Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов Александр Васильевич
начальник Аварийно-спасательной
службы ЧФ
в 1973-1986 годах
Из книги «Сто лет, что дальше?»
Книга посвящена 100-летнему юбилею спасательного судна подводных лодок «Коммуна» Черноморского флота Российской Федерации.
В книге представлены материалы, собранные по крупицам в разное время переходных периодов службы «Коммуны», воспоминания членов экипажа и редкие фотографии.
Книга является продолжением монографии, посвященной 95-летию судна, и рассчитана на широкий круг читателей, любителей истории Военно-Морского Флота России, курсантов морских вузов, исследователей, изучающих историю Военно-морского флота.
От автора
Уважаемые читатели! С помощью этой книги мы пытаемся достучаться до власть предержащих, чтобы они приняли решение сохранить для потомков уникальный корабль, названный при закладке «Волхов» и переименованный в двадцатые годы в «Коммуну».
14 июля 2015 года исполняется ровно 100 лет со дня подъёма на «Волхове» Андреевского флага, потом его заменили на советский военно-морской флаг, а сегодня экипаж корабля под руководством капитана Анатолия Александровича Ишинова вновь служит под Андреевским флагом. Отлично служит и содержит в абсолютном порядке вверенный ему корабль, имеющий уникальную историю.
Есть много причин, по которым совершенно необходимо сохранить корабль. Это остроумное и талантливое решение проблемы спасения, подъёма, обеспечения подводных лодок (нового в то время класса кораблей), превратившихся в основную ударную силу Флота. Подводные лодки, ставшие мемориальными, есть в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке, а в Севастополе, где была создана Краснознамённая экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), хорошо бы сделать мемориальным спасатель подводных лодок – «Коммуну». ЭПРОН в довоенные годы был единственной организацией, способной оказывать помощь затонувшим подводным лодкам. До сих пор спасательная арматура на них маркируется литерой «Э» - начальной буквой аббревиатуры ЭПРОН. Литера наносится на эпроновские выгородки с таким расчётом, чтобы её было хорошо видно водолазам. На «Волхове» была команда водолазов, состоящая из 12 человек, оборудование и снаряжение, позволяющие выполнять водолазные работы на глубине 60 м. Именно с такой глубины «Волхов» мог поднять любую подводную лодку Российского Флота, хотя глубина их погружения в те годы не превышала 30 м.
Как инженерное сооружение «Волхов» являет собой прекрасный образец уровня промышленного производства России начала XX века, включая металлургию, машиностроение, приборостроение. Судовая сталь, из которой сделаны корпуса катамарана, за целый век не утратила своих свойств и продолжает восхищать всех, кто, так или иначе, связан с эксплуатацией и докованием судна. Сегодня много говорится о патриотизме – и это правильно. Необходимо сделать так, чтобы как можно больше людей приходило на корабль, чтобы они имели возможность восхититься тем, какие корабли Россия умела строить в начале прошлого века. «Волхов» всего на 15 лет моложе «Авроры», но он до сих пор в строю. Многие поколения экипажа сохранили корабль. Теперь от нас зависит, увидят ли его наши потомки.
"Волхов" - «Коммуна» всегда находился в центре исторических событий. Он участвовал в Февральской и Октябрьской революциях, в знаменитом Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт, он ремонтировал подводные лодки Балтийского Флота в блокадном Ленинграде, в том числе и лодку нашего выдающегося подводника А.И. Маринеско. Великая Отечественная война оставила на нём отметину от вражеского снаряда, корабль, безусловно, достоин награждения Орденом Отечественной войны. От кого это зависит? Кто должен написать и представить в Правительство соответствующее ходатайство? Главнокомандующий ВМФ, командующий Черноморским Флотом? Мы обязательно вручим им эту книгу.
14 июля 2015 года исполняется ровно 100 лет со дня подъёма на «Волхове» Андреевского флага, потом его заменили на советский военно-морской флаг, а сегодня экипаж корабля под руководством капитана Анатолия Александровича Ишинова вновь служит под Андреевским флагом. Отлично служит и содержит в абсолютном порядке вверенный ему корабль, имеющий уникальную историю.
Есть много причин, по которым совершенно необходимо сохранить корабль. Это остроумное и талантливое решение проблемы спасения, подъёма, обеспечения подводных лодок (нового в то время класса кораблей), превратившихся в основную ударную силу Флота. Подводные лодки, ставшие мемориальными, есть в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке, а в Севастополе, где была создана Краснознамённая экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), хорошо бы сделать мемориальным спасатель подводных лодок – «Коммуну». ЭПРОН в довоенные годы был единственной организацией, способной оказывать помощь затонувшим подводным лодкам. До сих пор спасательная арматура на них маркируется литерой «Э» - начальной буквой аббревиатуры ЭПРОН. Литера наносится на эпроновские выгородки с таким расчётом, чтобы её было хорошо видно водолазам. На «Волхове» была команда водолазов, состоящая из 12 человек, оборудование и снаряжение, позволяющие выполнять водолазные работы на глубине 60 м. Именно с такой глубины «Волхов» мог поднять любую подводную лодку Российского Флота, хотя глубина их погружения в те годы не превышала 30 м.
Как инженерное сооружение «Волхов» являет собой прекрасный образец уровня промышленного производства России начала XX века, включая металлургию, машиностроение, приборостроение. Судовая сталь, из которой сделаны корпуса катамарана, за целый век не утратила своих свойств и продолжает восхищать всех, кто, так или иначе, связан с эксплуатацией и докованием судна. Сегодня много говорится о патриотизме – и это правильно. Необходимо сделать так, чтобы как можно больше людей приходило на корабль, чтобы они имели возможность восхититься тем, какие корабли Россия умела строить в начале прошлого века. «Волхов» всего на 15 лет моложе «Авроры», но он до сих пор в строю. Многие поколения экипажа сохранили корабль. Теперь от нас зависит, увидят ли его наши потомки.
"Волхов" - «Коммуна» всегда находился в центре исторических событий. Он участвовал в Февральской и Октябрьской революциях, в знаменитом Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт, он ремонтировал подводные лодки Балтийского Флота в блокадном Ленинграде, в том числе и лодку нашего выдающегося подводника А.И. Маринеско. Великая Отечественная война оставила на нём отметину от вражеского снаряда, корабль, безусловно, достоин награждения Орденом Отечественной войны. От кого это зависит? Кто должен написать и представить в Правительство соответствующее ходатайство? Главнокомандующий ВМФ, командующий Черноморским Флотом? Мы обязательно вручим им эту книгу.
За свою насыщенную многими событиями историю корабль спас и поднял 14 подводных лодок: «АГ-15», «Единорог», «Ерш», «Тигр», «Пантера», «Рысь», «Угорь», «Волк», «L-55», «Рабочий», «Большевик», «М-90», «М-200», «М-256». Все его «одногодки» иностранной постройки давным-давно переданы на лом. Только один этот факт должен вызывать у россиян гордость и за страну, и за её талантливых кораблестроителей.
В работе над книгой мне как автору-составителю неоценимую помощь и поддержку оказали ветеран-подводник Александр Яковлевич Терещенко и коллектив возглавляемой им редакции журнала «Фарватер-Submariners». Я всех их от души благодарю.
В работе над книгой мне как автору-составителю неоценимую помощь и поддержку оказали ветеран-подводник Александр Яковлевич Терещенко и коллектив возглавляемой им редакции журнала «Фарватер-Submariners». Я всех их от души благодарю.
Неоднократно бывая на корабле и общаясь с его капитаном Анатолием Александровичем Ишиновым, капитаном 1 ранга в отставке, ветераном флота, я был свидетелем тех усилий, которые прилагал он и возглавляемый им экипаж по поддержанию на «Коммуне» назначенной готовности, порядка и дисциплины. Именно благодаря таким усилиям нынешнего и всех предшествующих экипажей корабля удалось сохранить его в течение всех предыдущих ста лет.
В разговоре с капитаном судна А.А. Ишиновым командующий признался, что в подобном мероприятии он никогда ранее не участвовал, как и сам капитан, ведь во всем военно-морском флоте 100-летие закладки корабля отмечалось впервые. Не было и нет у нас кораблей, которые после ста лет службы состояли в строю и, как говорится, в доброй памяти. Вот ради этой памяти мы и будем 19 июля 2015 года, в ближайшее воскресенье после официальной даты подъема военно-морского флага (14 июля 1915 года) отмечать 100-летний юбилей легендарного корабля. И эту книгу мы готовим, чтобы не забыли и не сдали сгоряча на металлолом гордость отечественного кораблестроения.
В преддверии знаменательной даты мы приложили усилия, чтобы сообщить Министру обороны Российской Федерации Сергею Кужугетовичу Шойгу о предстоящем юбилее, в результате чего были сделаны соответствующие распоряжения. Есть надежда, что и наш Президент Владимир Владимирович Путин отреагирует на это событие, и Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации отреагирует, и конечно Черноморский флот, Южный военный округ и возвратившийся в родную гавань Севастополь воздадут должное «Коммуне» и всем, кто ее проектировал, строил, грамотно и бережно эксплуатировал. Все это будет сделано не только ради прошлых заслуг корабля, но и учитывая его практическую ценность для Черноморского флота как носителя сверхмалых подводных лодок поисково-спасательного назначения. Боевые подводные лодки для флота уже строятся, завод «Красное Сормово» строит спасательные подводные аппараты, а носителя для них пока нет. А вот когда мы обзаведемся новым носителем, «Коммуну» можно будет перевести в статус мемориального корабля и развернуть на ней постоянно действующую выставку водолазного, аварийно-спасательного, судоподъемного, подводно-технического, а может быть и кораблестроительного направлений. Легко сказать, но довольно трудно это сделать. Потребуются средства. России никогда не было легко, но «Коммуна» достойна того, чтобы сохранить ее для будущих поколений навечно. Не будем забывать, что почти половину своего срока службы, а именно 48 лет, «Коммуна» входила в состав Черноморского флота и базировалась в Севастополе. Выражаем надежду, что и флот, и город предпримут определенные действия для сохранения корабля. А пока пожелаем знаменитому кораблю счастливого плавания на долгие годы.
Автор-составитель от души благодарит всех, кто принимал участие в подготовке и выпуске книги. Конечно это капитан «Коммуны» Анатолий Александрович Ишинов, главный редактор независимого военного обозрения журнала «Фарватер Submariners» Александр Яковлевич Терещенко и сотрудники редакции, директор типографии Михаил Гуляев и сотрудники типографии, коллектив Севастопольской общественной организации «ЭПРОН-Клуб», флагманский инженер-механик 16-й дивизии подводных лодок Северного флота в 1956-1967 годах контр-адмирал в отставке Евгений Андреевич Кобцев, известная севастопольская писательница Ритта Олеговна Козунова.
Так сложилась моя служба, что с «Коммуной» я связан прямо или косвенно в течение более 40 лет, а из 16 командиров и капитанов знаком с семью. Не буду перечислять всего, что удалось сделать для сохранения истории корабля, а скажу о том, чего не сделано. Когда в 1973 году я принял должность начальника Аварийно-спасательной службы Черноморского флота, в состав которой входила «Коммуна», еще были живы многие члены экипажа, которые служили на ней во время Великой Отечественной войны, 70-летие окончания которой мы отметили в этом году. Еще был жив ее славный командир капитан 1 ранга Георгий Алексеевич Купидонов, он жил в Ленинграде и мог многое рассказать о тех временах, но ни я, и никто из экипажа корабля не удосужился с ним встретиться. Я сожалею об этом.
Книга, которую мы предложили уважаемому читателю, вытаскивает из забвения многие факты из истории «Коммуны», многие, но далеко не все. Есть надежда, что найдется человек, который соберет забытые факты и профессионально, а не на любительском уровне, подготовит и издаст приличным тиражом книгу, которая разойдется по библиотекам страны, кораблестроительным институтам, флотским организациям и сохранит память об уникальном корабле. Я очень надеюсь на это.
Рано подводить итоги
В Военно-морском флоте не принято широко отмечать годовщину закладки корабля, но для «Коммуны» было сделано исключение. 12 ноября 2012 года по этому случаю состоялся торжественный подъем Андреевского флага и флагов расцвечивания в присутствии командующего Черноморским флотом адмирала Витко А.В.
В разговоре с капитаном судна А.А. Ишиновым командующий признался, что в подобном мероприятии он никогда ранее не участвовал, как и сам капитан, ведь во всем военно-морском флоте 100-летие закладки корабля отмечалось впервые. Не было и нет у нас кораблей, которые после ста лет службы состояли в строю и, как говорится, в доброй памяти. Вот ради этой памяти мы и будем 19 июля 2015 года, в ближайшее воскресенье после официальной даты подъема военно-морского флага (14 июля 1915 года) отмечать 100-летний юбилей легендарного корабля. И эту книгу мы готовим, чтобы не забыли и не сдали сгоряча на металлолом гордость отечественного кораблестроения.
В преддверии знаменательной даты мы приложили усилия, чтобы сообщить Министру обороны Российской Федерации Сергею Кужугетовичу Шойгу о предстоящем юбилее, в результате чего были сделаны соответствующие распоряжения. Есть надежда, что и наш Президент Владимир Владимирович Путин отреагирует на это событие, и Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации отреагирует, и конечно Черноморский флот, Южный военный округ и возвратившийся в родную гавань Севастополь воздадут должное «Коммуне» и всем, кто ее проектировал, строил, грамотно и бережно эксплуатировал. Все это будет сделано не только ради прошлых заслуг корабля, но и учитывая его практическую ценность для Черноморского флота как носителя сверхмалых подводных лодок поисково-спасательного назначения. Боевые подводные лодки для флота уже строятся, завод «Красное Сормово» строит спасательные подводные аппараты, а носителя для них пока нет. А вот когда мы обзаведемся новым носителем, «Коммуну» можно будет перевести в статус мемориального корабля и развернуть на ней постоянно действующую выставку водолазного, аварийно-спасательного, судоподъемного, подводно-технического, а может быть и кораблестроительного направлений. Легко сказать, но довольно трудно это сделать. Потребуются средства. России никогда не было легко, но «Коммуна» достойна того, чтобы сохранить ее для будущих поколений навечно. Не будем забывать, что почти половину своего срока службы, а именно 48 лет, «Коммуна» входила в состав Черноморского флота и базировалась в Севастополе. Выражаем надежду, что и флот, и город предпримут определенные действия для сохранения корабля. А пока пожелаем знаменитому кораблю счастливого плавания на долгие годы.
Автор-составитель от души благодарит всех, кто принимал участие в подготовке и выпуске книги. Конечно это капитан «Коммуны» Анатолий Александрович Ишинов, главный редактор независимого военного обозрения журнала «Фарватер Submariners» Александр Яковлевич Терещенко и сотрудники редакции, директор типографии Михаил Гуляев и сотрудники типографии, коллектив Севастопольской общественной организации «ЭПРОН-Клуб», флагманский инженер-механик 16-й дивизии подводных лодок Северного флота в 1956-1967 годах контр-адмирал в отставке Евгений Андреевич Кобцев, известная севастопольская писательница Ритта Олеговна Козунова.
Так сложилась моя служба, что с «Коммуной» я связан прямо или косвенно в течение более 40 лет, а из 16 командиров и капитанов знаком с семью. Не буду перечислять всего, что удалось сделать для сохранения истории корабля, а скажу о том, чего не сделано. Когда в 1973 году я принял должность начальника Аварийно-спасательной службы Черноморского флота, в состав которой входила «Коммуна», еще были живы многие члены экипажа, которые служили на ней во время Великой Отечественной войны, 70-летие окончания которой мы отметили в этом году. Еще был жив ее славный командир капитан 1 ранга Георгий Алексеевич Купидонов, он жил в Ленинграде и мог многое рассказать о тех временах, но ни я, и никто из экипажа корабля не удосужился с ним встретиться. Я сожалею об этом.
Книга, которую мы предложили уважаемому читателю, вытаскивает из забвения многие факты из истории «Коммуны», многие, но далеко не все. Есть надежда, что найдется человек, который соберет забытые факты и профессионально, а не на любительском уровне, подготовит и издаст приличным тиражом книгу, которая разойдется по библиотекам страны, кораблестроительным институтам, флотским организациям и сохранит память об уникальном корабле. Я очень надеюсь на это.
А.В. Жбанов,
председатель правления общественной организации «ЭПРОН-Клуб»,
капитан 1 ранга в отставке,
начальник Аварийно-спасательной службы ЧФ
в 1973-1986 годах
капитан 1 ранга в отставке,
начальник Аварийно-спасательной службы ЧФ
в 1973-1986 годах
Комментариев нет:
Отправить комментарий