БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Поиск затонувших парусных судов Алжира

     В 1979 году министр обороны Алжира посетил Советский Союз. Кроме переговоров с министром обороны СССР он встретился с Главкомом ВМФ СССР адмиралом флота Советского Союза Горшковым С. Г. На встрече алжирский министр попросил Главкома ВМФ СССР оказать помощь его стране в поиске у берегов Алжира затонувших судов в прошлые века, в период парусного флота.
  
     Командующий ЧФ принял решение направить к берегам Алжира спасательное судно СС-21, находящееся в то время на боевой службе в Средиземном море, с задачей выполнить распоряжение Главнокомандующего ВМФ по поиску затонувших парусных судов Алжира.
    Командир судна капитан 3 ранга Владимир Асламов, начальник АСС судна старший лейтенант Михаил Амельченко. Руководителем данной экспедиции назначили начальника штаба 5 ОПЭСК контр-адмирала Валентина Селиванова, который находился в отпуске в Севастополе. В помощь ему прикомандировали на СС-21 флагманского водолазного специалиста 37 БРСС капитана 3 ранга Михаила Адамовича и представителя Гидрографии ЧФ капитан-лейтенанта Владимира Афиниевского.
   Из Севастополя в Средиземное море мы, контр-адмирал Валентин Селиванов, капитан 3 ранга М.Адамович, капитан-лейтенант В . Афиниевский, добирались на тральщике «Стрелок». На всём пути следования к СС-21 погода нам благоприятствовала, светило солнце, не штормило. Я обратил внимание на контр-адмирала В.Селиванова: каждый день он ходил по палубе надстройки тральщика минут 50-60. Впоследствии я старался следовать его примеру, если была возможность ходил на службу пешком, иногда хотя бы часть пути.
     По прибытию на СС-21 контр-адмирал Валентин Селиванов организовал небольшой штаб экспедиции, в который вошли капитан 3 ранга М. Адамович, капитан-лейтенант 
В. Афиниевский и командир группы водолазов-разведчиков капитан 3 ранга Анатолий Гладкий. Эта группа на СС-21 выполняла задачи боевой службы. В обязанности офицеров штаба входило приём и анализ прогноза погоды, ведение журнала действий, выработка предложений по поиску затонувших судов.
После постановки на якорь на рейде Алжира, столицы одноимённого государства, на борт СС-21 прибыли два офицера алжирских военно-морских сил с группой водолазов для координации действий.
     Наша работа длилась десять дней. Перед началом работы определили координаты и площадь поиска. Были организованы группы поиска:
- операторы наблюдательной камеры НК-300 во главе с мичманом Анатолием Онуфриевым, которые вели поиск на глубине 20-35 м. Командир спусков НК-300 старший лейтенант М. Амельченко;
- группа капитана 3 ранга А. Гладкого, ведущая поиск на глубинах менее 20 м с катера левого борта в снаряжении водолазов-разведчиков;
- группа ст.лейтенанта Виктора Дона в составе мичманов-водолазов Ивана Кутового, Бориса Кузьмина, Петра Максимца, Валерия Жгуна и водолазов судна с катера правого борта, ведущая поиск на глубинах до 20 м в снаряжении СВУ-3.Общее руководство спусками НК-300 и водолазов осуществлял капитан 3 ранга М. Адамович.
Водолазы СС-21, в первом ряду в центре ст. лейтенант Виктор Дон
Водолазы СС-21, 
в первом ряду в центре ст. лейтенант Виктор Дон
     Два дня поисков результатов не дали, нашли отдельные черепки от амфор. Контр-адмирал Валентин Селиванов первые дни был недоволен результатами поиска, торопил нас, но впоследствии понял специфику водолазных спусков и работа продолжалась в спокойном ритме. Ещё два дня поиска были безрезультатными.
     На пятый день поиска водолазы обнаружили амфору без ручек. Примерно на восьмой день поиска к нам пришла удача, водолазы нашли целую амфору и скелет старинного судна. Последующие дни поиска были безуспешными. На глубинах менее 12 м оказался жидкий грунт и там поиск проводить было невозможно.
     Во время нашей работы алжирцы устроили нам экскурсию по столице своей страны. В то советское время, нас удивили цены в магазинах. Запомнилась цена на рыбу, которая равнялась цене мяса. Теперь мы этим ценам не удивляемся.
     Обследовав запланированную площадь, мы поиски прекратили. Надежды руководства Министерства обороны Алжира на то, что у берегов Алжира затонули парусные суда, не подтвердились

Комментариев нет:

Отправить комментарий