Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов
Александр Васильевич,
начальник
Аварийно-спасательной
службы
ЧФ в 1973-1986 годах
Из книги !00 лет, что дальше?
В начале 1959
года в командование судном вступил капитан 3-го ранга Винько Матиевич Маткович. Винько
Матиевич был назначен командиром «Коммуны» с должности командира тральщика № 8
(бывший немецкий тральщик - «угольщик»), который в конце февраля 1959 года был
списан и отправлен на разделку. В 1960 году В. М. Матковичу присвоили воинское
звание капитан 2-го ранга. Командир «Коммуны» был югославом. Во время Великой
Отечественной войны он партизанил в горах вместе с Броз Тито и был награждён
боевыми орденами. Он часто рассказывал морякам о своей военной молодости.
Вспоминал о строгой дисциплине в отряде: «… в отряде было два наказания – за
несерьезное нарушение командир бил по морде, за серьезное – расстреливал…».
После войны
был направлен в Военно-морское училище в Советский Союз. После разрыва отношений
между Сталиным и Тито большая часть югославов вернулась на Родину, но некоторые
остались в СССР. Их не преследовали, как других иностранцев, наоборот, дали
возможность доучиться, всячески поощряли и продвигали по службе. После
окончания обучения В. М. Матковича направили в бригаду тральщиков, базирующуюся
на Минную гавань Таллинна. В дальнейшем назначили командиром тральщика № 8 и,
когда подошел срок, присвоили звание капитан 3-го ранга, хотя его должность
была капитан-лейтенантская. Да и по службе у него были послабления: кое-какие
промахи, за которые наказали бы другого командира корабля, ему прощались. Но он
был хорошим командиром, заботился о людях, команда это понимала и ценила.
Автору довелось в одной группе с В.М.
Матковичем проходить обучение на курсах офицеров-водолазов в Севастопольской
водолазной школе в 1959-1960 годах. На курсы он прибыл с должности командира
«Коммуны» в звании капитан 2 ранга. В нашей группе он был старшим и производил
впечатление умного и уравновешенного офицера. Мы все относились к нему с
уважением.
История
умалчивает об одной трагической странице в жизни «Коммуны». В начале 50-х годов
на судне проходили стажировку югославские офицеры аварийно-спасательной службы.
Однажды вечером офицеры собрались в кают-компании по случаю какого-то
торжества. Во время ужина со спиртным между ними возникла словесная перепалка
на почве политических разногласий. Одни были на стороне Броз Тито, другие –
Сталина. После обоюдных оскорблений началась драка, окончившаяся трагически: несколько
офицеров были убиты и некоторые ранены. «Титовцы» были арестованы и вскоре
отправлены в Югославию. Офицеры, верные советской позиции, остались в Советском
Союзе и продолжили службу в ВМФ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий