БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Спасательное судно «Коммуна» - участник Великой Отечественной войны (хроника)





            Капитан 1 ранга в отставке
            Жбанов Александр Васильевич,
           начальник Аварийно-спасательной
             службы ЧФ в 1973-1986 годах

                             Из книги "Сто лет, что дальше?"




 К началу Великой Отечественной войны «Коммуна» базировалась в Ленинграде. Уже с 21 июня 1941 года на судне было установлено постоянное дежурство пулеметчиков на полубаке (краснофлотцы Петруничев, Кононов и Рысцов), с 22 июня вахту нес боевой расчет в составе краснофлотцев Ласовского, Евтеева и Рысцова. Из краткосрочных отпусков, командировок и водолазных курсов в Севастополе на судно возвращаются члены экипажа.

На 1 июля штатное расписание экипажа включало 120 человек, но по списку числилось 124 (на морском пищевом довольствии – 115, на дополнительном водолазном пайке – 12, на комначсоставском – 8 человек). В составе командного состава «Коммуны» на начало войны были командир капитан 1 ранга Сергей Игнатьевич Рябков, помощник командира капитан-лейтенант Иван Иванович Пристышев, военком старший политрук Владимир Платонович Зубик, командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Иван Фомич Иванов, командир БЧ-1 лейтенант Сергей Иванович Филонов, командир группы движения инженер-лейтенант Никифор Макарович Евсеенок, Сергей Иванович Садовников и военфельдшер Алексей Григорьевич Баландик.
В середине сентября с «Коммуны» на сухопутный фронт убыли 11 краснофлотцев, а еще 12 человек были направлены в истребительный отряд.
При близком разрыве авиабомбы 18 октября «Коммуна» получила 29 мелких осколочных пробоин.
В конце октября водолазы успешно провели подводные работы на поврежденном линкоре «Октябрьская революция».
В связи с наступлением ледостава и ухудшением обстановки под Ленинградом Военный Совет КБФ постановил 19 ноября 1941 г. сформировать в каждом соединении флота стрелковые подразделения. Во второй батальон вошли и  моряки «Коммуны». В первые месяцы войны ушел на сухопутный фронт с судна 21 моряк. Опустели кубрики, исчезли улыбки с лиц оставшихся моряков.
К 1942 году с судна ушло много людей и практически полностью сменилось командование (документов той поры почти не сохранилось). В отдельные периоды блокады Ленинграда некомплект личного состава достигал 40 %.
С января начался ремонт силами личного состава. Несмотря на нехватку людей, отсутствие необходимого числа специалистов, скудное питание, в сильный  мороз, при норме хлеба 300 грамм в сутки на человека, моряки «Коммуны» выполняли план судоремонта на 250-300%. При этом машинные отделения не отапливались, и температура там редко превышала минус 19 градусов.
В течение тяжелого и голодного блокадного 1942 года спасатели подняли и силами судовой мастерской отремонтировали 10 подводных лодок Балтийского флота. Особенно трудоемкие работы пришлось вести «коммунаровцам» на «Щуках» - «Щ-309», «Щ-546», «Щ-318» и «Малютках» - «М-77», «М-79», «М-95». Особую гордость испытал экипаж «Коммуны», когда досрочно отремонтировал подводную лодку «М-96», которой тогда командовал Александр Иванович Маринеско. Это позволило «М-96» выйти в море раньше планируемого срока и 14 августа 1942 года потопить фашистский транспорт «Хелене» водоизмещением около 7000 тонн. В этой победе подводников есть и заслуга «коммуновцев».
Одновременно экипаж «Коммуны» оказывал посильную помощь поврежденным кораблям. Так, 16-17 февраля 1942 г. были заделаны пробоины на подводной лодке «Аргунь». 16 марта заделаны осколочные пробоины на подводном заградителе «Лембит». Начиная с марта 32 водолаза «Коммуны» работали на Ладожском озере, обеспечивая функционирование «Дороги жизни». Там моряки «Коммуны» спасли 4 танка «КВ», два трактора и 31 автомобиль, подняли со дна озера сотни тонн различных грузов.
В апреле судно вновь обеспечивало ремонт поврежденных ПЛ, для чего 23 апреля его ошвартовали у набережной Красного Флота, в ста метрах ниже моста лейтенанта Шмидта. В 12.40 во время бомбардировки с воздуха и одновременного обстрела города из дальнобойных орудий в ферму № 4 попал осколочный фугасный снаряд крупного калибра. От разрыва разлетелись соединяющие балки крестовины, оказались перебитыми главный судоподъемный трос, трос семитонной стрелы и воздушные магистрали. Нарушилась прочность несущей фермы. Несмотря на тяжесть повреждений экипаж «Коммуны» в кратчайший срок практически самостоятельно произвел необходимый ремонт, после чего судно вновь включилось в аварийно-спасательные работы.
За холодный 1942 год экипаж сэкономил 25 т топлива и 5 т смазочных материалов, так нужных Ленинграду. В фонд обороны моряки собрали и сдали наличными 20303 рубля и облигациями на сумму 49440 рублей. Но самым главным вкладом в оборону, конечно же, были отремонтированные суда и корабли. В течение 1942-43 годов «Коммуна» провела в общей сложности 33 спасательные операции, подняла 15 подводных лодок и 11 судов, более сорока  аварийным судам была оказана помощь. Это трудное время выпало на долю командира  судна капитана 1 ранга Георгия Алексеевича Купидонова, командовавшего спасателем с 1930 по 1946 год.
К 29 апреля был завершен ремонт подводной лодки «М-77». 4 мая отремонтировали «М-97», 11 мая – «М-95», 13 мая – «М-96». Ремонт также прошли «М-79» и «М-102», был выполнен подъем затонувшей «Щ-411».
15 сентября подняли затонувшее у стенки судоремонтного завода № 196 буксирное судно «Аустра». Также были подняты шхуна «Труд», «Водолей-2», плавбаза ОВР «ЦО Правда». Кроме того, «Коммуна» выполнила доковый ремонт подводных лодок «Щ-309», «Щ-318» и «МО-161».
Часть экипажа спасателя активно участвовала в десантных операциях на Неве. И все это – при значительном некомплекте личного состава.
В течение 1942 года велись работы по подъему посыльного судна «Пионер», и на полузатопленном КР «Петропавловск». Сняли с мели нефтеналивную баржу ДУСС.
В этом году на сухопутный фронт добровольно ушли 29 моряков «Коммуны», а экипаж собрал в фонд обороны около 70 тыс. рублей деньгами и облигациями.
Мастерская судна под руководством мичмана С.К. Исакова выполняла практически любую ремонтную работу и быстро устраняла все повреждения судна от артобстрелов и бомбежек. Под его руководством состав аварийно-спасательной группы судна освоил специальность водолаза. Старшина 1 статьи В.М. Стрелков и краснофлотец С.В. Гамеров досрочно, к лету 1942 г., отремонтировали главный дизель и обеспечили его безаварийную работу. За выдающиеся показатели в ремонте судна трое моряков были награждены медалями «За боевые заслуги».
В феврале 1943 г. для работы на Волге были укомплектованы и отправлены две водолазные станции для подъема затопленных судов в Сталинграде. За 1942-43 гг. на «Коммуне» было подготовлено 159 водолазов. Моряки судна подняли со дна Невы затонувший буксир «Иваново» и штурмовик Ил-2, выполнили водолазные работы на СКР «Тайфун», стоявшем у стенки СРЗ № 190. С 5 по 20 апреля на заводе № 370 были проведены работы на эскадренных тральщиках «Владимир Полухин» и «Василий Громов». В апреле 1943 г. отремонтирована первая краснознаменная подводная лодка «Щ-406» под командованием Героя Советского Союза Осипова, потопившего восемь кораблей противника.
В кампанию 1944 г. на экипаж «Коммуны» была возложена задача аварийно-спасательного обеспечения действий сил Лен. ВМБ и плановые судоподъемные работы на Неве.  Всего за год было поднято 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 т, оказана помощь 34 аварийным кораблям и судам, в том числе подводным лодкам «Л-1» и «Щ-323» (подорвавшимся на магнитных минах). Большое значение имел подъем четырех несамоходных барж, столь необходимых для участия в войсковых перевозках. За выполнение этих работ пятеро моряков «Коммуны» были награждены медалями, а весь экипаж – медалью «За оборону Ленинграда».

Комментариев нет:

Отправить комментарий