Из книги "Эпрон - вторая жизнь"
Написать
книгу о СС «Эпрон» я планировал давно, но сначала собирал материалы для книги
«Тревоги и будни спасателей», потом для «Водолазного братства» и теперь есть возможность написать об
«Эпроне». Обратился к командирам, в разное время командовавшими судном
(конечно, не ко всем семнадцати, многих уже нет среди нас) с просьбой написать
о своем периоде командования судном, о морских походах, боевых службах,
выполненных спасательных, судоподъемных работах и других ярких эпизодах
службы и, конечно, об экипажах, о своих
подчиненных. Не все командиры откликнулись на мою просьбу.
Впервые я ступил на палубу СС-26 в июне 1966 года, когда с моими однокурсниками Ленинградского ВВМИУ имени В.И. Ленина прибыл на стажировку. Мне спасатель сразу понравился – большой, с современным водолазным снаряжением и оборудованием, спасательными средствами, про себя я его назвал «спасательный крейсер». Впоследствии, по окончании училища в сентябре 1966 года, которое я закончил с красным дипломом, предоставленным мне правом я выбрал местом службы Черноморский флот и по приглашению начальника аварийно-спасательной службы судна старшего лейтенанта Николая Домарева получил назначение на СС-26.
Впервые я ступил на палубу СС-26 в июне 1966 года, когда с моими однокурсниками Ленинградского ВВМИУ имени В.И. Ленина прибыл на стажировку. Мне спасатель сразу понравился – большой, с современным водолазным снаряжением и оборудованием, спасательными средствами, про себя я его назвал «спасательный крейсер». Впоследствии, по окончании училища в сентябре 1966 года, которое я закончил с красным дипломом, предоставленным мне правом я выбрал местом службы Черноморский флот и по приглашению начальника аварийно-спасательной службы судна старшего лейтенанта Николая Домарева получил назначение на СС-26.
Командиром
судна в то время был капитан 3 ранга Калентьев Владимир Ильич, помощником
командира – капитан-лейтенант Коптяев Виктор Иванович, командиром БЧ-5 – капитан-лейтенант Владимир Ремер,
штурманом - капитан-лейтенант Столяров,
начальником медицинской службы – старший лейтенант медицинской службы Черетских
Александр Михайлович. Все они были грамотными
офицерами, прослужили на судне достаточное количество лет и казались мне
«аксакалами». Как молодого офицера они меня многому научили каждый по своей
специальности, за что я им благодарен.
Командир
СС-26 Калентьев Владимир Ильич – опытный
моряк, грамотный спасатель, ответственный, строгий и справедливый, обладает
способностью сплачивать коллектив. С ним
мне посчастливилось прослужить два года, один из них - в заводе, когда наш
корабль был в ремонте. Так как штатный помощник командира был на учебе в
училище, Владимир Ильич доверил мне временно исполнять обязанности помощника командира. Много лет спустя мы с Владимиром Ильичем
опять работали вместе – в совете ветеранов УПАСР ЧФ, Владимир Ильич
председателем совета, а я секретарем.
Первым
командиром СС-26 был Демидов Иван Ильич, в годы войны командовал на Ладоге
спасательным кораблем СК «Сталинец», о нем написал в этой книге Виталий
Федорович Юрганов.
Первым
командиром БЧ-5 судна был Любцев Владимир Петрович (будущий контр-адмирал), в
дальнейшем служивший флагманским механиком боевых соединений на ЧФ и Камчатской
военной флотилии.
Первым
начальником аварийно-спасательной службы судна был Чертан Владислав Иванович
(сын знаменитого водолаза Ивана Чертана, спустившегося в 1936 г. в
вентилируемом водолазном снаряжении на сжатом воздухе на глубину 117 метров),
участник спасения подводной лодки М-351 проекта А-615, затонувшей в 1957 г. на
глубине 83 метра под Балаклавой,
закончил службу в Инспекции безопасности мореплавания и глубоководных работ ЧФ
в звании капитана 2 ранга.
На СС-26 я
прослужил семь лет, с 1966 по 1973 гг., но и позже, будучи дивизионным и
флагманским водолазным специалистом 37 БРСС бывал частым «гостем» на нем,
выходя на отработку водолазов и на
выполнение спасательных и водолазных работ.
Помню
первый спуск на глубину 120 метров в должности командира водолазной группы. У
пяти пар водолазов-глубоководников
командиром спусков был я, а в шестой паре начальник АСС судна спустил
под воду меня. Спуск прошел нормально, проблема возникла в период декомпрессии
при дыхании кислородом. Декомпрессия проходила вечером и от усталости я засыпал
и все время у меня выпадал изо рта загубник – режим декомпрессии не соблюдался.
Из барокамеры я вышел с хорошим самочувствием, но под утро почувствовал боли в
ногах и обратился к врачу. Майор медицинской службы Шевчук Л.Ф. осмотрел меня и
поместил в барокамеру на часовой неофициальный кислородный режим декомпрессии
под давлением 1,7 атм. Декомпрессия прошла нормально, боли прекратились,
самочувствие улучшилось и я продолжил выполнять обязанности командира
водолазных спусков. После этого я четко следил, чтобы врачи не назначали последней паре кислородный режим
декомпрессии. Так на собственном опыте постигал водолазную науку.
14 июля
2015 года на ЧФ праздновали 100-летие спасательного судна «Коммуна». СС «Эпрон»
далеко до этого срока, однако 56 лет, которые исполнились ему 25 октября 2015
года, тоже солидный срок. Если брать во
внимание нормативные сроки службы кораблей (судов), то «Эпрон» выслужил два таких срока и по праву считается
судном – долгожителем.
До конца
50-х годов прошлого столетия ВМФ СССР не располагал специализированными
спасательными судами, а в связи с необходимостью обеспечивать деятельность сил
боевой службы в удаленных районах в 1953 г. было выдано
TTЗ Западному ПКБ на разработку универсального спасательного судна пр. 527.
Главным конструктором был назначен Лощинский
Н.Г., главным наблюдающим от ВМФ Сухоруких В.М. Судно было спроектировано и в
1959 году построено со следующими характеристиками:
Водоизмещение - 3230 т.
Размеры: длина - 89,7 м, ширина - 14 м, осадка - 5,1 м.
Скорость полного хода - 17,8 узлов.
Дальность плавания - 10500 миль при скорости 11 узлов.
Силовая установка - дизель-электрическая, 4 дизель-генератора 3Д-100М по 1375 кВт, 2 электромотора ПГ-215 по 2570 кВт, мощность полного хода 7000 л. с., 2 вала.
Вооружение - зарезервированы места для установки двух спаренных 57-миллиметровых АУ ЗИФ-31Б.
Специальное снаряжение: лебедка 25 т, грузовая стрела 12 т, битенг - два по 200 т, мощность водоотливных средств 3600 куб. м/час, семь стволов для пожаротушения производительностью по 220 куб. м/час, водолазный колокол ВК для глубин до 200 м, спасательный колокол для глубин до 200 м, наблюдательная камера для глубин до 300 м, комплекс барокамер.
Размеры: длина - 89,7 м, ширина - 14 м, осадка - 5,1 м.
Скорость полного хода - 17,8 узлов.
Дальность плавания - 10500 миль при скорости 11 узлов.
Силовая установка - дизель-электрическая, 4 дизель-генератора 3Д-100М по 1375 кВт, 2 электромотора ПГ-215 по 2570 кВт, мощность полного хода 7000 л. с., 2 вала.
Вооружение - зарезервированы места для установки двух спаренных 57-миллиметровых АУ ЗИФ-31Б.
Специальное снаряжение: лебедка 25 т, грузовая стрела 12 т, битенг - два по 200 т, мощность водоотливных средств 3600 куб. м/час, семь стволов для пожаротушения производительностью по 220 куб. м/час, водолазный колокол ВК для глубин до 200 м, спасательный колокол для глубин до 200 м, наблюдательная камера для глубин до 300 м, комплекс барокамер.
Судно было заложено 27.11.1957 г. в Николаеве на судостроительном заводе им. 61 Коммунара по пр. 527 (заводской №1601). Спущено на воду 01.07.1958 г., флаг аварийно-спасательной службы ВМФ поднят 25 октября 1959 г., а 31.12.1959 г. под названием СС-26 (Спасательное судно - 26) вошло в состав флота. Впоследствии судно было модернизировано по пр. 527М.
В то время, да и спустя 20-30 лет, это
был уникальный многоцелевой спасатель нового поколения с неограниченной
мореходностью, обладающий средствами тушения пожара, проведения водолазных
работ на глубинах до 200 м, спасения подводников на глубинах до 200 м, спасения
людей, плавающих на воде, способный буксировать аварийные корабли, суда,
подводные лодки больших водоизмещений. И в Черном, и в Средиземном море, в
период несения боевой службы, при выполнении спасательных работ, при проведении
водолазных спусков и буксировке аварийных объектов, особенно в штормовую
погоду, экипаж судна сполна мог оценить отличные качества судна. На нашем
«горбатом» спокойно было выходить в море, никакой шторм не страшен.
С увеличением глубины погружения
подводных лодок возникла необходимость строительства глубоководных средств
спасения подводников, в связи с чем
спасательные суда пр. 527
проходят модернизацию по увеличению возможности работать на глубинах до 500 м,
таким образом создаются суда пр. 527М. Этот проект разрабатывался в том же
ПКБ, но главным конструктором был Горшков М.К., а главным наблюдающим от ВМФ
капитан 2 ранга Головнев Н.И.
В 1968-70 гг. судно прошло модернизацию на
заводе им. 61 Коммунара.
В результате модернизации были установлены спасательный
колокол СК-64 для спасения подводников с глубин до 500 м, рабочая камера РК-680
с глубиной погружения 500 м, наблюдательная камера НК-300 с глубиной погружения
300 м, ГАС для поиска подводных объектов, ГАС подводной связи и телевизионная
аппаратура МТК-200.
Мне довелось служить командиром
водолазной группы СС-26 в период ремонта
и модернизации судна, что позволило досконально изучить судно и я благодарен
конструкторам ПКБ, рабочим и мастерам завода
за помощь в изучении новой техники и ответственность, с которой они
выполняли работы по модернизации судна.
После модернизации за период с
1970 по 1984 гг. судно 10 раз выходило в Средиземное море для
поисково-спасательного обеспечения сил 5 ОПЕСК, в т.ч. 4 раза судно выполняло
специальные задачи в зоне боевых действий в периоды:
- 01.06.1972 г. - 08.12.1972 г. (Сирия);
- 12.10.1975 г. - 20.03.1976 г. (Сирия);
- 16.10.1982 г. - 23.07.1983 г. (Египет);
- 08.10.1983 г. - 15.11.1983 г. (Египет).
- 01.06.1972 г. - 08.12.1972 г. (Сирия);
- 12.10.1975 г. - 20.03.1976 г. (Сирия);
- 16.10.1982 г. - 23.07.1983 г. (Египет);
- 08.10.1983 г. - 15.11.1983 г. (Египет).
Следует отметить, что боевые службы, как
правило, длились 8-10 месяцев, а одна из них, в 1977 году - 12,5 месяцев,
командиром судна в то время был капитан
3 ранга Виталий Юрганов. Интересный факт – некоторые мичмана Виктор Кучерявый, Александр Бабенко, Владимир
Загорулько бывали на боевой службе 8
раз, а Петр Кебало и Александр Науменко – 10 раз. Кебало И.П. и Науменко А.К. прослужили на
судне от призыва на службу до увольнения в запас.
В 1977 году по результатам смотра судна на
боевой службе командующим ЧФ адмиралом Ховриным Н.И. впервые в ВМФ спасательное судно СС-26, а не
боевой корабль, было объявлено лучшим кораблем ВМФ.
Расскажу о боевых службах
моего родного СС-26, в которых я участвовал. На первой боевой службе судно находилось с
октября 1970 по февраль 1971 гг., а на второй – с мая 1971 по декабрь 1971 гг.
На боевую службу на судно прикомандировывали
медицинскую группу, группы РБХЗ и ПДСС, что расширяло возможности судна как
спасателя.
На
СС-26 в то время служили офицеры:
–
командир судна – капитан 3 ранга Коптяев Виктор Иванович;
–
помощник командира – капитан-лейтенант Пальчиков Василий Парфенович;
–
командир БЧ-5 – капитан-лейтенант Василатий Борис Игнатьевич;
–
зам. командира по политчасти – капитан-лейтенант
Ковальчук
Николай Алексеевич;
–
начальник АСС – старший лейтенант Адамович
Михаил
Иосипович;
–
штурман – старший лейтенант Варнавских Виктор;
-
лейтенант Тимко Николай (на 2-й боевой
службе);
–
командир БЧ-4, РТС – старший лейтенант Жуков
Юрий
Борисович;
–
начальник медслужбы – старший лейтенант медицинской службы Чабан
Вячеслав
Антонович;
–
командир водолазной группы – старший лейтенант Заика
Анатолий
Иванович (на 1-й боевой службе);
–
лейтенант Беспалов Вячеслав Григорьевич (на 2-й боевой службе);
–
командир электромоторной группы – старший лейтенант
Аббакумов
Константин Владимирович;
–
врач-физиолог – старший лейтенант Солодовников
Николай
Александрович.
На боевой службе интенсивно проводилась
боевая подготовка, в обязательном порядке раз в 30-45 суток отрабатывались
водолазы-глубоководники на глубины до 160 метров. Сложность состояла в том, что
иностранные корабли расстреливали бочки рейдового оборудования, поэтому они
тонули и, как следствие, необходимо было заново оборудовать полигоны отработки
водолазов-глубоководников.
На первой боевой службе командир эскадры
поставил командиру судна дипломатическую задачу – наладить отношения с
командиром военно-морской базы Мерса-Матрух, испорченные до этого командованием
тральщика. Эта задача была успешно выполнена. Капитан 3 ранга Коптяев Виктор
Иванович был не только отличным командиром, но и имел большой опыт общения с людьми,
умел вести диалог с партнерами, знал психологию человека. В этот же период
личным составом судна были выставлены фарватерные буи входа в Мерса-Матрух.
Выполнялись и фактические работы. В частности,
поиск утерянных якорь-цепей в районе п. Александрия и около острова Крит,
который увенчался успехом (1970 и 71 гг.).
Важнейшая задача, выполненная судном, –
обеспечение глубоководного погружения подводной лодки после ремонта,
предварительно вывод ее из порта Тиват. Перед глубоководным погружением
проводилась проверка готовности лодки к погружению и годовая проверка
спасательного снаряжения ИСП-60
(1971 г.).
Иногда судам ставились и несвойственные
задачи: доставка на атомную ПЛ бортпайков, а также продовольствия и почты на
корабли эскадры.
Все суда, в том
числе СС-26, на боевой службе выполняли следующие работы: водолазный осмотр
кораблей, подводных лодок, чистку кингстонных
решеток
кораблей и сварку легкого корпуса подводных лодок. Много трудились на подводных
лодках, сваривая легкий корпус, водолазы-сварщики мичманы Бабенко Александр,
Олейник Михаил, Кучерявый Виктор.
За несение боевой службы суда получали
преимущественно отличные оценки, за редким исключением – хорошие. Среди личного
состава судов возникло негласное соревнование за лучшую оценку по итогам боевой
службы. Задачи боевой службы были успешно выполнены благодаря большой
организаторской работе, умелому руководству личным составом спасателя капитаном 3 ранга Коптяевым Виктором
Ивановичем и капитан-лейтенантом Пальчиковым Василием Парфеновичем.
В 1984 году спасатель, можно сказать, получил право на
вторую жизнь. Руководство Военно-морскими силами Индии решило купить в
Советском Союзе спасатель подводных лодок проекта 527. «Посчастливилось» СС-26. Заключили
межправительственный договор. Поскольку за 25 лет службы корпус спасателя и большая
часть технических средств достаточно износились, его поставили на капитальный
ремонт и дооборудование в завод имени Серго Орджоникидзе. Финансировали ремонт
своевременно и в полно м объеме. Ремонт затянулся на шесть лет, руководству
завода было выгодно затягивать ремонт заказа, который оплачивался
гарантировано.
В период ремонта заменили обшивку подводной части корпуса, часть палуб и
стенок надстроек. Установили новые главные и вспомогательные механизмы, судовые
системы, средства связи, судовождения, радиотехническую аппаратуру. Капитально
отремонтировали спасательные и специальные средства. В связи с изменением
политических отношений между СССР и Индией в конце 80-х годов прошлого века сделка в 1989 году не состоялась. К этому времени
судно было отремонтировано и оставлено в составе Поисково-спасательной службы флота, что позволило до сегодняшних
дней сохранить его, единственного из серии 9 судов пр. 527, а не быть порезанным на
металлолом.
В 1989 г. судно получило свое нынешнее название "Эпрон".
В период 17.09-07.10.1993 г. судно в составе соединения осуществило
поход в район грузино-абхазского конфликта и эвакуировало
русскоязычное население из порта Сухуми в Сочи.
Девяностые годы были не самыми успешными
для нашего спасателя, это были годы выживания, денежное довольствие офицерам и
контрактникам задерживалось, снабжение кислородом и гелием прекратилось, в
связи с чем глубоководные водолазные спуски не проводились, топливом снабжали
по минимуму, в море не выходили, практиковали базовые учения у стенки.
Постепенно ситуация с финансированием и
снабжением топливом флота стала
улучшаться. В 2001 году на СС «Эпрон» была подготовлена группа операторов
спасательного колокола СК-64, начали эпизодически проводить глубоководные
водолазные спуски на глубины до 120 м, качество боевой подготовки улучшилось.
Кроме базовых учений возобновились выходы судна в море для отработки
соответствующих задач.
В 2005 году на судно установлен комплекс
нормобарических жестких скафандров "Hardsuit 1200", позволяющий
спускаться оператору под воду при давлении внутри скафандра 1 атм. на глубины
до 365 м, и телеуправляемый необитаемый подводный аппарат "Тайгер"
для поиска и обследования подводных объектов на глубинах до 1000 метров.
Кроме того, в 2014 г. «Эпрон» получил глубоководный
рабочий телеуправляемый аппарат «Пантера Плюс», способный работать на глубинах до 1000 метров. Он оснащен двумя
механическими манипуляторами, на которых можно разместить тросорезы и циркулярную
пилу для разрезания сложных конструкций толщиной до 90 мм.
Телеуправляемый
аппарат имеет систему автоматического удержания глубины, эхолот, комплекс
спутникового позиционирования и устройство для размыва грунта. Наблюдать за его
действиями операторы могут с помощью двух управляемых телекамер повышенной
светочувствительности, расположенных рядом с манипуляторами, а также
видеокамерами заднего обзора.
В июне 2006 года на флоте проводилось
подготовительное, а в июле того же года зачетное учение по оказанию помощи
аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, для командующих флотов,
начальников штабов флотов, начальников УПАСР флотов и командиров бригад
спасательных судов.
В
ходе учения отработаны показные эпизоды:
–
выход подводников через торпедный аппарат с глубины 20 м – вышло 24 подводника;
–
вывод подводников спасательным подводным аппаратом АС-5 с глубины 40 м – вывели
12 подводников;
–
поддержание жизнедеятельности личного состава аварийной ПЛ;
–
вывод подводников спасательным колоколом СК-64 СС «Эпрон» с глубины 40 м –
вывели 3 подводника.
В 2011 г. судно принимало участие в
международных учениях по поиску и спасению экипажей аварийных подводных лодок
"Болд Монарх-2011" (Испания).
Поскольку в период
подготовки судна к продаже Индии исторический журнал судна был уничтожен, в
связи с чем нельзя восстановить полноту и хронологию выполнения поисково-спасательных,
судоподъемных, буксировочных работ, привожу их неполный
перечень:
1972
г.- работы по снятию военного транспорта "Иргиз" с мели у о. Мармара;
1974 г. – обследование затонувшего БПК "Отважный";
1974 г. – обследование затонувшего БПК "Отважный";
1974 г. – буксировка потерявшей ход
подводной лодки Б-641 в Средиземном море;
1977 г. - герметизация разрыва длиной 42 м, шириной
18-20 см подводной части корпуса танкера "Вакуленчук";
1977 г. – постановка нового
обтекателя винта весом 150 кг на плавучей базе "Волга";
1977 г. - буксировка потерявшего ход большого
морозильного траулера "Азов" в Черном море;
1993 г. - эскадренный
миноносец «Сведущий». Донузлав. Откачка воды в НМО;
1993 г. - буксировка в базу потерявшей ход
ПМ-138;
1993 г. – подъем затонувших в шторм
в Новороссийске десантных катеров №630, №633, №654;
2003
г. - обследование у Варны (Болгария) погибшей ПЛ Щ-211;
2013
г.- обследование найденной у м. Тарханкут
советской подводной лодки Щ-216;
09.2013
– 01.2014 гг. – дежурство по обеспечению охранной зоны будущей зимней Сочинской
олимпиады 2014 г.;
2014
г. – подъем затопленного БПК «Очаков»;
2014 г. - выполнение задачи по допоиску и
обследованию подводной лодки времен Первой мировой войны «Нарвал», которую
затопили в 1919 году подразделения англо-французского экспедиционного корпуса
на траверзе Севастопольской бухты, глубина затопления 60 метров.
В июле 2003 г. СС «Эпрон» и КИЛ-158
обследовали и идентифицировали советскую подводную лодку типа «Щука», погибшую
в районе Варненского залива в 1941 году. Предстояло найти лодку, обследовать и
идентифицировать. ПЛ обнаружили на второй день поисков. После обследования
демонтировали и подняли на поверхность носовую 45-миллиметровую пушку, левый трехлопастной винт с
кронштейнами. Всего на поверхность водолазы подняли 28 предметов с ПЛ, в т. ч.
каску, котелок компаса, куски лееров и изоляцию. Флагманский водолазный
специалист БРСС капитан 3 ранга Владимир Кучерявый в трехболтовом водолазном снаряжении проник в боевую рубку,
сделал несколько снимков, на основании
которых руководство экспедиции приняло решение - внутри подводной лодки водолазам работать
опасно. Обследование лодки с большой
вероятностью показало, что в данном месте лежит погибшая советская подводная
лодка Щ-211.
Подводная лодка Щ-216 была обнаружена дайверами
в июле 2013 года в 18 милях западнее мыса Тарханкут на глубине 52 метра. В
период с 21 по 25 августа 2013 года был выполнен поиск и предварительное
обследование затонувшего объекта. В ходе второго этапа работ с 17 по 22
сентября был детально обследован корпус подлодки, замерена его толщина в
различных участках, подняты на поверхность носовое и кормовое орудия с деталями
корпуса. На основании архивных данных специалисты предполагают, что обнаружена
подводная лодка Щ-216, погибшая в этом районе Черного моря в 1944 году.
17 сентября водолазами была
поднята на поверхность 45-миллиметровая кормовая артиллерийская установка с
фрагментами корпуса Щ-216. Для выполнения работ использовался телеуправляемый
подводный аппарат «Тайгер», а также комплекс нормобарических скафандров,
которые позволяют водолазам работать без последующей декомпрессии на глубинах
до 360 метров.
Несколькими днями ранее на месте гибели
подводной лодки моряки "Эпрон" почтили память моряков-подводников,
погибших в годы Великой Отечественной войны. На воду был опущен траурный венок.
В период работ водолазами произведено 34 спуска под воду на глубину 52 метра с общим временем работы на грунте 18 часов 20 минут, при этом был выполнен ряд весьма важных и сложных операций. Например, электрокислородную резку под водой водолазы выполняли в общей сложности 4 часа 26 минут. Работа по остропке орудий заняла 2 часа 54 минуты, замер толщины корпуса в разных местах – почти 4 часа, очистка корпуса подлодки от сетей - почти 5 часов. А общее время пребывания водолазов под повышенным давлением составило более 170 часов.
В период работ водолазами произведено 34 спуска под воду на глубину 52 метра с общим временем работы на грунте 18 часов 20 минут, при этом был выполнен ряд весьма важных и сложных операций. Например, электрокислородную резку под водой водолазы выполняли в общей сложности 4 часа 26 минут. Работа по остропке орудий заняла 2 часа 54 минуты, замер толщины корпуса в разных местах – почти 4 часа, очистка корпуса подлодки от сетей - почти 5 часов. А общее время пребывания водолазов под повышенным давлением составило более 170 часов.
За этими сухими и строгими цифрами стоит
напряженный и опасный труд водолазов СС
«Эпрон». Работали водолазы в СВГ-200 и трехболтовом снаряжении. При выполнении
работ отличились старший мичман Лапин
А. – командир подводных снарядов, мичманы Никоноров В., Севостьянов Р., Шихов В., главный старшина
контрактной службы Журавлев С., занимавшиеся откручиванием гаек основания
орудия с помощью гидравлического гайковерта, экзотермической резкой основания
носового орудия, остропкой кормовой пушки, замером толщины корпуса лодки и
другими операциями. Командование водолазными спусками с «Эпрона» осуществляли
старший водолазный специалист УПАСР ЧФ капитан 2 ранга Кучерявый В., старшие водолазные специалисты
АСО ЧФ капитаны 3 ранга Левин В., Маторин
А., начальник поисково-спасательной службы СС «Эпрон» капитан 3 ранга Подгорный А.
Нельзя не отметить и других специалистов
судна, благодаря которым операция прошла успешно. Прежде всего это командир
БЧ-5 капитан 3 ранга Юрий Банников, старший боцман судна мичман Михаил
Касастиков, старшина электротехнической команды старший мичман Александр
Чередниченко. Это профессионалы, люди, отдавшие службе на СС «Эпрон» не один
год службы.
Как известно, 30 августа 1974 года затонул БПК «Отважный». СС-26, находящийся в
этот день в дежурстве в составе дежурного Спасательного отряда ЧФ, выходил по
тревоге на аварию. На наших глазах БПК кормой начал погружаться в воду и почти
вертикально затонул. Мы поднимали с воды на два корабельных катера и шлюпку
прыгнувших с тонущего БПК людей, оказывали им помощь.
Сразу после погружения корабля на грунт
личному составу СС-26 поступила команда обследовать затонувший корабль.
Обследовали «Отважный» с помощью рабочей камеры РК-680 и наблюдательной камеры
НК-300. Я с оператором РК-680 мичманом Виктором Кучерявым и мичманом-фотографом,
фамилию которого не помню, обследовали в
первой тройке затонувший корабль. В результате осмотра установлено: корабль
затонул на глубине 127 метров с креном на левый борт, кормовая оконечность
имела больший крен, нежели носовая, отчего можно было предположить, что она
оторвана от носовой. Фотограф фотографировал корабль. Это были только первые
результаты обследования. В дальнейшем обследование проводили СС-50 и автономный рабочий снаряд, которые подтвердили
наши наблюдения и детализировали их.
Водолазами «Эпрона»
подняты с глубин до 200 метров множество затонувших торпед, мин, ракет,
авиабомб, экспериментальных образцов военной техники, обследованы сотни
километров грунта в Черном и Средиземном морях, выполнен огромный объем работ
по восстановлению технической готовности кораблей, подводных лодок и судов в
Средиземном море. Им проведены сотни учений по спасению экипажей затонувших
подводных лодок с глубин до 500 метров с фактическим выводом десятков
подводников из аварийных ПЛ. Найдены и подняты большое количество самолетов и
вертолетов, потерпевших катастрофу над морем.
Необходимо воздать должное офицерам,
контрактникам, старшинам, матросам,
служившим (и служащим теперь) в разное время, за их заботу, любовь к
своему морскому дому, грамотную эксплуатацию своего заведования, за успешное
выполнение поставленных задач экипажами судна, которыми командовали командиры:
- капитан 3 ранга Демидов И.И.
(1958-1961 гг.);
-капитан 3 ранга Балин Н.И.
(1961-1963 гг.);
-капитан 3 ранга Бураков И.М.
(01.1963-11.1963 гг.);
- капитан 3 ранга Калентьев В.И. (12.1963-1968
гг.);
- капитан 3 ранга Коптяев В.И.
(1968-1974 гг.);
- капитан 3 ранга Пальчиков В.П. (1974-1976 гг.);
- капитан 3 ранга Юрганов В.Ф. (1976-1978 гг.) ;
- капитан 3 ранга Гагин Д.С. (1978-1982 гг.);
- капитан 3 ранга Кирпичев А.П. (1982-1989 гг.);
- капитан 3 ранга Деев П.П. (1989-1993 гг.);
- капитан 3 ранга Моисеев В.В. (1993-1994 гг.– не очень успешно);
- капитан 3 ранга Власенко С.И. (1994-1997 гг.– не очень успешно );
- капитан 3 ранга Шайхутдинов Д.Г. (1997-2001 гг.);
- капитан 3 ранга Игнатов С.В. (2001-2005 гг.);
- капитан 2 ранга Грицай В.А. (2005-2009 гг.);
- капитан 3 ранга Будыш Д.В. (2009-2014 гг.).
- капитан 3 ранга Пальчиков В.П. (1974-1976 гг.);
- капитан 3 ранга Юрганов В.Ф. (1976-1978 гг.) ;
- капитан 3 ранга Гагин Д.С. (1978-1982 гг.);
- капитан 3 ранга Кирпичев А.П. (1982-1989 гг.);
- капитан 3 ранга Деев П.П. (1989-1993 гг.);
- капитан 3 ранга Моисеев В.В. (1993-1994 гг.– не очень успешно);
- капитан 3 ранга Власенко С.И. (1994-1997 гг.– не очень успешно );
- капитан 3 ранга Шайхутдинов Д.Г. (1997-2001 гг.);
- капитан 3 ранга Игнатов С.В. (2001-2005 гг.);
- капитан 2 ранга Грицай В.А. (2005-2009 гг.);
- капитан 3 ранга Будыш Д.В. (2009-2014 гг.).
- капитан 3 ранга Бергс Д.А. (2014
г. по н. в. ноябрь 2015 г.)
Жизнь спасателя продолжается, и сегодня,
в августе 2015 года, когда я пишу эти строки, «Эпрон» в строю, экипаж выполняет
поставленную задачу – отрабатывает водолазов-глубоководников в полигоне у мыса
Ай-Тодор и продолжает подготовку к длительному плаванию.
В конце августа 2015 г. судно под
командованием капитана 3 ранга Бергс Д.А. прибыло в Средиземное море, а далее
совершило переход через Суэцкий канал в Индийский океан, где выполняло задачи в
рамках мероприятий международного
военного сотрудничества с ВМС Индии.
3 сентября СС "Эпрон" благополучно проследовало Суэцким каналом и
приступило к выполнению задач в акватории Красного моря, – сообщила пресс-служба
Черноморского флота.
10 сентября судно прибыло с деловым заходом в столицу
Республики Джибути – одноименный порт Джибути. В период захода судно пополнило
запасы воды и топлива, а экипаж получил возможность отдохнуть и посетить
достопримечательности африканского города. 12 сентября «Эпрон» продолжил
выполнение задач в Индийском океане.
1 октября
"Эпрон", завершив длительный переход из Черного моря в
Индийский океан, совершил заход в индийский порт Вишакхапатнам.
В соответствии с
достигнутыми ранее договоренностями между военными ведомствами России и Индии в
рамках двустороннего военно-технического сотрудничества, экипаж, водолазные
специалисты и современное поисково-спасательное оборудование "Эпрона"
будут задействованы для обеспечения боевой подготовки подводных сил ВМС Индии.
На этом заканчиваю свое повествование о нашем спасателе,
пожелаю ему и экипажу благополучного
возвращения в Севастополь, долгих лет жизни и счастливого плавания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий