БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Командир Винько Маткович


Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов Александр Васильевич,
начальник Аварийно-спасательной
службы ЧФ в 1973-1986 годах
 


                Из книги !00 лет, что дальше?

      В начале 1959 года в командование судном вступил капитан 3-го ранга Винько Матиевич Маткович. Винько Матиевич был назначен командиром «Коммуны» с должности командира тральщика № 8 (бывший немецкий тральщик - «угольщик»), который в конце февраля 1959 года был списан и отправлен на разделку. В 1960 году В. М. Матковичу присвоили воинское звание капитан 2-го ранга. Командир «Коммуны» был югославом. Во время Великой Отечественной войны он партизанил в горах вместе с Броз Тито и был награждён боевыми орденами. Он часто рассказывал морякам о своей военной молодости. Вспоминал о строгой дисциплине в отряде: «… в отряде было два наказания – за несерьезное нарушение командир бил по морде, за серьезное – расстреливал…».
     После войны был направлен в Военно-морское училище в Советский Союз. После разрыва отношений между Сталиным и Тито большая часть югославов вернулась на Родину, но некоторые остались в СССР. Их не преследовали, как других иностранцев, наоборот, дали возможность доучиться, всячески поощряли и продвигали по службе. После окончания обучения В. М. Матковича направили в бригаду тральщиков, базирующуюся на Минную гавань Таллинна. В дальнейшем назначили командиром тральщика № 8 и, когда подошел срок, присвоили звание капитан 3-го ранга, хотя его должность была капитан-лейтенантская. Да и по службе у него были послабления: кое-какие промахи, за которые наказали бы другого командира корабля, ему прощались. Но он был хорошим командиром, заботился о людях, команда это понимала и ценила.
Автору довелось в одной группе с В.М. Матковичем проходить обучение на курсах офицеров-водолазов в Севастопольской водолазной школе в 1959-1960 годах. На курсы он прибыл с должности командира «Коммуны» в звании капитан 2 ранга. В нашей группе он был старшим и производил впечатление умного и уравновешенного офицера. Мы все относились к нему с уважением.
История умалчивает об одной трагической странице в жизни «Коммуны». В начале 50-х годов на судне проходили стажировку югославские офицеры аварийно-спасательной службы. Однажды вечером офицеры собрались в кают-компании по случаю какого-то торжества. Во время ужина со спиртным между ними возникла словесная перепалка на почве политических разногласий. Одни были на стороне Броз Тито, другие – Сталина. После обоюдных оскорблений началась драка, окончившаяся трагически: несколько офицеров были убиты и некоторые ранены. «Титовцы» были арестованы и вскоре отправлены в Югославию. Офицеры, верные советской позиции, остались в Советском Союзе и продолжили службу в ВМФ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий