Капитан 3 ранга
Котигороховский Анатолий Иванович ,
Котигороховский Анатолий Иванович ,
ветеран Поисково-спасательной службы ЧФ
За время службы в
288 группе подводных лодок специального назначения 37 бригады спасательных
судов мне приходилось выполнять различные по сложности задания командования:
поиск затонувших военных объектов, боезапаса и летательной техники.
Достаточно яркие
воспоминания оставило выполнение особо важного правительственного задания.
Первое сентября 1983 года. Советскими средствами ПВО в районе острова Сахалин
за нарушение воздушного пространства СССР сбит южнокорейский самолёт
«Боинг-747».
К этому времени я
имел уже достаточно большой опыт по организации подводных работ: поиску
затонувшей военной техники и летательных аппаратов. На Тихоокеанском флоте
экипажи новых подводных аппаратов имели меньший опыт в подобных поисковых
операциях, поэтому с Черноморского флота в целях оказания помощи были
отправлены самые опытные подводники, тем более, что некоторые командиры
подводных аппаратов – тихоокеанцы проходили подготовку на Черноморском флоте и
были моими учениками.
Моему товарищу
капитану 2 ранга Василию Маврину (первому из подводников, покорившему глубину
500 метров на спасательном подводном аппарате) и мне пришлось взять на себя
практическое руководство организацией подготовки, координацией действий
подводных аппаратов и маневрированием их в зоне поиска.
Обстановка
осложнялась тем, что в районе поиска скопилось много кораблей и судов под
различными флагами. Иногда мы сутками не сходили с ходового мостика
судна-носителя СС «Георгий Козьмин». Мне не раз приходилось погружаться на
борту АС-14 к обломкам «Боинга», разбросанным на глубине 190-200 метров на
площади 150-400 м2. В одно из таких погружений случилось то, что могло
закончиться катастрофой.
Подводный аппарат
работал на глубине 195 метров. Заряд аккумуляторных батарей был на исходе,
позади 6 часов напряжённой работы над грунтом, пора всплывать! По
звукоподводной связи запросили «добро» на всплытие. Через некоторое время
получили разрешение на всплытие от руководителя работ.Течение в районе до
3-х узлов. Я задал работу маршевому двигателю «вперёд», чтобы преодолеть
скорость течения и перевёл ручку управления вертикальными винтами «на
всплытие», аппарат медленно всплывал. При подходе к глубине 30 метров я
застопорил всплытие и ввёл новые данные в «автомат курса» для осмотра горизонта
локатором. Запросил разрешение на «всплытие в надводное положение» и, получив
разрешение, стал исполнять команду.
Глубина 25…22 метра.
Вдруг по звукоподводной связи я услышал открытым текстом: «Толик, стой! На тебя
идёт американец!» Глубина 20 метров. Я мгновенно перевёл ручку управления «на
погружение» и, погасив инерцию, «завис» на глубине 30 метров, доложил:
«Исполнил 30». В перископ хорошо была видна поверхность моря, а через корпус
слышен шум винтов какого-то судна.Я стал разворачивать
аппарат в сторону шумов и вдруг увидел быстро приближающуюся тень. Промелькнуло
тёмное днище, были видны вращающиеся винты...
После всплытия выяснилось, что американский фрегат «Беджер», находясь в дрейфе, наблюдал за нашими действиями, а потом неожиданно поднял флажный сигнал по международному своду и, продублировав его по 16 каналу радиосвязи: «Я, корабль США, прохожу по вашему правому борту! Прошу не мешать моему маневру!», на большой скорости пошёл в точку всплытия аппарата.
После всплытия выяснилось, что американский фрегат «Беджер», находясь в дрейфе, наблюдал за нашими действиями, а потом неожиданно поднял флажный сигнал по международному своду и, продублировав его по 16 каналу радиосвязи: «Я, корабль США, прохожу по вашему правому борту! Прошу не мешать моему маневру!», на большой скорости пошёл в точку всплытия аппарата.
Это был неудачный
выход «на таран». Вот, пожалуй, один из наиболее запомнившихся моментов в моей
службе, хотя всяких и разных было достаточно, морское дно хранит много тайн.
Комментариев нет:
Отправить комментарий