Капитан
1 ранга в отставке
Жбанов
Александр Васильевич,
начальник
Аварийно-спасательной
службы
ЧФ в 1973-1986 годах
Из книги «100 лет, что дальше?»
Как известно, День подводника на
Российском флоте стали отмечать с 19 марта (по новому стилю) 1906 года. В этот
день был издан приказ военно-морского министра №52, по которому подводные лодки
становились самостоятельным классом кораблей. А 29 мая 1909 года на Черном море
погибла боевая подводная лодка «Камбала». Аварии с лодками случались и ранее.
Жизнь требовала создания средств спасения подводников. Российские конструкторы
изучили зарубежный опыт. Как эту проблему решали в Европе?
Прототип «Волхова» –
немецкое спасательное судно подводных лодок Vulkan. Им было поднято со дна три
субмарины. Судно затонуло 6 апреля 1919 г. при буксировке в Англию.
Первыми
с такой задачей справились немецкие конструкторы, создавшие спасательное
судно-катамаран (судно-док). Руководителем проекта был германский инженер
Клитцинг. После различных согласований и доработок военно-морское ведомство
Германии приняло решение начать строительство необычного спасателя. Задание на
строительство было передано судостроительной компании в Киле «Howaldtswerke».
Судно заложили в начале 1907 года и уже 28 сентября этого же года спустили на
воду. Через полгода, после швартовных и ходовых испытаний, 4 марта 1908 года,
катамаран был передан в эксплуатацию. Так появился первый в мире спасатель
подводных лодок «Вулкан». Он полностью удовлетворял требованиям заказчика и
вошел в состав подводных сил флота.
Почти
три года «Вулкан» отрабатывал взаимодействие с подводными лодками во время
совместных учений, а также выполнял различные поручения ВМС. Впервые он получил
задание на подъем затонувшей подводной лодки в 1911 году. Именно с этого года
Германия начала массовое строительство новейших субмарин для своих ВМС, что
требовало тщательной отработки действий экипажей по обслуживанию сложной
техники, тактики мореплавания и обкатки «стальных акул». При этом необходимы
были особая осторожность и внимание, что не всегда удается личному составу
подводных кораблей и в наше время. Случаются и трагедии.
Во
время отработки маневрирования в 1025 17 января 1911 года в
Кильской бухте затонула немецкая подводная лодка U-3. Причиной аварии был неисправный клапан
системы вентиляции. Нужно отметить, что это «ахиллесова пята» всех подводных
лодок, включая и атомные, на протяжении всей истории подводных лодок всех стран
мира.
Стоит
напомнить, что подводная лодка U-3,
построенная в1909 году в Киле на верфи «Germaniawerftn», была современным двухкорпусным кораблем
(водоизмещение 420/510 т, длина – 43 м, скорость 11,5/9,5 уз, вооружение: одно
50-мм орудие и четыре торпедных 450-мм аппарата, экипаж – 17 человек).
Перед
плановым погружением, личный состав загерметизировал отсеки лодки и подготовил
корабль к погружению. Но из-за неисправности тарелки клапана шахты вдувной
вентиляции, клапан закрылся не до конца. Отверстия для клапанов шахт вентиляции
самые большие в корпусной конструкции подводных лодок и поныне остаются таковыми.
Как только лодка погрузилась, через клапан в отсек начала поступать забортная
вода. Моряки не сумели закрыть клапан. Вода затопила отсеки и отяжелевшая лодка
легла на грунт на глубине 12-15 м. С борта обеспечивающей лодки U-1 обратили внимание на
длительное пребывание лодки под водой и немедленно доложили по команде. Вскоре
на поверхность всплыл аварийно-сигнальный буй, оснащенный телефоном, с помощью которого можно
было связаться с экипажем затонувшего корабля. С помощью этой связи удалось
выяснить причину затопления лодки и ее состояние.
В
1035 в море вышел отряд спасателей с двумя плавкранами.
Благодаря правильному и точному взаимодействию спасательной службы и личного
состава затонувшей подводной лодки удалось поднять на поверхность носовую часть
субмарины. При помощи кранов она надежно удерживалась в нужном положении.
Открыв передние крышки торпедных аппаратов, подводники носовых отсеков вышли
наружу. Часть моряков была отравлена хлором, исходившим из аккумуляторных
батарей. Командир и трое моряков оставались в задраенной боевой рубке.
Руководство спасательной операции приняло решение немедленно продолжить подъем
лодки. Под корму были заведены стропы, и краны начали выбирать тросы. Но они не
выдержали нагрузки и лопнули. Корма опустилась на грунт.
В
это время к месту аварии спешило спасательное судно «Вулкан». Благодаря умелым
действиям водолазов судна, к 15 часам следующих суток лодку подняли. К
сожалению, спасти моряков, находящихся в боевой рубке, не удалось.
Стоит
отметить, что в 1911 году на U-3,
перед трагедией, проходил службу будущий подводный ас Первой мировой войны Макс Валентинер, в
последующем командир U-38,
утопивший в 1915 году в течение 5 дней в проливе Святого Георга у Бристольского
залива 22 парохода и три парусника (70000 т).
В
дальнейшем, после капитуляции Германии, «Вулкан» поднял две затонувшие подлодки
U-30 и UС-45. В ноябре 1918 года
судно вышло из боевого состава германских ВМС и перешло в подчинение
английского флота. 6 апреля 1918 года «Вулкан» был направлен в Гарвич для
дальнейшей работы, но во время перехода неожиданно затонул. Существует версия,
что его затопили бывшие члены экипажа, противники передачи судна англичанам.
В
1916 году было спущено на воду второе спасательное судно-катамаран «Циклоп»,
которое вступило в строй ВМС Германии в 1918 году. С учетом эксплуатации
«Вулкана» и требований руководства подводных сил судно было более совершенным,
с увеличенным водоизмещением и расчетной грузоподъемностью 1219 т. Стоит
отметить, что некоторые конструкторские решения были скопированы с чертежей
«Волхова».
Тактико-технические
данные «Циклопа»:
-
водоизмещение – 2800 т;
-
наибольшая длина – 90 м;
-
наибольшая ширина – 19,5 м;
-
осадка – 4 м;
-
скорость максимальная – 9 узлов;
-
лебедки общей грузоподъемностью 1200 т;
Проявить
себя судно не смогло, так как вместе с «Вулканом» попало в руки к англичанам. В
1923 году «Циклоп» был утилизирован.
Комментариев нет:
Отправить комментарий