был затребован по прямому назначению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий