Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов
Александр Васильевич,
начальник
Аварийно-спасательной
службы
ЧФ в 1973-1986 годах
Из книги "100 лет, что дальше?"
С началом
строительства новых подводных лодок большего водоизмещения «Коммуна» исчерпала
возможности их обеспечения и как их спасатель уже не могла выполнять свои
функции.
Требования к
спасательной службе на море возросли, нужны были новые, современные морские
спасатели. Встал вопрос о дальнейшей судьбе «Коммуны». Было несколько
предложений: перевести ее для обеспечения научных исследований в отряд судов Академии
наук СССР, оставить в составе АСС ВМФ или отправить на утилизацию.
Пока решалась
судьба старейшины спасательного флота, судно продолжало решать поставленные ему
задачи.
Вот что
вспоминает бывший член экипажа «Коммуны» капитан 2-го ранга в отставке Владимир
Николаевич Попоудин: «В 1957 году, с отличием окончив 2-е Высшее Военно-морское
инженерное училище, я по распределению попал на Краснознаменный Балтийский Флот
и, прибыв для прохождения службы в г. Таллинн, был назначен командиром
электро-механической группы в 405 отдельный дивизион Аварийно-спасательной
службы.
В 1961 году
получил назначение на спасательное судно «Коммуна» («Волхов»), командиром
группы движения. Тогда я и не предполагал, что у этого корабля такая богатая
боевая и трудовая биография! Служить на таком корабле было интересно и почетно.
К тому же, тогда он был флагманским кораблем 405 отдельного дивизиона АСС
Восточно-Балтийской флотилии в городе Таллинне. Изучив историю корабля и узнав
его возраст - а «Коммуне» в то время было уже 45 лет - я не мог предположить,
что он еще прослужит в боевом строю более полувека!
Несмотря на
то, что корабль имел такой почтенный возраст и технические средства устаревшей
конструкции, содержался он в образцовом состоянии. Неукоснительно соблюдался
распорядок дня, поддерживались флотские чистота и порядок. Большая заслуга в
этом принадлежала командиру корабля - капитану 2-го ранга Винько Матиевичу
Матковичу, старшему помощнику - капитану 3-го ранга Анатолию Михайловичу
Брондукову, а также главному боцману - мичману Буланову. Благодаря их
ответственности и повседневной заботе, на корабле поддерживалась почти
крейсерская организация.
В октябре 1961
года «Коммуне» было приказано передислоцироваться на Ленинградскую
Военно-морскую Базу, в 445 ОДАСС, располагавшийся тогда в городе Ломоносове.
Кораблю требовалось докование и ремонт технических средств. Докование он прошел
в Кронштадтском морском заводе. На ремонт механизмов финансирование выделено не
было. Над кораблем нависла угроза его дальнейшего существования. Рассматривался
вопрос о списании. Но неутомимая натура командира и его страстное желание
спасти корабль, оставить его в строю увенчались успехом. Начальник АСС ВМФ
контр-адмирал Н. П. Чикер смог выделить 20 тыс. рублей для текущего ремонта
механизмов на 28 заводе ВМФ в городе Ломоносове. Но этой суммы не хватало для
проведения всего текущего ремонта, поэтому очень большой объем работ был
выполнен силами личного состава корабля, под руководством старшин команд -
мичманов И.И Кравцова, Н. Бордиловского, Н.М. Кулиша и др. Это позволило
кораблю сдать все курсовые задачи с высокой оценкой и снова вступить в строй
действующих кораблей.
«Коммуна»
участвовала во всех сборах-походах как флагманское судно дивизиона, а также в
учениях под командованием начальника тыла Ленинградской Военно-морской базы
контр-адмирала Александра Федоровича Аржавкина.
Силами
партийной организации корабля, возглавляемой её секретарем -
капитан-лейтенантом Владимиром Степановичем Борисовым, ставшим впоследствии
командиром спасательного судна «Коммуна», а также заместителем командира
корабля по политической части капитан-лейтенантом Кравченко, проводилась
большая воспитательная работа с личным составом. Часто устраивались
политические диспуты, культурные походы, читательские конференции, встречи с
ветеранами Великой Отечественной войны и передовиками производства, также
организовывались разнообразные лекции и Ленинские чтения. Так, в 1964 году была
проведена читательская конференция по книге Ю.Ф. Стрехнина «Отряд Бороды». На
эту конференцию был приглашен герой книги - прославленный командир отряда
морских разведчиков капитан 2-го ранга Виктор Андреевич Калганов. Рассказ
ветерана и выступления читателей были встречены искренним интересом у личного
состава «Коммуны», что имело большое воспитательное значение.
В 1965 году
было проведено дооборудование корабля для выполнения экспериментальных работ,
имеющих впоследствии весьма существенное значение для Подводных Сил
Военно-Морского Флота СССР. По техническому заданию 1-го НИИ ВМФ был
спроектирован и построен макет концевого отсека подводной лодки проекта 613,
внутри которого размещался гребной электродвигатель и линии гребных валов со
сменными винтами различной конфигурации. Этот макет подвешивался на специальных
спуско-подъёмных устройствах корабля – «гинях» - и опускался на заданную
глубину. В трюме левого корпуса «Коммуны» была установлена одна группа
аккумуляторных батарей подводной лодки проекта 613, зарядка которых
производилась от генераторов спуско-подъемного устройства корабля. Суть
экспериментов состояла в определении шумности, создаваемой винтами различной
конструкции, на разных глубинах погружения отсека. Замер шумности производился
на станции КИМС. Испытания проводились на полигоне ВМФ в бухте Хара-лахт,
которая находится рядом с городом Таллинн. Для этих целей, «Коммуна» совершала
систематические морские переходы из порта Ломоносова Ленинградской
Военно-морской Базы на испытательный полигон бухты Хара-лахт.
Также,
совместно с испытаниями шумности гребных винтов, проводились испытания и
исследования различных материалов покрытия корпуса подводной лодки для снижения
её шумности.
К сожалению,
информации об этом периоде службы «Коммуны» нет, а ведь работы было много и,
причем интересной».
Владимир
Николаевич Попоудин после службы на «Коммуне» работал главным инженером Лабораторно-экспериментальной базы
(ЛЭБ) 40-го
НИИ ВМФ СССР в Ломоносове.
С середины
60-х годов Ново-Адмиралтейский завод приступил к строительству совершенно новых
заказов – глубоководных аппаратов для Министерства рыбного хозяйства страны, а
с 1970 года подобные аппараты начало строить Ленинградское Адмиралтейское
объединение. Появились заказы на подводные аппараты для ВМФ. «Коммуна» вполне
могла обеспечить их работу. Было бы желание руководителей страны. В середине
60-х решение по легендарному спасателю было принято.
В 1965 году в
командование судном вступил капитан 3-го ранга Владимир Степанович Борисов, бывший командир БЧ-1/4 экипажа
«Коммуны». После службы на «Коммуне» Владимир Степанович командовал
гидрографическом судном «Колгуев», принимал участие в 6-й Атлантической
океанографической экспедиции, а затем был командиром судна разведки «Рыбачий».
Комментариев нет:
Отправить комментарий