Капитан 1 ранга в отставке
КАЛЕНТЬЕВ
Владимир
Ильич
командир СС-26 в период 1963-68 гг.
Из книги "Эпрон" - вторая жизнь
В конце 1959 года в состав 409 ОДАСС
вошёл спасатель проекта 527 – СС-26 многоцелевого назначения, специально
спроектированный и построенный на заводе имени 61 Коммунара в городе Николаеве.
Первое ознакомление, которое провел
командир дивизиона инженер-полковник Павлов М.С., произвело сильное
впечатление. Все продумано и построено безукоризненно. Штат соответствующий
- 18 офицеров, 11 мичманов. Звание командира – капитан 2 ранга.
Экипаж подбирался тщательно, в основном балтийцы. Командир Демидов И. назначен
лично начальником АСС ВМФ контр-адмиралом
Чикером.
Демидов - волевой, грамотный,
ответственный офицер, прошел суровую и серьезную школу спасателя на Балтике,
строил «дорогу жизни» для осажденного Ленинграда на Ладоге. Подстать командиру
и остальные офицеры, грамотные, ответственные, трудолюбивые, службу несли на
совесть, не ради чинов и наград, а во славу Родины и Флота.
Командир БЧ-5 Любцев В.П., впоследствии заместитель по
электромеханической части командира бригады торпедных катеров в Севастополе, контр-адмирал-инженер. Его помощник – командир электромоторной
группы Ремер В.Н. – потомственный
морской офицер, талантливый электрик. Существующую схему переключения
электропитания на электромоторы гребных валов изобрел и внедрил он. Службу закончил
ведущим инженер-конструктором 40 НИИ.
Штурман Столяров - единственный
штурман в дивизионе, у которого были расчеты и схемы постановки корабля к
причалам Севастополя. Окончил службу флагманским штурманом Сахалинской базы.
Связист, фамилию запамятовал, -
исключительно порядочный офицер, профессионал высшего класса. С сокращением
должности переведен в Николаев. Закончил службу заместителем начальника
учебного отряда по подготовке связистов.
Водолазные специалисты –
старший Чертан В., его помощник Горячев П. – черноморцы опытные,
ответственные специалисты, прошедшие всю войну, имеющие за плечами не одну
тысячу часов работы под водой.
Врач Ковтун – потомственный врач,
внимательный, отзывчивый человек, специалист высшей категории. Демобилизовался
рано, по причине трагической смерти жены. Свои незаурядные способности врача
воплотил в Белоруссии, академик Белоруссии.
С включением СС-26 в состав 409
ОДАСС помощник командира и заместитель по политчасти переводятся обратно на
Балтику. Помощником к Демидову назначается капитан-лейтенант Шадров, командир
СС-15 – отличный, опытный, добросовестный офицер, прошедший войну на тральщиках
Черноморского флота, замполитом – Белоусов И.С. – ответственный, перспективный
политработник. Вот эти офицеры закладывали традиции и основы дальнейшей
успешной службы корабля. Демидов – строгий справедливый командир, отличный
моряк, высочайшего класса профессионал АСС, сплотил и настроил коллектив на
добросовестное отношение к приемке корабля от завода, введению его в строй и
дальнейшему выполнению задач по назначению.
Приемка корабля, техники шла очень
трудно. Как рассказывали Чертан, Ремер и Столяров, заводчане и строитель
обещали золотые горы, только подпиши акт приемки. Но ни офицеры, ни командир на
компромиссы не шли, прекрасно зная, что такое спуск водолаза под воду, тушение
пожара, откачка воды в экстремальных условиях, заставляли заводчан доводить
работу технических средств и установок до совершенства. Чертан, Любцев, Ремер лично проверяли исправность
действия установленных механизмов, дотошно осматривали, как говорится, каждый
винтик, болт. Со скрипом, нехорошими словами, но оборудование доводилось до
ума. Лично был свидетелем эпизода, будучи командиром СС-26. В 1967 году
проходили ремонт в Николаеве на заводе имени 61 Коммунара. Стоявший на юте
бригадир Леонид, фамилию не помню, когда подходит к нему один из рабочих и
говорит, что Ремер пошел в первое машинное отделение, бригадир пулей туда.
Потом объяснил, что свежа в памяти заводчан эпопея сдачи после постройки
корабля флоту. Лучше и проще устранить замечания Ремера сразу на месте, чем
выслушивать нагоняй начальника цеха. Туфту офицеры СС-26 не пропустят, а
работяги есть всякие. За время приемки корабля на швартовных и ходовых
испытаниях командным составом уделялось большое внимание подготовке экипажа,
изучению техники, материальной части, заведования, устройства корабля,
приобретению навыков в эксплуатации механизмов, заведования. Урок
«Новороссийска» остался в памяти навсегда. Поэтому процесс отработки и сдачи
курсовых задач проходил успешно, без больших замечаний со стороны офицеров и
начальника АСС ЧФ. С вводом корабля в первую линию, то есть допуск к дежурству
по флоту, на борту было более 50% личного состава специалистов 1-го и 2-го
класса и отличников боевой и политической подготовки.
В 1961 году отношение к АСС
вернулось прежнее. Сократили должности и звания на СС-26. Командир стал в
звании капитан 3 ранга, сокращен командир БЧ-4, Демидов уходит в отставку. На
его место назначается командир СС-13 капитан-лейтенант Балин Н.И. О нем хочется сказать особо:
спокойный, вдумчивый, трудолюбивый, ответственный, дисциплинированный человек.
Служить пошел по велению души и сердца. По окончании в 1952 году училища им.
Фрунзе (штурманский факультет), направлен служить в Одессу на СКР. Благодаря
своим незаурядным способностям вскоре становится командиром СКР. Но с отправкой
СКР на консервацию переводится в Севастополь и как перспективный командир
назначается на СС «Бештау» командиром. Из воспоминаний Романова В.,
Чертана В., Урусова Л., офицеры приняли его настороженно. Молодой
неопытный в деле АСС, как проявит себя? Он же, ознакомившись с экипажем и
офицерами, с головой погрузился в изучение специфики службы АСС, не стеснялся
расспрашивать и старослужащих матросов, и старшин. Окончил двухмесячные курсы
офицеров АСС. Через шесть месяцев сдал на самостоятельное управление кораблем.
А это было совсем не просто, по себе знаю. Зачеты принимали не только
дивизионные специалисты, но и офицеры АСС ЧФ. К молодому «варягу» отношение
особое. Начальник АСС ЧФ Башук В.,
главный инженер АСС ЧФ Друкер И.И.,
командир дивизиона Павлов М.С. относились к подготовке офицеров АСС
очень скрупулезно, тем более к командирам, поверхностных знаний, малоопытности
не признавали и учили серьезно. Комдив Павлов М.С., главный инженер АСС ЧФ Друкер И.И. учили даже морской практике, в т.
ч. постановке корабля на якоря и кормовые бочки или буксиры так, чтобы водолаз
с первого захода попал на ЗПЛ или макет. Став на четыре бочки, развернуться, не
снимаясь с них, на 90 градусов. Все эти премудрости Балин Н.И. усвоил. С
твердым характером, вдумчивый, ответственный, строгий, но справедливый командир
сплотил экипаж на выполнение поставленных задач, завоевал авторитет у
командования и личного состава.
Вдруг, 22 августа 1957 года, под
Балаклавой терпит бедствие ПЛ-351. О подъеме ПЛ написано много и подробно. Но
никто не вспомнил каково было командиру. Уже в темное время суток, придя в
район аварии и обнаружив светящийся аварийный буй ЗПЛ, Балин Н.И. поставил СС
«Бештау» на два якоря кормой к бую, спустил шлюпку и установил связь с ЗПЛ.
Водолазов спускать нельзя, корма не закреплена. Ожидали буксира или рейдового
оборудования. На борт же с каждым часом прибывало все больше всевозможных
начальников, не считая своих подводников, штаба тыла флота и командующего
флотом Касатонова. Каждый норовит дать
наиболее, по его мнению, правильные указания. Возражения, даже молчаливые, не
принимаются. И тут по закону подлости поднялся ветер, волна, якоря поползли.
Поставленный командующим флотом, по просьбе Павлова, крейсер лагом к волне
большого эффекта не дал. Однако Балин сумел поставить «Бештау» на два якоря и с
кормы на два буксира навел корму над ЗПЛ, после этого начали спуски водолазов.
Меня до сих пор поражает выдержка и самообладание Балина в этой экстремальной
ситуации.
Традиции Демидова Балин продолжил. С приходом новых офицеров
авторитет его как командира не упал, а возрос. Ушел Любцев, Ремар
стал командиром БЧ-5, помощником у него Василатий. Шадров ушел на ТОФ.
Чертан стал дивизионным водолазным специалистом. Интендантом назначен Коптяев В.
Под командованием Балина СС-26
первым из кораблей дивизиона вышел в
Атлантику, но не на боевую службу, а на испытания мореходных качеств при
волнении моря до семи баллов.
Из рассказа Балина. Соответствующей
погодой встретил Бискайский залив. Ветер до 40 метров в секунду, волна 6-7
баллов. Строитель попросил направить корабль носом на волну и дать полный ход,
Балин послушался и на первой же гигантской волне корабль встал почти «на попа», командир моментально среагировал и
в дальнейшем испытания проводил согласно морской практике. Хоть и заливало
порядочно, но корпус все выдержал, показал отличные мореходные качества. Служба
проходила напряженно, расслабляться было некогда. Отрабатывали водолазов не
только своих, но и с других спасателей, методы и тактику по оказанию помощи
аварийному кораблю, тушению пожаров, откачки воды, буксировку. Часто проводили
показательные учения для специалистов АСС ВМФ.
В начале 1963 года получил
назначение на должность начальника штаба 409 ОДАСС к комдиву капитану 2 ранга
Раленку М., но долго в этой должности не прослужил, был переведен на Северный
флот, вместо него пришел Барсуков. Командиром СС-26 назначается Бураков И.М.,
помощником Коптяев В. К этому времени он
поступил заочно в ВВМУ им. Фрунзе на штурманский факультет.
С декабря 1963 года по март 1968
года должность командира исполнял я, Калентьев В.И. Традиции и достижения в
боевой и политической подготовке не растерял
с помощью высокопрофессионального сплоченного коллектива. Замполитом
пришел Машек Н., служили с ним на СС-15, помощник Коптяев В., трудолюбивые исполнительные офицеры – профессионалы своего дела. Коптяев
- истинно флотский офицер, требовательный к себе и подчиненным. Все силы и
энергию он отдавал службе. Организация и служба на корабле соответствовали
требованиям устава. Лично отрабатывал свозимую аварийную партию.
На учениях действовали смело,
грамотно, решительно, оценивались вполне удовлетворительно. В то время служили
командир БЧ-5 Ремер, командир группы Василатий – опытный механик, пришедший на
службу из гражданского флота, прошедший на судах полмира, старший водолазный
специалист Горячев П., помощником к нему
пришел Нежмаков Л., окончивший «Дзержинку» по специальности корабельный
инженер-водолазный специалист, в дальнейшем на учениях, как правило, выполнял
обязанности инженера по АСР. Расчеты делал быстро, грамотно, ничуть не хуже
Муханова, заместителя командира дивизиона по АСР. Врачи Ковтун и Черетских,
интендант Балоха, способный, любящий свое дело молодой офицер. Во время
нахождения корабля в ремонте в Николаеве в 1967 году на его способности,
моральные и деловые качества, исполнительность и дисциплинированность обратил
внимание командир бригады ремонтирующихся и строящихся кораблей и переманил к себе, было очень жаль. Под
стать офицерам были и мичманы Карпаев, Маслов, Титов, Цуркан, Загорулько.
Участвовать в авариях, слава богу,
не приходилось. Однажды только в 1966 году в Донузлаве обеспечивали подъем
упавшего в воду самолета, глубина была небольшая и работал в основном ВМ.
Изматывало постоянное дежурство, до трех недель в месяц. Сход с корабля в это
время запрещен, поэтому досугу уделяли достаточно внимания. Машек организовал
художественную самодеятельность, викторины по знанию специальности, устройству
корабля, общей подготовке, уставу. Проводили лекции по истории, географии.
Много внимания уделяли спорту. После напряженного трудового дня офицеры
собирались в кают-компании. Ковтун хорошо играл на пианино, кто-то подпевал.
Другие играли в «козла», шахматы. Шел непринужденный военно-морской треп.
Заводилами были Ремер, Ковтун, Нежмаков. Эта, не лишенная чувства юмора троица,
скучать не давала, брали на карандаш оригинальные ляпсусы по службе, морские
острые шутки, нелепые высказывания, обрабатывали в стихотворной форме и
записывали на магнитофон. В подходящий момент выдавали «на гора». Смех, но
никто не обижался. Дружеская шутка, веселая подначка – движущая сила на флоте.
Это скрашивало напряженные будни,
помогало в службе.
По праздникам приглашали семьи.
Жены, дети знакомились с кораблем, нашим флотским бытом, службой. Детям
устраивали различные аттракционы. В разгар веселья водолаз доставал из-под воды
подарки от Нептуна, конфеты, печенье, фрукты, обязательно живых крабов,
рапанов, морских коньков. Восторгу и радости не было предела. Обед в
кают-компании проходил по сценарию наших вечерних посиделок с рюмкой чая. Это
объединяло коллектив, помогало в семейных отношениях. Жены объединялись,
помогали друг другу и мужьям по службе. Неслучайно наши дети до сих пор
поддерживают связь друг с другом.
С моим переводом на СС-21 должность
командира занял Коптяев В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий