Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов
Александр Васильевич,
начальник
Аварийно-спасательной
службы ЧФ в 1973-1986 годах
Из книги "Сто лет, что дальше?"
На 1 июля штатное расписание экипажа включало 120
человек, но по списку числилось 124 (на морском пищевом довольствии – 115, на
дополнительном водолазном пайке – 12, на комначсоставском – 8 человек). В
составе командного состава «Коммуны» на начало войны были командир капитан 1
ранга Сергей Игнатьевич Рябков, помощник командира капитан-лейтенант Иван
Иванович Пристышев, военком старший политрук Владимир Платонович Зубик,
командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Иван Фомич Иванов, командир БЧ-1
лейтенант Сергей Иванович Филонов, командир группы движения инженер-лейтенант
Никифор Макарович Евсеенок, Сергей Иванович
Садовников и военфельдшер Алексей Григорьевич Баландик.
В середине сентября с «Коммуны» на сухопутный фронт
убыли 11 краснофлотцев, а еще 12 человек были направлены в истребительный
отряд.
При близком разрыве авиабомбы 18 октября «Коммуна»
получила 29 мелких осколочных пробоин.
В конце октября водолазы успешно провели подводные
работы на поврежденном линкоре «Октябрьская революция».
В связи с наступлением ледостава и ухудшением
обстановки под Ленинградом Военный Совет КБФ постановил 19 ноября 1941 г.
сформировать в каждом соединении флота стрелковые подразделения. Во второй
батальон вошли и моряки «Коммуны». В
первые месяцы войны ушел на сухопутный фронт с судна 21 моряк. Опустели
кубрики, исчезли улыбки с лиц оставшихся моряков.
К 1942 году с судна ушло много людей и практически
полностью сменилось командование (документов той поры почти не сохранилось). В
отдельные периоды блокады Ленинграда некомплект личного состава достигал 40 %.
С января начался ремонт силами личного состава.
Несмотря на нехватку людей, отсутствие необходимого числа специалистов, скудное
питание, в сильный мороз, при норме
хлеба 300 грамм в сутки на человека, моряки «Коммуны» выполняли план
судоремонта на 250-300%. При этом машинные отделения не отапливались, и
температура там редко превышала минус 19 градусов.
В течение тяжелого и голодного блокадного 1942 года
спасатели подняли и силами судовой мастерской отремонтировали 10 подводных
лодок Балтийского флота. Особенно трудоемкие работы пришлось вести «коммунаровцам»
на «Щуках» - «Щ-309», «Щ-546», «Щ-318» и «Малютках» - «М-77», «М-79», «М-95». Особую
гордость испытал экипаж «Коммуны», когда досрочно отремонтировал подводную
лодку «М-96», которой тогда командовал Александр Иванович Маринеско. Это
позволило «М-96» выйти в море раньше планируемого срока и 14 августа 1942 года
потопить фашистский транспорт «Хелене» водоизмещением около 7000 тонн. В этой
победе подводников есть и заслуга «коммуновцев».
Одновременно экипаж «Коммуны» оказывал посильную
помощь поврежденным кораблям. Так, 16-17 февраля 1942 г. были заделаны пробоины
на подводной лодке «Аргунь». 16 марта заделаны осколочные пробоины на подводном
заградителе «Лембит». Начиная с марта 32 водолаза «Коммуны» работали на
Ладожском озере, обеспечивая функционирование «Дороги жизни». Там моряки
«Коммуны» спасли 4 танка «КВ», два трактора и 31 автомобиль, подняли со дна
озера сотни тонн различных грузов.
В апреле судно вновь обеспечивало ремонт
поврежденных ПЛ, для чего 23 апреля его ошвартовали у набережной Красного
Флота, в ста метрах ниже моста лейтенанта Шмидта. В 12.40 во время
бомбардировки с воздуха и одновременного обстрела города из дальнобойных орудий
в ферму № 4 попал осколочный фугасный снаряд крупного калибра. От разрыва
разлетелись соединяющие балки крестовины, оказались перебитыми главный
судоподъемный трос, трос семитонной стрелы и воздушные магистрали. Нарушилась
прочность несущей фермы. Несмотря на тяжесть повреждений экипаж «Коммуны» в
кратчайший срок практически самостоятельно произвел необходимый ремонт, после
чего судно вновь включилось в аварийно-спасательные работы.
За холодный 1942 год экипаж сэкономил 25 т топлива
и 5 т смазочных материалов, так нужных Ленинграду. В фонд обороны моряки
собрали и сдали наличными 20303 рубля и облигациями на сумму 49440 рублей. Но
самым главным вкладом в оборону, конечно же, были отремонтированные суда и
корабли. В течение 1942-43 годов «Коммуна» провела в общей сложности 33
спасательные операции, подняла 15 подводных лодок и 11 судов, более сорока аварийным судам была оказана помощь. Это
трудное время выпало на долю командира
судна капитана 1 ранга Георгия Алексеевича Купидонова, командовавшего
спасателем с 1930 по 1946 год.
К 29 апреля был завершен ремонт подводной лодки
«М-77». 4 мая отремонтировали «М-97», 11 мая – «М-95», 13 мая – «М-96». Ремонт
также прошли «М-79» и «М-102», был выполнен подъем затонувшей «Щ-411».
15 сентября подняли затонувшее у стенки
судоремонтного завода № 196 буксирное судно «Аустра». Также были подняты шхуна
«Труд», «Водолей-2», плавбаза ОВР «ЦО Правда». Кроме того, «Коммуна» выполнила
доковый ремонт подводных лодок «Щ-309», «Щ-318» и «МО-161».
Часть экипажа спасателя активно участвовала в
десантных операциях на Неве. И все это – при значительном некомплекте личного
состава.
В течение 1942
года велись работы по подъему посыльного судна «Пионер», и на полузатопленном
КР «Петропавловск». Сняли с мели нефтеналивную баржу ДУСС.
В этом году на сухопутный фронт добровольно ушли 29
моряков «Коммуны», а экипаж собрал в фонд обороны около 70 тыс. рублей деньгами
и облигациями.
Мастерская судна под руководством
мичмана С.К. Исакова выполняла практически любую ремонтную работу и быстро
устраняла все повреждения судна от артобстрелов и бомбежек. Под его
руководством состав аварийно-спасательной группы судна освоил специальность
водолаза. Старшина 1 статьи В.М. Стрелков и краснофлотец С.В. Гамеров досрочно,
к лету 1942 г., отремонтировали главный дизель и обеспечили его безаварийную
работу. За выдающиеся показатели в ремонте судна трое моряков были награждены
медалями «За боевые заслуги».
В феврале 1943 г. для работы на Волге
были укомплектованы и отправлены две водолазные станции для подъема затопленных
судов в Сталинграде. За 1942-43 гг. на «Коммуне» было подготовлено 159
водолазов. Моряки судна подняли со дна Невы затонувший буксир «Иваново» и
штурмовик Ил-2, выполнили водолазные работы на СКР «Тайфун», стоявшем у стенки
СРЗ № 190. С 5 по 20 апреля на заводе № 370 были проведены работы на
эскадренных тральщиках «Владимир Полухин» и «Василий Громов». В апреле 1943 г.
отремонтирована первая краснознаменная подводная лодка «Щ-406» под
командованием Героя Советского Союза Осипова, потопившего восемь кораблей
противника.
В кампанию 1944 г. на экипаж «Коммуны» была возложена
задача аварийно-спасательного обеспечения действий сил Лен. ВМБ и плановые
судоподъемные работы на Неве. Всего за
год было поднято 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 т, оказана
помощь 34 аварийным кораблям и судам, в том числе подводным лодкам «Л-1» и
«Щ-323» (подорвавшимся на магнитных минах). Большое значение имел подъем
четырех несамоходных барж, столь необходимых для участия в войсковых
перевозках. За выполнение этих работ пятеро моряков «Коммуны» были награждены
медалями, а весь экипаж – медалью «За оборону Ленинграда».
Комментариев нет:
Отправить комментарий