Известно,
что водолаз, как и сапёр, ошибается один раз. К сожалению, некоторые водолазы
(и руководители водолазных спусков) совершали ошибки, за которые расплачивались
жизнью.
Многолетний опыт руководства водолазными спусками, статистика аварийных случаев с водолазами на флотах СССР, которую я вёл с 1966 по 1988 гг., показывает, что основными причинами нештатных ситуаций при выполнении водолазных работ являются неправильные действия водолаза или ошибки руководителя водолазных спусков; техника, если её правильно эксплуатируют, как правило, не подводит. Замечу, что водолазы у меня не гибли.
Расскажу несколько аварийных случаев с водолазами, которые закончились благополучно.
Многолетний опыт руководства водолазными спусками, статистика аварийных случаев с водолазами на флотах СССР, которую я вёл с 1966 по 1988 гг., показывает, что основными причинами нештатных ситуаций при выполнении водолазных работ являются неправильные действия водолаза или ошибки руководителя водолазных спусков; техника, если её правильно эксплуатируют, как правило, не подводит. Замечу, что водолазы у меня не гибли.
Расскажу несколько аварийных случаев с водолазами, которые закончились благополучно.
Водолаз
и течение
В
июле 1976 года 37 бригада спасательных судов проводила учение по оказанию
помощи аварийной подводной лодке на глубине 120 м в полигоне у мыса Ай-Тодор. В
учении, кроме подводной лодки, участвовали СС «Казбек», СБ-15, ВМ-88 и
несамоходная морская баржа с рейдовым оборудованием. Руководил учением
заместитель начальника Управления Вспомогательного флота и
Аварийно-спасательной службы ЧФ капитан 1 ранга Юрий Лисичкин.
Учение
проходило по плану. Подводная лодка легла на грунт, произвели её поиск,
разметили полигон, выставили рейдовое оборудование, СС «Казбек» стал на бочки.
После точной наводки СС «Казбек» с помощью наблюдательной камеры НК-300 над ПЛ,
начали спуски водолазов с задачей присоединить шланги вентиляции 1-го отсека
ПЛ. Водолазы работу выполнили, произвели вентиляцию 1-го отсека ПЛ. На
протяжении этого периода учения погода благоприятствовала нашей работе.
К
вечеру ситуация изменилась. Началось, а потом и усилилось до 1 м/сек течение
направлением, противоположным курсу СС «Казбек». Так как продолжать учение было
затруднительно, а время пребывания ПЛ на грунте в полигоне было ограничено,
капитан 1 ранга Ю. Лисичкин принял решение прекратить учение.
Однако
СС «Казбек» был связан с ПЛ шлангами вентиляции, присоединенными к
«эпроновской» выгородке 1-го отсека, поэтому не мог сняться с бочек. Было
принято решение спустить под воду водолазов с задачей отсоединить шланги
вентиляции от ПЛ. С учётом в районе работ сильного течения, в том числе и на
глубине 120 м, задача была не из лёгких. Выполнить эту работу было поручено
опытным водолазам-глубоководникам мичману В. Цымбалу и старшему матросу К.
Махмудову.
Спуск
водолазов на ПЛ проводился ночью в гелиокислородном снаряжении ГКС- 3М.
Несмотря на течение удалось спустить водолазный колокол с водолазами на
платформе водолазного колокола близко к «эпроновской» выгородке 1-го отсека ПЛ.
Первый водолаз мичман В. Цымбал перешёл с платформы водолазного колокола на ПЛ
и приступил к работе. Второй водолаз старший матрос К. Махмудов, находясь на
платформе водолазного колокола, обеспечивал работу первого водолаза, следил за
его действиями, держал в руках шланг-кабель первого водолаза, по команде
командира спуска потравливая или выбирая шланг-кабель первого водолаза. Первый
водолаз работу выполнил и по команде командира спуска вернулся на платформу водолазного
колокола. Водолазы осмотрелись, ничего не связывало платформу водолазного
колокола с ПЛ (тросы, кабели, шланги). Начали подъём водолазов по режиму
декомпрессии. На первой остановке первый водолаз зашёл в колокол. На второй
остановке дали команду второму водолазу заходить в колокол, а первому принимать
его.
Однако К. Махмудов в колокол зайти не смог. Оказалось, шланги вентиляции отсека ПЛ течением унесло к водолазному колоколу и они зацепили его шланг-кабель, из-за чего водолаз оказался как бы привязанным к платформе водолазного колокола. Возникла нештатная ситуация с водолазом. С этого момента я, как руководитель водолазных спусков, лично, а не через телефониста осуществлял телефонную связь с водолазами. Необходимо было освободить второго водолаза от «зацепа» и дать ему возможность зайти в колокол с тем, чтобы впоследствии отжать воду из колокола, закрыть его крышку и безостановочно поднять колокол с водолазами на поверхность.
С этой целью я дал команды:
Однако К. Махмудов в колокол зайти не смог. Оказалось, шланги вентиляции отсека ПЛ течением унесло к водолазному колоколу и они зацепили его шланг-кабель, из-за чего водолаз оказался как бы привязанным к платформе водолазного колокола. Возникла нештатная ситуация с водолазом. С этого момента я, как руководитель водолазных спусков, лично, а не через телефониста осуществлял телефонную связь с водолазами. Необходимо было освободить второго водолаза от «зацепа» и дать ему возможность зайти в колокол с тем, чтобы впоследствии отжать воду из колокола, закрыть его крышку и безостановочно поднять колокол с водолазами на поверхность.
С этой целью я дал команды:
- первому
водолазу вытравить с лебёдки, находящейся в колоколе, необходимую длину троса
(трос с карабином), спуститься на платформу колокола и присоединить карабин за
рым на шлеме второго водолаза;
- второму
водолазу соблюдать спокойствие, дышать в окно инжектора, отсоединить от
скафандра свой шланг и кабель;
- первому
водолазу зайти в колокол, выбирать лебёдкой трос, а второму водолазу, дыша в
окно инжектора заходить в колокол.
Водолазы
чётко исполнили команды, зашли в колокол и взялись на подвесы. Нештатная
ситуация была ликвидирована и водолазов благополучно подняли на поверхность.
Пока
я поддерживал связь с водолазами, себя не чувствовал. Для меня существовали
только водолазы, находящиеся под водой. Как только второй водолаз зашёл в
водолазный колокол, я с облегчением вздохнул.
Аварийная
ситуация с водолазами случилась из-за стихии (течения), а благополучно
закончилась благодаря хладнокровию, мужеству и чётким действиям водолазов.
Учение
по оказанию помощи затонувшей подводной лодке
Летом
1972 года СС-26 выполнял задачи по поисково-спасательному обеспечению кораблей
и судов ВМФ СССР, несущих боевую службу в Средиземном море. Командир судна -
капитан 3 ранга Виктор Коптяев. В это время судно проводило запланированную
боевую подготовку, в том числе отработку водолазов в положенные сроки в целях
поддержания на высоком уровне профессиональной выучки и физиологической
натренированности. Судно стояло в полигоне отработки водолазов-глубоководников
на глубине 160 м, ошвартованное на рейдовом оборудовании. В районе спусков
водолазов наблюдались акулы. У нас было специальное средство (репиллент) для
отпугивания акул, однако создаваемое репиллентом облако акул не отпугивало.
На
второй день спусков в третьей паре под воду спустились старший лейтенант
Вячеслав Беспалов и главный старшина Николай Малей в снаряжении ГКС-3М. Спуск
проходил нормально, водолазы прибыли на грунт и по команде командира спусков
приступили к работе. Через пять минут водолазы доложили: видим акулу. Командир
спуска дал команду водолазам: первому водолазу зайти в колокол, второму
водолазу обеспечивать заход первого в колокол.
Через две минуты командиру спуска поступил доклад: водолазы в колоколе, берёмся на подвесы. Обычно в спокойной обстановке на заход водолазов в колокол требуется 5-7 минут. Как видим, в экстремальной ситуации человек способен на многое. Не были исключением наши водолазы.
Спустя несколько дней мичман Александр Бабенко поймал акулу на консервную банку с крюком. Акулу мы тянули на судно шпилём. Зуб этой акулы долгое время находился в столе моей каюты.
Через две минуты командиру спуска поступил доклад: водолазы в колоколе, берёмся на подвесы. Обычно в спокойной обстановке на заход водолазов в колокол требуется 5-7 минут. Как видим, в экстремальной ситуации человек способен на многое. Не были исключением наши водолазы.
Спустя несколько дней мичман Александр Бабенко поймал акулу на консервную банку с крюком. Акулу мы тянули на судно шпилём. Зуб этой акулы долгое время находился в столе моей каюты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий