БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Императорский флот России





Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов Александр Васильевич,
начальник Аварийно-    спасательной
службы ЧФ в 1973-1986 годах 



 Из книги «100 лет, что дальше?»
 Окончание
28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, в которой Россия приняла участие в тройственном союзе (Россия, Великобритания, Франция) против Германии и Австро-Венгрии. И без того срывались контрактные сроки постройки «Волхова», а с началом войны постройка еще более затянулась, и к 1 октября 1914 года готовность составила всего 74 %.

К приемным испытаниям «Волхов» удалось подготовить лишь к июню 1915 года. В связи с военным положением, программу испытаний значительно сократили, отложив часть их на конец войны.
В первую очередь провели все швартовные испытания, а затем приступили к ходовым. 23 июня проверили скоростные возможности судна на мерной линии. Через неделю, после устранения недостатков, испытания провели повторно. В промежутках между испытаниями на мерной миле провели испытания подъемных устройств. Тем не менее, полностью выполнить программу испытаний не удалось. Подводную лодку весом в 600 т Морское министерство выделить отказалось в связи с занятостью всех субмарин на военном театре. Тогда для испытания подъемных устройств было принято решение вместо подводной лодки использовать подходящую баржу весом 440 т. Что и было сделано. Испытание удовлетворило приемную комиссию, и первого июля 1915 года был подписан акт № 24 о приемке спасательного судна для подводных лодок «Волхов».
С опозданием контрактного срока сдачи судна на целый год спасатель все же вошел в состав Российского Императорского флота.
В результате конструкторских решений и требований основного заказчика, «Волхов» превратился в совершенно новое спасательное судно, а не в прототип германского «Вулкана», как ошибочно и технически неграмотно утверждают некоторые историки. От «немца» остались только похожие по виду фермы подъемного устройства и сама идея создания катамаранной конструкции корпуса.
Первым командиром «Волхова» в 1915 году стал капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский.
14 июля 1915 года «Волхов» поднял Военно-морской флаг и в качестве плавучей базы вошел в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота. Кроме того, «Волхов» обслуживал и английские подводные лодки типов «Е» и «С» во время их базирования на Ревель. 23 декабря 1917 года спасательное судно вернулось в Ревель, где и оставалось до февраля 1918 года. Угроза захвата кораблей Балтийского флота германскими войсками заставила провести срочную эвакуацию Ревельского порта, и 11 февраля «Волхов» направился в Гельсингфорс, куда и прибыл через день.
12 марта (здесь и далее даты приведены по новому стилю) Балтийский флот начал эвакуацию из Гельсингфорса в Кронштадт – знаменитый ледовый поход. В условиях тяжелой ледовой обстановки, нехватки топлива, недостаточного количества ледоколов, неукоплектованности команд делалось все, чтобы спасти в первую очередь боевые корабли. «Волхов» разделил участь большого количества вспомогательных судов, интернированных в столице независимой Финляндии.
12 апреля, после ухода из Гельсингфорса основных сил Балтийского флота, на «Волхове» был поднят синий флаг с Андреевским крестом в крыже, а оружие сдано на транспорт «Рига». К 15 апреля на корабле осталось 13 человек команды.
В начале мая германское командование, уступая требованию советского правительства, согласилось выпустить из Гельсингфорса еще одну группу кораблей: восемь миноносцев, минный заградитель, три транспорта, два блокшива и спасательные суда. В эту группу вошел и «Волхов». Приняв на борт 242 пассажира, 11 мая он вышел из Гельсингфорса. До фарватера его сопровождал германский ледокол. На следующий день «Волхов» благополучно прибыл в Кронштадт, а затем направился в Петроград.
В  1917 г. на судно прибыл новый командир – капитан 2 ранга Николай Николаевич Нозиков. В конце февраля был создан судовой комитет под председательством матроса В. Илюченко.
Судно обеспечивало боевую деятельность русских подводых лодок «Волк», «Барс», «Вепрь», «Щука», «Касатка», «Белуга» и «Крокодил», заряжая в Ревеле их аккумуляторные батареи, обеспечивая оружием и запасом материальных средств.
Командный состав «Волхова» в 1917 году:
- старший офицер (он же ротный командир) лейтенант Зигфрид Александрович Лисс;
- вахтенный начальник лейтенант Илья Иосифович Алферов;
- вахтенный начальник по морской части лейтенант Р.Я. Робинь;
- ревизор прапорщик по морской части Т.И. Шарипков;
- судовой инженер-механик мичман Г.М. Ломань;
- второй механик прапорщик по механической части И.Н. Богомолов;
- гардемарин флота по механической части Д.А. Михьева.
Нижние чины: боцман, четыре минера, три водолаза, 21 матрос 1 статьи, 19 матросов 2 статьи, 50 матросов и 18 мотористов 1 статьи. На судне числились трое сверхсрочнослужащих, из них один водолаз.
 «За труды, понесенные по обстоятельствам военного времени» 10 января 1917 года трое моряков «Волхова» - моторный унтер-офицер 1 статьи П.И. Алексеев, мотористы 1 статьи И.Н. Барковский и А.А. Багурихин – были награждены медалью «За усердие». 15 мая 1918 года на судне впервые вместо Андреевского поднят красный флаг. Через неделю, 22 мая, «Волхов» был переведен к стенке Балтийского завода и приступил к ремонту подводных лодок, поврежденных во время Ледового похода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий