БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Водолаз, не ошибись!



   Известно, что водолаз, как и сапёр, ошибается один раз. К сожалению, некоторые водолазы (и руководители водолазных спусков) совершали ошибки, за которые расплачивались жизнью.
   Многолетний опыт руководства водолазными спусками, статистика аварийных случаев с водолазами на флотах СССР, которую я вёл с 1966 по 1988 гг., показывает, что основными причинами нештатных ситуаций при выполнении водолазных работ являются неправильные действия водолаза или ошибки руководителя водолазных спусков; техника, если её правильно эксплуатируют, как правило, не подводит. Замечу, что водолазы у меня не гибли.
  Расскажу несколько аварийных случаев с водолазами, которые закончились благополучно.

Водолаз и течение

   В июле 1976 года 37 бригада спасательных судов проводила учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке на глубине 120 м в полигоне у мыса Ай-Тодор. В учении, кроме подводной лодки, участвовали СС «Казбек», СБ-15, ВМ-88 и несамоходная морская баржа с рейдовым оборудованием. Руководил учением заместитель начальника Управления Вспомогательного флота и Аварийно-спасательной службы ЧФ капитан 1 ранга Юрий Лисичкин.
   Учение проходило по плану. Подводная лодка легла на грунт, произвели её поиск, разметили полигон, выставили рейдовое оборудование, СС «Казбек» стал на бочки. После точной наводки СС «Казбек» с помощью наблюдательной камеры НК-300 над ПЛ, начали спуски водолазов с задачей присоединить шланги вентиляции 1-го отсека ПЛ. Водолазы работу выполнили, произвели вентиляцию 1-го отсека ПЛ. На протяжении этого периода учения погода благоприятствовала нашей работе.
К вечеру ситуация изменилась. Началось, а потом и усилилось до 1 м/сек течение направлением, противоположным курсу СС «Казбек». Так как продолжать учение было затруднительно, а время пребывания ПЛ на грунте в полигоне было ограничено, капитан 1 ранга Ю. Лисичкин принял решение прекратить учение.
   Однако СС «Казбек» был связан с ПЛ шлангами вентиляции, присоединенными к «эпроновской» выгородке 1-го отсека, поэтому не мог сняться с бочек. Было принято решение спустить под воду водолазов с задачей отсоединить шланги вентиляции от ПЛ. С учётом в районе работ сильного течения, в том числе и на глубине 120 м, задача была не из лёгких. Выполнить эту работу было поручено опытным водолазам-глубоководникам мичману В. Цымбалу и старшему матросу К. Махмудову.
   Спуск водолазов на ПЛ проводился ночью в гелиокислородном снаряжении ГКС- 3М. Несмотря на течение удалось спустить водолазный колокол с водолазами на платформе водолазного колокола близко к «эпроновской» выгородке 1-го отсека ПЛ. Первый водолаз мичман В. Цымбал перешёл с платформы водолазного колокола на ПЛ и приступил к работе. Второй водолаз старший матрос К. Махмудов, находясь на платформе водолазного колокола, обеспечивал работу первого водолаза, следил за его действиями, держал в руках шланг-кабель первого водолаза, по команде командира спуска потравливая или выбирая шланг-кабель первого водолаза. Первый водолаз работу выполнил и по команде командира спуска вернулся на платформу водолазного колокола. Водолазы осмотрелись, ничего не связывало платформу водолазного колокола с ПЛ (тросы, кабели, шланги). Начали подъём водолазов по режиму декомпрессии. На первой остановке первый водолаз зашёл в колокол. На второй остановке дали команду второму водолазу заходить в колокол, а первому принимать его.
   Однако К. Махмудов в колокол зайти не смог. Оказалось, шланги вентиляции отсека ПЛ течением унесло к водолазному колоколу и они зацепили его шланг-кабель, из-за чего водолаз оказался как бы привязанным к платформе водолазного колокола. Возникла нештатная ситуация с водолазом. С этого момента я, как руководитель водолазных спусков, лично, а не через телефониста осуществлял телефонную связь с водолазами. Необходимо было освободить второго водолаза от «зацепа» и дать ему возможность зайти в колокол с тем, чтобы впоследствии отжать воду из колокола, закрыть его крышку и безостановочно поднять колокол с водолазами на поверхность.
   С этой целью я дал команды:
- первому водолазу вытравить с лебёдки, находящейся в колоколе, необходимую длину троса (трос с карабином), спуститься на платформу колокола и присоединить карабин за рым на шлеме второго водолаза;
- второму водолазу соблюдать спокойствие, дышать в окно инжектора, отсоединить от скафандра свой шланг и кабель;
- первому водолазу зайти в колокол, выбирать лебёдкой трос, а второму водолазу, дыша в окно инжектора заходить в колокол.
   Водолазы чётко исполнили команды, зашли в колокол и взялись на подвесы. Нештатная ситуация была ликвидирована и водолазов благополучно подняли на поверхность.
Пока я поддерживал связь с водолазами, себя не чувствовал. Для меня существовали только водолазы, находящиеся под водой. Как только второй водолаз зашёл в водолазный колокол, я с облегчением вздохнул.
   Аварийная ситуация с водолазами случилась из-за стихии (течения), а благополучно закончилась благодаря хладнокровию, мужеству и чётким действиям водолазов.

Учение по оказанию помощи затонувшей подводной лодке
Сбрасывание с борта СС-26 рейдовой бочки

















Крепление швартового троса к рейдовой бочке





Крепление швартового троса к рейдовой бочке

Беседа с вышедшими из подводной лодки подводниками

Установка связи с подводной лодкой
Спуск наблюдательной камеры

Подготовка спасательного колокола

Всплытие спасательного колокола

Переход подводников из спасательного колокола на борт СС-26


Водолаз и акула, кто быстрее?

  Летом 1972 года СС-26 выполнял задачи по поисково-спасательному обеспечению кораблей и судов ВМФ СССР, несущих боевую службу в Средиземном море. Командир судна - капитан 3 ранга Виктор Коптяев. В это время судно проводило запланированную боевую подготовку, в том числе отработку водолазов в положенные сроки в целях поддержания на высоком уровне профессиональной выучки и физиологической натренированности. Судно стояло в полигоне отработки водолазов-глубоководников на глубине 160 м, ошвартованное на рейдовом оборудовании. В районе спусков водолазов наблюдались акулы. У нас было специальное средство (репиллент) для отпугивания акул, однако создаваемое репиллентом облако акул не отпугивало.
  На второй день спусков в третьей паре под воду спустились старший лейтенант Вячеслав Беспалов и главный старшина Николай Малей в снаряжении ГКС-3М. Спуск проходил нормально, водолазы прибыли на грунт и по команде командира спусков приступили к работе. Через пять минут водолазы доложили: видим акулу. Командир спуска дал команду водолазам: первому водолазу зайти в колокол, второму водолазу обеспечивать заход первого в колокол.
   Через две минуты командиру спуска поступил доклад: водолазы в колоколе, берёмся на подвесы. Обычно в спокойной обстановке на заход водолазов в колокол требуется 5-7 минут. Как видим, в экстремальной ситуации человек способен на многое. Не были исключением наши водолазы.
   Спустя несколько дней мичман Александр Бабенко поймал акулу на консервную банку с крюком. Акулу мы тянули на судно шпилём. Зуб этой акулы долгое время находился в столе моей каюты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий