БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Эпроновец №3



Эпроновцы не сдаются

Спасательное судно «Шахтер»


Славные страницы в историю поисково-спасательной службы Краснознаменного Черноморского флота вписали своими делами экипажи спасательных судов «Меркурий», «Юпитер» и «Шахтер», входивших в состав довоенного ЭПРОНа. Этим трем сравнительно небольшим судам пришлось вынести основную тяжесть спасательных работ в период Великой Отечественной войны.

Оказывая помощь аварийным кораблям и судам, они сами подвергались атакам со стороны противника и так же, как боевые корабли, несли потери. Все три судна были вооружены 45- мм пушками, зенитными пулеметами и смело вступали в бой с противником.
Самым маленьким из спасательных судов был «Шахтер», имевший водоизмещение всего 500 тонн. Мощность его паровой машины составляла 275 лошадиных сил.
Маленький и маломощный спасатель был силен своим сплоченным и умелым экипажем, а командовал им опытный моряк и уже пожилой человек, призванный с началом войны из запаса, старший лейтенант Павел Иванович Крысюк.
Умело и грамотно действовал экипаж «Шахтера» при проведении спасательных работ, но в одном из походов 30 октября 1941 года судно было атаковано фашистскими самолетами на рейде Евпатории.
Началась неравная схватка спасателя с пикирующими один за другим «юнкерсами».
Павел Иванович Крысюк уверенно управлял маневрами судна, уклоняясь от бомб, комендоры и пулеметчики отбивались от наседавших самолетов огнем двух пушек и двух пулеметов, аварийная партия заделывала пробоины, тушила пожары, ликвидировала повреждения. Пулеметной очередью «юнкерса» сбит флаг, его вновь поднял, взобравшись на мачту, старшина 1 статьи Павел Коняхин. ЭПРОНовский флаг вновь затрепетал над израненным спасателем.
В этом бою были убиты командир судна Павел Иванович Крысюк, краснофлотцы Константин Чернышев, Борис Балоневский, Иван Володченко, Василий Никитин, Илья Долгов.
С разбитыми навигационными приборами и сгоревшими картами, по минным полям с сорока пробоинами ниже ватерлинии и изрешеченной надстройкой, с израненной командой и шестью убитыми из 28 членов экипажа «Шахтер» все же вернулся в Балаклаву, где были похоронены павшие в бою моряки-спасатели.
Впоследствии судно было отремонтировано и успешно действовало в течение всей войны. С честью носят славные имена «Шахтер» и «Эпрон» экипажи современных спасательных судов. Наследники традиций ЭПРОНа продолжают нести свою нелегкую и почётную службу.

Капитан 1 ранга в отставке Александр ЖБАНОВ, ветеран АСС Черноморского флота

Тропинка к подвигу


Прямо со школьного двора балаклавской школы № 33 к небольшому, утопающему в зелени памятнику с красной звездой ведет тропинка. Проложили ее ребята, которые из года в год вместе со своими преподавателями приходят на это святое для всех место. Здесь похоронены герои Великой Отечественной войны – члены экипажа спасательного судна «Шахтер». Памятник возвели члены экипажа «Шахтера» в память о погибших товарищах. А 27 апреля 2012 года на средства, собранные спасателями Черноморского флота и экипажем современного спасательного судна «Шахтер», на могиле героев открыт новый памятник.
Уже почти сорок лет в день Великой Победы и в день начала обороны Севастополя здесь собираются ветераны Аварийно-спасательной службы Черноморского флота, члены общественной организации «ЭПРОН-клуб», военнослужащие, школьники.
Дети ухаживают за могилой в течение всего года. Зачинательницей этой традиции была учительница школы № 33 Валентина Ивановна Сидоренко, муж которой был водолазным специалистом и служил в ЭПРОНе. Затем много лет негасимый огонь памяти поддерживала учитель русского языка и литературы Людмила Павловна Недведцкая. Не случайно восемь человек из класса Людмилы Павловны поступили затем в военно-морское училище им. П. С. Нахимова!
Сейчас эту работу курирует преподаватель Татьяна Григорьевна Ермакова. Она не скрывает, что возле могилы героев «Шахтера» у нее невольно наворачиваются на глаза слезы. Ведь сама учительница - из семьи потомственных военнослужащих. Отец служил на Новой Земле, сын Антон по профессии штурман. Назвали его в честь деда - Антона Пилипенко, который погиб в боях за Севастополь.
С 1974 года не прерывается шефская дружба между школой и ветеранами АСС ВМФ. Их связала память о беспримерном подвиге «Шахтера» во время Великой Отечественной войны. Когда спасатель пришел в базу, в его корпусе насчитали 486 пробоин, из них сорок ниже ватерлинии. Эго почти по 16 на каждого матроса!
Бомбежка продолжалась даже в то время, когда выжившие члены экипажа хоронили свих товарищей на Балаклавском кладбище. Выполняя клятву, данную павшим, команда спасателя продолжала выполнять свой долг до конца Великой Отечественной войны. И после войны «Шахтер» участвовал в многочисленных судоподъемных работах, оказывал помощь кораблям.
Сейчас в составе Черноморского флота – современный спасательный буксир «Шахтер». Современный спасатель продолжает боевые традиции. С тех пор, как в 1988 году ему присвоено имя «Шахтер», спасатель регулярно выходит на боевую службу, участвовал в различных спасательных работах, оказывал помощь не только военным, но и гражданским судам, в том числе иностранным, перевозил грузы, принимает участие в учениях на самых разных широтах. Члены экипажа современного «Шахтера» шествуют над школой № 33, неоднократно ученики бывали гостями на этом уникальном судне.
Более десяти лет в Севастополе проводит активную работу по сохранению памяти об уникальной экспедиции и эпроновцах общественная организация «ЭПРОН-клуб». Благодаря совместным усилиям этой организации и патриотов школы №33, директора школы Виктора Емелина, в ней создана музейная комната, где проводятся экскурсии, и дети узнают о героях спасателях – ведь наследниками ЭПРОНа по праву называют себя специалисты Аварийно-спасательной службы Черноморского флота.
Душой музея, его бессменной хранительницей является Эльвира Леонидовна Пальчунова.
Своим примером они вдохновляют новое поколение, которому в нынешнее непростое в политическом отношении время необходимо приобретать особый военно-патриотический закал.
Научный руководитель общественной организации «ЭПРОН-клуб» капитан I ранга в отставке Александр Васильевич Жбанов убежден: «Подвиг экипажа «Шахтера» – это один из эпизодов Великой Отечественной Войны, в которой наша страна потеряла 27 миллионов своих сограждан. Из таких эпизодов сложилась Победа. Но сегодня многие, особенно на Западе, стараются забыть прошлое, переписать историю, умалить роль Советского союза в борьбе с фашизмом. У нас крадут нашу Великую Победу! Однако тот факт, что к могиле «Шахтера» из года в год приходят школьники, внушает надежду: правда не умрет, подвиг не будет забыт. Давайте же каждый из нас внесет свою лепту в общее дело сохранения памяти о Великой Отечественной!».
Александр Васильевич рассказал также о том, что школьный музей ЭПРОНа уже известен в Москве и Санкт-Петербурге, в Новороссийске и Владивостоке - повсюду, где знают и чтят историю отечественных подводных исследований. Музей необходимо развивать, чтобы на его базе проводить исторические конференции и мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, убежден руководитель ОО «ЭПРОН-клуб».
Рита Козунова
 


 Водолазной школе Военно-Морского флота России - 135 лет!


Подвиг водолаза Викулова

В начале Великой Отечественной войны немцы пытались блокировать Севастопольскую бухту. На фарватеры были сброшены неконтактные мины секретной конструкции, на них не действовали обычные тралы. Необходимо было срочно раскрыть секрет этих мин.
Первые попытки разоружения поднятых мин окончились неудачей, возникла идея разоружить мину непосредственно под водой, а затем поднять на поверхность. Реализация этой идеи производилась под руководством помощника флагманского минёра капитан- лейтенанта И. Охрименко.
Одним из первых обследовал мину под водой старшина 1 статьи Леонид Павлович Викулов - хорошо подготовленный, опытный и хладнокровный водолаз.
«Опустился на дно, - вспоминает бывший водолаз, - начал поиск, шагал между камнями и водорослями и внимательно глядел по сторонам. В четырёх метрах от себя заметил предмет, прикрытый зеленоватым парашютом. Это была мина. Попробовал отсоединить стропы, не вышло. По сигналу меня подняли на поверхность. Доложил обстановку, капитан-лейтенант Охрименко решил сам сходить под воду. На месте он осмотрел положение мины, поднялся на поверхность и дал мне разъяснения. Спустившись вторично, я снова подошел к мине и приступил к работе. Снял с неё парашют, отбросил стропы, а затем, соблюдая осторожность, снял инерционный ударник».
Пришлось Викулову опускаться и в третий раз. Отважный водолаз снял с мины еще пять приборов, в том числе и детонатор. После этого безопасная мина была поднята на поверхность и доставлена в базу, где ее с нетерпением ждали специалисты. Так была разгадана одна из тайн немецкого минного оружия. За этот подвиг старшина 1 статьи Л. П. Викулов был награжден орденом Красного Знамени.
В дальнейшем Леониду Викулову пришлось разоружать мину такой же конструкции в Керчи, а летом 1943 года в Геленджикской бухте водолазу попалось оружие необычной конструкции - беспарашютная мина-бомба.
«В течение пяти суток днем и ночью я работал по разоружению этой мины, - вспоминает водолаз, - поверх мины имелся особый металлический чехол, скрывавший чувствительные фотоэлементы. Ночью рывком буксирного троса он был сдвинут с места. Осторожно протиснув руку под чехол, я обнаружил шарообразный прибор. По сторонам его находились два небольших круглых оконца - фотоэлементы. Для страховки я сразу же обернул их светонепроницаемой тканью. Следующим на очереди был инерционный взрыватель. Затем я извлек детонаторы. Передал приборы на поверхность и остропил мину».
За разоружение мины-бомбы Леонид Павлович Викулов был вторично награжден орденом Красного Знамени.
Трижды выходил отважный моряк на поединок с хитроумными, коварными минами и трижды их побеждал!

Капитан 1 ранга в отставке Александр ЖБАНОВ, ветеран АСС Черноморского флота


Наш двор дворцу не равен,
Ничем не знаменит,
После войны был славен
Артелью «Инвалид».
Вчерашние ребята,
Пришедшие с войны,
безвестные солдаты
Разрушенной страны.
Слепые и глухие,
Без рук, а кто без ног
Детишкам куклы шили,
Старались, кто как мог.
На костылях - безногий,
А с тросточкой – слепой
Спешили на работу
И летом, и зимой.
Не хныкали, не ныли,
Не хаяли судьбу,
И под гармошку пили
По вечерам в саду.
Смиренные, со страстью,
С победной, той весны,
Творили детям счастье
Забывшись от войны...

Евгений Ходак, гидронавт-исследователь 1 класса


ЭПРОН в Великой Отечественной войне


К началу Великой Отечественной войны экспедиция подводных работ особого назначения(ЭПРОН) была военизированным формированием и в оперативном отношении подчинялась наркомату военно-морского флота. Её подразделения были сформированы на всех морях, омывающих Советский Союз, а также на крупных реках и озерах. В Черноморскую экспедицию ЭПРОНА входили спасательные отряды и группы с базированием в Балаклаве, Одессе, Новороссийске и Поти. Они располагали спасательными судами «Алтай», «Аджарец», «Меркурий», «Юпитер», «Шахтер» и двенадцатью судами меньшего водоизмещения. Все суда были оборудованны водолазными станциями, а с началом войны вооружены 45-мм пушками и зенитными пулеметами.
23 июня 1941 года, экспедиция в соответствии с планами перевода с мирного на военное положение перешла в состав Черноморского флота и приступила к поисково-спасательным действиям по распоряжениям штаба ЧФ, в ее состав дополнительно вошли 8 плавучих средств.
Уже в первые дни войны эпроновцы спасли сотни людей с аварийных кораблей – эсминца «Быстрый», четырех тральщиков, двух морских охотников, транспортов «Украина», «Кубань», «Эмба», «Москва» и «Днепр», плавучего крана, буксира «СП-12». Эпроновцы поднимали и уничтожали морские мины.
Водолазы Л. Викулов, А. Вландис, М. Голынец, Д. Антипов, Л. Болховитин и А. Величко обнаружили на грунте и уничтожили на рейдах Севастополя и Новороссийска десятки мин. В ходе борьбы с минной опасностью двое водолазов и минер погибли, и один получил тяжелую контузию. Количество потерь кораблей от подрывов на неконтактных минах значительно сократилось, а фарватеры Севастополя, Одессы и Новороссийска были разблокированы.
Эффективно действовали экипажи спасательных судов «Меркурий», «Шахтер», и «Юпитер». Так 17 августа 1941 г. теплоход «Кубань» в районе мыса Тарханкут получил пробоину размером 6x8 метров. На помощь прибыл спасатель «Шахтер», в течении нескольких часов спасатели, не смотря на непрекращающиеся налеты фашистских самолетов пробоину заделали, сняли «Кубань» с мели, а затем отбуксировали в Севастополь.
30 сентября 1941 г. на подходе к Севастополю подорвался на мине эсминец «Совершенный». Через час к борту эсминца подошли суда «Шахтер», «Меркурий» и «Дооб». Спасением эсминца руководил инженер Г. Левинсон. «Дооб» начал буксировку поврежденного корабля в Севастополь, а спасатели «Шахтер» и «Меркурий», ошвартовавшись к борту, начали борьбу за его непотопляемость. Поврежденный корабль спасли, отбуксировали в Севастополь и поставили в плавучий док.
В августе 1941 г. спасатель «Юпитер» под обстрелом фашистов выводил из порта Херсон ледокол №7 и пароход «Силин». На рейде порта стояли 6000-тонный плавучий док с недостроенным пароходом. «Юпитер», умело, маневрируя под обстрелом, взял на буксир док, и весь караван привел в Севастополь.
22 сентября тот же Юпитер», оказывая помощь судам, получившим повреждения от авиации противника в районе Тендровской косы, сам подвергся атакам немецких бомбардировщиков. Экипаж отражал атаки из двух 45-мм пушек и трех пулеметов, Командир «Юпитера» капитан-лейтенант В. Романов, стоя на совершенно открытом мостике, управлял маневрами судна. От близких взрывов авиабомб сдвинулся с фундамента главный котел, вышли из строя динамо-машина, дизель генератор, судно обесточилось, через трещины в корпусе в топливные цистерны начала поступать вода. Надстройка судна буквально изрешечена пулями и осколками, разбиты навигационные приборы. Экипаж спасателя мужественно боролся за его живучесть и привел израненный спасатель в Севастополь.
Одесским аварийно-спасательным отрядом (АСО) командовал старший политрук А. Смирнов, а инженером был И. Михайлов. Только в период с 5. 08 по 16. 10. 1941 г. силами АСО была оказана помощь и спасены восемь кораблей и судов, в том числе эсминцы «Беспощадный», «Безупречный», тральщик «Маныч». В ходе спасательных работ А. Смирнов погиб. От полученных боевых повреждений, затонули буксир «Аджарец» и водолазный катер «ВРД-24»
25 октября 1941 г. спасатель «Шахтер» на рейде Евпатории в ходе спасательных работ подвергся атакам самолетов. Отражая атаки, командир судна П. Крысюк получил смертельное ранение, были убиты краснофлотцы К. Чернышев, Б. Балоневский, И. Володченко, В. Никитин, И. Долгов.
13 июня 1942 года в Южной бухте Севастополя, был потоплен транспорт «Грузия». Оборона Севастополя крайне нуждалась в боеприпасах. Несмотря на полное господство врага в воздухе, водолазы приступили к подъему боеприпасов из трюмов транспорта. Работами по подъему руководил инженер В. Шашуков. За шесть дней было поднято около 40 тонн снарядов. В ходе артиллерийских обстрелов и бомбежек были разбиты два водолазных катера и плашкоут, на который поднимали боезапас. Погибли восемь водолазов, многие были ранены и тяжело контужены.
Успешно действовали эпроновцы и в десантных операциях, но об этом отдельный рассказ.
В период обороны Севастополя погибли и получили ранения более двух третей состава отряда. От боевых повреждений погибли суда «Черномор», «СП-12» и пять водолазных катеров. Людей, прибывших на замену погибшим эпроновцам, учили в ходе спасательных работ. Оставшиеся в строю спасатели во главе с Г. И. Вариводой и военкомом В.Ф. Луневым покидали Севастополь одними из последних на водолазных судах Надежда» и «ВМ-2. Из навигационных приборах они имели только старый шлюпочный компас.
Действия отрядов спасателей Черноморского флота за три года войны восхищают. Ими оказана помощь 129 кораблям и судам, 286 кораблей и судов снято с мели, поднято с грунта 613 затонувших кораблей и судов общим водоизмещением 227 535 тонн. Погибли и получили тяжелые ранения более двух тысяч спасателей. Это был подвиг во имя Победы.

Виталий Юрганов начальник АСС Черноморского флота в 1980-е годы

Погружение в бензин на горящем танкере

Осенней ночью 1942 года от попадания немецкой торпеды в районе Туапсе загорелся танкер «Москва», следовавший с грузом авиационного бензина. Над морем поднялся гигантский столб пламени. На помощь танкеру из Туапсе вышло водолазное судно с аварийно-спасательной партией во главе с командиром Аварийно-спасательного отряда А. Н. Григорьевым. С большим риском спасатели вывели горящий танкер из полыхавшего на воде пламени, высадились на аварийное судно и приступили к тушению пожара. Для этого требовалось перекачать бензин из горящих отсеков и затопить их водой.
Но как это сделать? Грузовые насосы оказались под слоем воды и бензина, подобраться к ним мог только водолаз. Но в бензине водолазная рубаха быстро теряла герметичность, а это – верная гибель. Старшина водолазной группы Лозовский обратился к водолазам. Добровольно выполнить смертельно опасную работу вызвались все. Выбор пал на Коростылева. Отважный водолаз пробрался к вентилям и выполнил поставленную задачу. Вскоре пожар был потушен. Так действовали эпроновцы на войне!





Комментариев нет:

Отправить комментарий