Капитан 1 ранга в отставке
Юрганов
Виталий Федорович
командир СС-26 в период 1976-1978 гг.
Из книги "Эпрон-вторая жизнь"
За время службы в
соединении спасательных судов мне было доверено командовать несколькими спасательными
судами - СС-53, СС «Казбек», СС-21, СС «Эпрон» (СС-26), ОС-3 и СС
«Эльбрус».
Кроме перечисленных
кораблей я был допущен к управлению спасательными судами других проектов.
По распоряжению
командования я выходил в море в качестве командира и решал учебно-боевые задачи
вместе с экипажами на СС-50, СБ-15, СБ «Орион», СБ-5, ПЖС-123 и других судах, а
исполняя должности главного инженера, заместителя и начальника АСС (ПСС) флота,
выходил в море и на многих других судах, так что у меня была возможность
сравнивать характеристики, качества постройки и содержания кораблей,
обученности и взаимоотношения в экипажах, анализировать причины их успехов и
неудач. На основании этого опыта я сделал вывод, что многое на корабле (судне,
катере) зависит от того, какими качествами обладали его первые командиры и
экипажи в период становления корабля после постройки, т.е. в начале жизни
корабля.
СС
«Эпрон» (СС-26) на протяжении всех 56 лет числится среди лучших кораблей флота,
одной из причин этого успеха явилось то, что его первым командиром был капитан
2 ранга Демидов Иван Ильич, человек сложной судьбы, получивший колоссальный
опыт ведения спасательных действий в годы Великой Отечественной войны, более двадцати
лет управлявший действиями экипажей спасательных судов. Именно он был избран на
должность первого командира первого спасательного судна проекта 527 начальником
Аварийно-спасательной службы ВМФ СССР контр-адмиралом Чикер Н.П.
Мой
небольшой рассказ только о части его службы в годы войны 1941 – 1945 гг., но и
этого достаточно, чтобы понять каким необыкновенным командиром и человеком он
был и какие испытания прошел.
К
сожалению, я не смог найти его «парадную» фотографию, а архив ВМФ в Гатчине не
ответил на мое обращение.
Свой
рассказ начну с довоенного времени.
Вскоре после
окончания советско-финской войны 1939-1940 года по условиям мирного договора
Советскому Союзу в долгосрочную аренду был передан полуостров Ханко. Советское
руководство планировало создать там крупную военно-морскую базу. Для обороны
базы со стороны моря требовалось создание мощной береговой обороны.
Ленинградскому
Металлическому заводу имени И.В. Сталина было поручено изготовить для будущих
батарей станки орудий. Перевозка станков на будущую военно-морскую базу
планировалась водным путем. Для решения этой задачи заводом уже к весне 1940
года было построено паровое буксирное судно водоизмещением 480 т, с главным
двигателем мощностью 400 л. с. Уже на
стапеле оно получило имя МБ «Сталинец», став родоначальником серии однотипных
судов, три из которых вошли в состав отрядов ЭПРОНа.
16 октября 1940 года
капитаном на буксирное судно был назначен переведенный
из Северо-Западного речного пароходства Демидов Иван Ильич.
Начало войны – ночь с
21 на 22 июня 1941 года МБ «Сталинец» в очередную разводку невских мостов
буксировал баржу, груженую столом для артиллерийской системы весом 135 тонн в
торговый порт. Только днем у причала торгового порта экипаж узнал о начале войны
с Германией.
По возвращению в
завод капитан Демидов И. представил директору рапорт с просьбой команды
направить всех вместе с судном добровольцами на защиту Родины.
Согласно мобилизационного
плана МБ «Сталинец» подлежал переоборудованию в минный тральщик. В течение двух
суток на судне установили две полуавтоматические 45-миллиметровые пушки,
тральную лебедку и прочее оборудование.
В это время на завод
прибыл начальник ЭПРОН контр-адмирал Крылов Ф.И., имея на руках решение Совета
Народных Комисаров о передаче «Сталинца» в состав отряда ЭПРОН.
По распоряжению
адмирала тральное оборудование убрали, оставив лебедку, а корабль перешел к
причалу мастерских ЭПРОНа для переоборудования под спасательный корабль (именно
спасательный корабль СК, а не судно).
К 20 июля СК «Сталинец»,
вооруженный, но неукомплектованный по новому штату и вооружению командой, вошел
в состав Ладожской военной флотилии и направлен в город Шлиссельбург в
распоряжение Аварийно-спасательной группы.
22 июля по прибытию
судна в Шлиссельбург – базу флотилии, экипажу выдали личное оружие – пистолеты и винтовки. В тот же день
поступило распоряжение о включении корабля в состав кораблей десанта, следующего
для высадки десанта на остров Мантинсаари. Десантируемые подразделения состояли
из офицеров, старшин и матросов, наскоро снятых с кораблей за два дня до начала
операции, не проходивших подготовку к действиям по высадке и захвату побережья,
боевое слаживание.
На
восходе солнца 24 июля отряд кораблей десанта начал высадку десанта.
Финны, еще на подходе
отряда к месту высадки, открыли мощный огонь с берега, с воздуха корабли и
десант атаковали самолеты.
1. Под
обстрелом артиллерии и атаками авиации экипаж «Сталинца» получил первое боевое
крещение. Высадка десанта, несмотря на большие потери в личном составе, была
выполнена во многом благодаря умелому управлению кораблем и действиями экипажа
Ивана Демидова.
Ожесточенные бои за
острова Лункулансаари и Мантсинсаари шли с 24 по 28 июля 1941 года. Под
давлением значительно превосходящих сил противника, десант выполнить
поставленную задачу не смог. Понеся большие потери, моряки вынуждены были
оставить острова.
Экипаж спасателя
приступил к напряженной работе по своей прямой обязанности корабля-спасателя.
Экипаж «Сталинца» буксировал, снимал с мели поврежденные корабли, заделывал в
их корпусах пробоины, ставил пластыри и цементные ящики.
В середине августа
1941 года поступила команда принять участие в эвакуации из окружения 142, 168 и
198 стрелковых дивизий в северной части Ладожского озера. Под ураганным огнем капитан
Демидов И. шестнадцать раз заводил свой
корабль в бухты, прозванные в эти дни «бухтами смерти», принимать личный состав
и боевую технику и эвакуировать их на остров Валаам. Корпус и надстройки
корабля были иссечены осколками и пулями, но задачу экипаж выполнил с
минимальными потерями.
12 сентября СК «Сталинец»
проводил конвои к Осиновецкому маяку, доставлявшие в осажденный город продовольствие и оружие. Каждый
последующий конвой проводить было все сложнее и сложнее. Немцы начали воздушную
охоту за судами в конвоях. Под их бомбами гибли суда и люди. У спасателя всегда была работа.
4 октября 1941 г. спасательные корабли
«Водолаз» и «Сталинец» отправились на поиски очередной терпящей бедствие в
озере баржи. На Ладоге бушевал шторм, и огромные серые волны бились о борта
судов.
Несмотря на долгие поиски, обнаружить место
кораблекрушения так и не удалось, причем корабли при этом сами потеряли друг
друга из виду. Вскоре «Сталинец» повернул обратно в Новую Ладогу, а «Водолаз»
продолжал поиски.
Около 21.00 из темных облаков вывалился
двухмоторный самолет и над самыми волнами пошел прямо на судно. Над «Водолазом»
с ревом пронесся Ju-88A, сбросив четыре бомбы. Первая пробила насквозь
спасательную шлюпку и взорвалась в котельном отделении, две другие попали в
корму.
Корабль сразу же начал валиться на правый борт
и погружаться в воду.
Уже в полной темноте команде удалось спустить
на воду вторую оставшуюся шлюпку, в ней уместились 17 человек (среди них был
будущий начальник АСС ЧФ, а в то время рядовой краснофлотец Элиазар Лейбович,
врач Мартынов, штурман Кондратов и двенадцатилетний сын командира корабля Зимина Е.). Еще несколько человек, оставшиеся
в живых, держались за борт шлюпки.
Капитан, флагманский водолаз ЭПРОНа Борисов М.,
исполняющий обязанности командира отряда, и комиссар остались на погибающем
корабле, приказав шлюпке немедленно
отходить. Более 60 командиров и матросов поглотило Ладожское озеро. Под
покровом ночи под руководством штурмана Кондратова
спасшиеся утром подошли к деревне Черной, где стояли наши части.
Дальнейшую службу все люди,
выжившие из экипажа СК «Водолаз», продолжили на СК «Сталинец».
До ледостава корабль
продолжал поисково-спасательные действия на маршрутах Осиновец – Морье - Кобоне
- Новая Ладога. Искали и поднимали со дна не только подбитые военные
транспортные суда, но и затонувшую технику, вооружение, самолеты,
продовольствие. Наиболее сложными спасательными работами, выполненными под
непрерывными бомбежками и артобстрелами,
были спасение экипажей, подводный демонтаж вооружения
и подъем затонувших боеприпасов со сторожевых кораблей «Конструктор» и
«Пурга».
4
ноября 1941 года на рейде у Осиновского маяка сторожевое судно ладожской военной флотилии «Конструктор» подверглось
бомбардировке немецкой авиацией. Две бомбы легли за кормой.
Вслед
за первым самолетом вынырнул второй самолет и тоже сбросил две бомбы. На этот
раз они попали в носовую часть корабля.
От
близких разрывов корпус корабля получил значительные повреждения. Корабль начал погружаться. Вода стала быстро
заполнять отсеки, часть верхней палубы ушла под воду. Дифферент на нос стремительно
увеличивался, вода затопила первое котельное отделение. Во втором котельном
отделении разрушилась кирпичная кладка котла. Из разорванных труб вырвался
перегретый пар, котельные машинисты получили значительные ожоги. Поперечная переборка,
несмотря на подкрепления, вздулась и сильно пропускала воду из первого
отделения через швы и заклепки.
Для
оказания помощи СКР «Конструктор» вышли СК «Сталинец» и небольшой буксир «Никулясы».
Экипажи спасательных судов действовали быстро, слаженно. Аварийно-спасательная
группа «Сталинца» смогла быстро вооружить водоотливные средства и заделать
основные повреждения корпуса. Поврежденный корабль удержали на плаву.
«Конструктор»
с большим дифферентом на нос, с приподнятой кормой и торчащими из воды
оголенными лопастями гребного винта, кормой вперед был введен в бухту Морье.
В конце ноября на
Ладожском озере образовались мощные ледяные поля, с которыми корабль уже не мог
справиться. Очередной конвой в составе канонерской лодки «Лахта», транспортов
«Стенсо» и «Ханси», тральщика ТЩ-63 и спасательного судна «Сталинец» с баржой
вышел из Осиновца 28 ноября 1941 г.
Корабли
двигались в сплошном льду, местами настолько плотном, что приходилось его
взрывать. Однако подойти к причалам все равно не смогли.
1
декабря суда были затерты льдами в Волховской губе, не дойдя 25 км до Новой
Ладоги, топливо и продовольствие были полностью израсходованы. Только 5 декабря
продовольствие и топливо были доставлены автомашинами к вмерзшим в лед
кораблям.
Прибывший в Новую
Ладогу 10 декабря 1941 года командующий КБФ Трибуц В.Ф. приказал оставить
корабли и суда на зимовку в Новой Ладоге и приступить к ремонту кораблей.
«Сталинец»
простоял в ледяном плену до весны следующего года.
За первую военную кампанию
личный состав «Сталинца» отлично сработался, научился отражать воздушные налеты
и маневрировать под артиллерийским огнем, проводить спасательные работы под
огнем противника. Корпус и надстройки были иссечены осколками и пулями, однако
потери экипажа были сравнительно небольшими.
Весной 1942 года в
составе Ладожской военной флотилии был сформирован 77 аварийно-спасательный
отряд, к которому и был приписан «Сталинец». Отряд располагался в новой базе
флотилии городе Новая Ладога. На ходовом мостике появился дополнительный
зенитный пулемет.
С декабря 1941 по
март 1942 года экипаж «Сталинца» ремонтировал корабль и вместе с экипажами
других судов поднимал затонувшие грузы со дна Ладожского озера по маршрутам
«Дороги жизни».
В апреле, когда сошел
лед и началась навигация, работа продолжилась уже на открытой воде. Что только
тогда не приходилось поднимать со дна Ладоги: и затопленные машины, и суда, и
баржи.
За три военных года СК
«Сталинец» ни разу не проходил ремонта, корпус судна и механизмы были до
предела изношены походами во льдах. После полного снятия блокады Ленинграда в
1944 году корабль поставили в ремонт, а экипаж перевели на другие корабли и суда.
Войну Иван Ильич
Демидов закончил в звании капитан-лейтенант, за выполнение боевых задач и
личное мужество получил немало орденов и медалей. Элиазар Ефимович Лейбович, хорошо знавший
Ивана Демидова, характеризовал его как чрезвычайно строгого, энергичного и
требовательного офицера, способного на личный подвиг, ведущего весьма скромный
образ жизни, умеющего без боязни доказать старшему начальнику свою истину.
По окончании Великой
Отечественной войны он продолжал служить в качестве командира спасательных
и буксирных судов на Балтийском флоте. Когда в 1958 году начал формироваться
экипаж первого спасательного судна проекта 527 (будущий СС «Эпрон»), начальник
Аварийно-спасательной службы ВМФ СССР Николай Петрович Чикер, лично знавший
Ивана Демидова по действиям в период войны 1941-1945 гг., не колебался и
рекомендовал его на должность командира судна.
На МБ-26, а именно так назывался в первые годы
своего существования СС «ЭПРОН», Иван Ильич получил звание капитана 2 ранга,
вместе с экипажем «выходил» этот корабль и дал ему долгую счастливую жизнь.
Следует упомянуть и о
составе первого экипажа СС «ЭПРОН». Первое спасательное судно проекта 527
(МБ-26) предназначалось для действий на Балтийском флоте и его первый экипаж
как командный, так и рядовой комплектовался в основном из состава Балтийского
флота. На Балтийском и других флотах отбирали для первого СС проекта 527 лучших
офицеров, сверхсрочнослужащих, матросов и старшин. В качестве примера можно
привести широко известных ныне ученых, космонавтов, офицеров и адмиралов,
многие их них участвовали в боях Великой Отечественной войны – Горячев Г.Ф.,
Любцев В.П., Ремер В., Чертан В.И., Нежмаков Л.В., Кохтов И., Черетских А., Столяров А.,
Рождественский Р., ставшие в последующие годы главными специалистами ВМФ СССР и
флотов, известными учеными и профессионалами.
Под стать офицерам подбирались
сверхсрочнослужащие, старшины и матросы срочной службы, такие как Карпаев,
Маснев, Титов, Цуркан, Загорулько, Катаев В.,
Крысина П., Задорожный А.
Осенью 1962 года Иван Ильич Демидов был
уволен в запас по возрасту, последующие годы жил в Ленинграде, работал на
вспомогательных судах Балтийского флота.
Комментариев нет:
Отправить комментарий