БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Эпроновец 19


Первыми гидронавтами были Эпроновцы

Не будем забывать, что первый в России и Советском Союзе глубоководный снаряд был создан в легендарном ЭПРОНе в 1923 году по проекту инженера Е.Г. Даниленко для поиска золота, якобы находившегося на затонувшем под Балаклавой английском транспорте «Принц».
Изготовили снаряд на знаменитом московском заводе «Парострой» под руководством выдающегося инженера В.Г. Шухова, того самого, который сконструировал башню Шухова, котлы Шухова и т.д. Примечательно, что снаряд был изготовлен всего за три месяца и не имел аналогов в мире.  Смета на изготовление снаряда за подписью начальника ЭПРОНа Языкова была составлена 3 мая 1923 года, а с 3 по 9 сентября он уже совершил погружения, в том числе и на предельную глубину. Первыми гидронавтами были инженер, сконструировавший снаряд Е. Даниленко и водолаз ЭПРОНа Д. Карпович. Рабочая глубина погружения составляла около 150 метров, прочный корпус был разделен на три отсека: верхний – обитаемый на трех человек, нижний – балластный. Снаряд имел три манипулятора, забортные светильники, он мог самостоятельно разворачиваться на спусковом тросе, давая возможность кругового обзора дна. Отдав балласт, снаряд имел возможность самостоятельно всплыть на поверхность. Фактически это был прообраз построенных в Советском Союзе в послевоенные годы наблюдательной камеры, рабочей камеры и автономного рабочего снаряда (АРС). Как и снаряд Е.Г. Даниленко АРС имеет иллюминаторы, забортные светильники, два манипулятора, балласт и экипаж в составе трех человек. Конечно, в отличие от снаряда, АРС обладает возможностью самостоятельно передвигаться в любом направлении, имеет средства навигации, связи и наблюдения за подводной обстановкой. Вес АРС составляет 42 тонны, а снаряд Даниленко весил 10 тонн, и погружался он на тросе с помощью лебедки.
Вернемся к смете. На постройку снаряда выделялось около тридцати тысяч рублей, в том числе 250 рублей на «спиртовое довольствие» - 15 ведер ректификата.
Мы имеем полное основание считать, что первый опыт разработки, проектирования, изготовления и эксплуатации отечественных глубоководных аппаратов был получен в ЭПРОНе, 95-летие которого будет отмечаться в декабре этого года.

«Флагману» севастопольских гидронавтов – 80!

Михаил Игоревич Гирс родился в 1938 году в Ленинграде. В 1956 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт. Работал ведущим конструктором в КБ «Гипрорыбфлот», где совместно с к.т.н. Александром Дмитриевым проектировал и испытывал в Черном море обитаемый подводный аппарат (ОПА) «ТИНРО-2» (Н=00 метров). С 1973 по 2000 г. г. – капитан-наставник ОПА «ТИНРО-2».
За 25 лет безаварийной работы во всех океанах севастопольские гидронавты базы «Гидронавт», подготовленные Михаилом Гирсом, выполнили более 6000 погружений продолжительностью свыше 30000 часов.
М. Гирс – кандидат технических наук, с 2001 года преподает и консультирует в кораблестроительном институте г. Санкт-Петербург. Имеет правительственные награды, автор многих статей и книги «ТИНРО-2» в океане».
За 80 лет Михаил Игоревич Гирс:
          участвовал в 20 экспедициях во всех океанах
          подготовил около 20 капитанов ОПА
          выполнил 300 погружений
          прошел под водой 1100 миль
          прошел над водой 120000 миль
          съел в море 4000 тарелки борща
          проехал на автомобиле 800000 км
          воспитал 3 собаки, 3 кошки, 1 ворону
          построил 3 дома
          побывал в 40 странах мира.
Севастопольские гидронавты, редакция газеты «ЭПРОН» поздравляют Михаила Игоревича Гирса с 80-летием, желают ему крепкого здоровья, счастья и удачи!

Гидронавт-исследователь СССР 1 класса А.Помозов

Геологические исследования базы «Гидронавт»

Закрытие 200-мильных прибрежных зон иностранными государствами для отечественного рыболовного промысла вынудило искать новые районы и объекты промысла в открытой части Мирового океана. Наиболее перспективными в промысловом отношении стали подводные горы крупных океанических поднятий.
За 25 лет работы с применением обитаемых подводных аппаратов (ОПА) базы «Гидронавт» были обследованы 50 подводных гор в Атлантическом океане, 32 подводных горы в Тихом океане и 16 подводных гор в Индийском океане до глубин 2000 м.Геологические исследования проводились в Антарктиде, на шельфах Черного, Берингового, Охотского, Японского и Южно-Китайского морей, а также на шельфах Аравийского полуострова, Западной Сахары Намибии и Патагонии. В 1985 году НПС «Одиссей» с ОПА «Север-2» в западной части Тихого океана обнаружили и подняли около 500 кг железомарганцевых конкреций (ЖМК) со средним содержанием железа 16%, марганца 24%, кобальта 1,5%, никеля 0,8%, меди 0,1% и других редких элементов. Поднятые ЖМК были переданы на Никопольский металлургический комбинат, где по сообщению ТАСС с использованием ЖМК были получены высокопрочные стали, необходимые для судостроения, авиации и космонавтики. По заключению Управления минеральных ресурсов Мирового океана экипаж и научная группа НПС «Одиссей» с ОПА «Север-2» открыли рудную провинцию с потенциально важным минеральным сырьем, представляющим значительный интерес для Министерства геологии СССР.
По данным ряда исследователей вулканический источник образования большинства ЖМК не вызывает сомнений. В вулканических районах центральной части Тихого океана распространены ЖМК с высоким содержанием кобальта и никеля.
Запасы ЖМК на дне Тихого океана оцениваются в 1656 млрд.тонн, в том числе железа – 207, марганца – 358, никеля -14, меди – 7,9, кобальта – 5,2 млрд.тонн. По мнению профессора Дж.Меро, если бы вся потребность США в никеле удовлетворялась за счет ЖМК, то в качестве сопутствующего сырья удалось бы получить марганца втрое, кобальта вдвое, а титана, ванадия, циркония и других редких металлов во много раз больше годового потребления этих элементов. В США к практическому извлечению ЖМК и фосфоритов с использованием драг со дна Тихого океана приступили в 1962 году. По данным американских экономистов добыча 3 млн.тонн ЖМК в год будет приносить 200 млн. долларов дохода. Канада и Великобритания добывают из подводных шахт медь и никель, Япония – уголь, БАР – алмазы. В мире эксплуатируется более 100 подводных шахт на глубинах свыше 200 метров и удалении от берега до 10 км.
С помощью ОПА «Риф» и ОПА «ТИНРО-2» в Балтийском и Черном морях были также обнаружены ЖМК представляющие чисто научный для геологов.

Гидронавты-исследователи СССР А. Помозов, В. Малахов

Первые навсегда останутся первыми

Как начальнику аварийно-спасательной (в дальнейшем поисково-спасательной) службы Черноморского флота в период с 1973 по 1986 год мне довелось быть свидетелем и участником, а нередко и руководителем многих практических работ выполняемых первыми подводными снарядами и аппаратами. Их результаты убедительно доказывали, что флот получил принципиально новые спасательные средства. Они резко повысили возможности спасателей.
Все подводники сверхмалых лодок достойны уважения, но первые навсегда останутся первыми, и мне повезло, что я служил в одно время с ними.
В их числе были:
          первый командир управляемого подводного снаряда капитан-лейтенант Борис Глушков;
          первый командир спасательного подводного снаряда Василий Маврин;
          первый командир автономного подводного снаряда Юрий Карелин;
          первый командир автономного глубоководного аппарата Сергей Антоненков;
          командиры первого советского батискафа Константин Поспелов, Иван Цуркан, Анатолий Павлов;
          первый командир 288 группы подводных лодок специального назначения капитан 2 ранга Леонид Лей.
Все они были кадровыми подводниками как и конструктор гидростата «Эпрон-1» Е.Г.Даниленко и стали продолжателями дела ЭПРОНа.

Начальник поисково-спасательной службы
ЧФ в 1973-1986 гг, капитан 1 ранга в/о                А.В.Жбанов

Комментариев нет:

Отправить комментарий