Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов
Александр Васильевич,
начальник
Аварийно- спасательной
службы ЧФ в 1973-1986 годах
Из книги «100 лет, что дальше?»
Окончание
28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, в
которой Россия приняла участие в тройственном союзе (Россия, Великобритания,
Франция) против Германии и Австро-Венгрии. И без того срывались контрактные
сроки постройки «Волхова», а с началом войны постройка еще более затянулась, и
к 1 октября 1914 года готовность составила всего 74 %.
К приемным испытаниям «Волхов» удалось подготовить лишь
к июню 1915 года. В связи с военным положением, программу испытаний значительно
сократили, отложив часть их на конец войны.
В первую очередь провели все швартовные испытания, а
затем приступили к ходовым. 23 июня проверили скоростные возможности судна на
мерной линии. Через неделю, после устранения недостатков, испытания провели
повторно. В промежутках между испытаниями на мерной миле провели испытания
подъемных устройств. Тем не менее, полностью выполнить программу испытаний не
удалось. Подводную лодку весом в 600 т Морское министерство выделить отказалось
в связи с занятостью всех субмарин на военном театре. Тогда для испытания
подъемных устройств было принято решение вместо подводной лодки использовать
подходящую баржу весом 440 т. Что и было сделано. Испытание удовлетворило
приемную комиссию, и первого июля 1915 года был подписан акт № 24 о приемке
спасательного судна для подводных лодок «Волхов».
С опозданием контрактного срока сдачи судна на целый
год спасатель все же вошел в состав Российского Императорского флота.
В результате конструкторских решений и требований
основного заказчика, «Волхов» превратился в совершенно новое спасательное
судно, а не в прототип германского «Вулкана», как ошибочно и технически
неграмотно утверждают некоторые историки. От «немца» остались только похожие по
виду фермы подъемного устройства и сама идея создания катамаранной конструкции
корпуса.
Первым командиром «Волхова» в 1915 году стал капитан 2
ранга Александр Антонович Якубовский.
14 июля 1915 года «Волхов» поднял Военно-морской флаг и в
качестве плавучей базы вошел в состав дивизии подводных лодок Балтийского
флота. Кроме того, «Волхов» обслуживал и английские подводные лодки типов «Е» и
«С» во время их базирования на Ревель. 23 декабря 1917 года спасательное судно вернулось
в Ревель, где и оставалось до февраля 1918 года. Угроза захвата кораблей
Балтийского флота германскими войсками заставила провести срочную эвакуацию
Ревельского порта, и 11 февраля «Волхов» направился в Гельсингфорс, куда и
прибыл через день.
12 марта (здесь и далее даты приведены по новому стилю)
Балтийский флот начал эвакуацию из Гельсингфорса в Кронштадт – знаменитый
ледовый поход. В условиях тяжелой ледовой обстановки, нехватки топлива,
недостаточного количества ледоколов, неукоплектованности команд делалось все,
чтобы спасти в первую очередь боевые корабли. «Волхов» разделил участь большого
количества вспомогательных судов, интернированных в столице независимой
Финляндии.
12 апреля, после ухода из Гельсингфорса основных сил
Балтийского флота, на «Волхове» был поднят синий флаг с Андреевским
крестом в крыже, а оружие сдано на транспорт «Рига». К 15 апреля на корабле
осталось 13 человек команды.
В начале мая германское командование, уступая требованию
советского правительства, согласилось выпустить из Гельсингфорса еще одну
группу кораблей: восемь миноносцев, минный заградитель, три транспорта, два
блокшива и спасательные суда. В эту группу вошел и «Волхов». Приняв на борт 242
пассажира, 11 мая он вышел из Гельсингфорса. До фарватера его сопровождал
германский ледокол. На следующий день «Волхов» благополучно прибыл в Кронштадт,
а затем направился в Петроград.
В 1917 г. на судно
прибыл новый командир – капитан 2 ранга Николай Николаевич Нозиков. В конце
февраля был создан судовой комитет под председательством матроса В. Илюченко.
Судно обеспечивало боевую деятельность русских подводых
лодок «Волк», «Барс», «Вепрь», «Щука», «Касатка», «Белуга» и «Крокодил»,
заряжая в Ревеле их аккумуляторные батареи, обеспечивая оружием и запасом
материальных средств.
Командный состав «Волхова» в 1917 году:
- старший офицер (он же ротный командир) лейтенант Зигфрид
Александрович Лисс;
- вахтенный начальник лейтенант Илья Иосифович Алферов;
- вахтенный начальник по морской части лейтенант Р.Я.
Робинь;
- ревизор прапорщик по морской части Т.И. Шарипков;
- судовой инженер-механик мичман Г.М. Ломань;
- второй механик прапорщик по механической части И.Н.
Богомолов;
- гардемарин флота по механической части Д.А. Михьева.
Нижние чины: боцман, четыре минера, три водолаза, 21 матрос
1 статьи, 19 матросов 2 статьи, 50 матросов и 18 мотористов 1 статьи. На судне
числились трое сверхсрочнослужащих, из них один водолаз.
«За
труды, понесенные по обстоятельствам военного времени» 10 января 1917 года трое
моряков «Волхова» - моторный унтер-офицер 1 статьи П.И. Алексеев, мотористы 1
статьи И.Н. Барковский и А.А. Багурихин – были награждены медалью «За усердие».
15 мая 1918 года на судне впервые вместо Андреевского поднят красный флаг.
Через неделю, 22 мая, «Волхов» был переведен к стенке Балтийского завода
и приступил к ремонту подводных лодок, поврежденных во время Ледового похода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий