БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Знаменательный подъем «L-55»






    Капитан 1 ранга в отставке
   Жбанов Александр Васильевич,
    начальник Аварийно-спасательной
    службы ЧФ в 1973-1986 годах

   Из книги  «Сто лет, что дальше?»



24 июня 1928 года «Коммуна» начала подготовку к подъему лодки. «L-55» лежала на грунте из песка и мягкой глины на глубине 32 м. После ее гибели прошло девять лет, и поэтому лодка глубоко вошла в грунт. В связи с этим было принято решение поднимать лодку с помощью четырех стальных полос, именуемых в судоподъемной практике как «полотенца».

22 июля под днищем ПЛ продернули четыре «полотенца», которые закрепили на гаки подъемных гиней. Затем водолазы отмыли грунт от корпуса лодки напорной струей воды от парового насоса. 11 августа в 7.30 лебедки «Коммуны» начали подъем.

Лодка оторвалась от грунта, и в 9.15 над водой в прорезе судна появилось носовое орудие «L-55». В 10.00 подъем был завершен. Лодка висела на гинях спасателя.
В таком положении «Коммуну» отбуксировали в Кронштадт, где 14 августа поставили в сухой док. Из отсеков были извлечены тела 34 английских подводников, весь экипаж лодки. В начале сентября тела погибших с почестями передали на английский коммерческий пароход «Труроу», который в Таллиннской бухте передал их на легкий крейсер «Чэмпион». 8 сентября 1928 года останки подводников прибыли на родину в гавань Портсмута.
Руководство ЭПРОНа и Реввоенсовета СССР наградило участников спасательной операции.
Лодкой заинтересовались конструкторы подводных лодок и руководители флота. Английские подводные лодки типа L являлись продолжением серии типа Е, они успешно использовались русскими подводниками во время Первой мировой войны. «L-55» была последней в третьей серии субмарин типа L, прошедших модернизацию. Они считались лучшими подводными лодками королевского флота Великобритании. Вот поэтому подъему затонувшей подлодки было уделено такое пристальное внимание со стороны ученых и судостроителей.
После восстановления лодку внимательно исследовали. Некоторые конструкторские решения были использованы для новых советских подводных лодок, а саму субмарину включили в состав ВМФ. 10 января 1932 года ей присвоили тактический номер «Л-55». 10 января 1940 года лодку перевели в штат опытовой. Во время Второй мировой войны лодка использовалась как плавучая зарядовая станция подводных лодок. 16 февраля 1945 года лодка была списана из состава ВМФ и переведена в консервацию, и только в 1960 году утилизирована на металлолом.
Черноморские спасатели гордятся тем, что основные работы по подготовке и подъему «L-55» были выполнены специалистами севастопольской судоподъемной партии ЭПРОНа с участием главного инженера Т.И. Бобрицкого, начальника водолазной группы Ф.А. Шпаковича, начальника медицинской службы К.А. Павловского. Руководил судоподъемными работами начальник ЭПРОНа Л.Н. Захаров. В сборнике «ЭПРОН» за 1934 год №3-5 он подробно описал ход работ. Когда над водой показалось носовое орудие лодки, на баке «Коммуны» раздались крики: «Мина! Мина!».
Далее приводим выдержку из статьи Л.Н. Захарова, не лишенную своеобразного юмора. «Она (мина – Авт.) по ветру в нескольких саженях прошла под кормой «Коммуны». Никем не предвиденный случай мог умножить списки мертвецов в Копорье[1] и дать той части эпроновцев, которая осталась на Черном море, новую ударную работу».
Через год после подъема лодки, 14 августа 1929 года, ЭПРОН был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал именоваться Краснознаменным.
По воспоминаниям ветерана ЭПРОНа Элиазара Ефимовича Лейбовича после того, как постановлением Совмина СССР в 1956 году с Аварийно-спасательной службы ВМФ была снята задача по проведению судоподъемных и подводно-технических работ для гражданских министерств и ведомств, легендарный специалист судоподъемного дела, контр-адмирал Николай Петрович Чикер передал орден Трудового Красного Знамени, которым был награжден ЭПРОН, в гражданскую судоподъемную организацию Совсудоподъем.
В августе 2006 года спасательное судно «Коммуна» посетила делегация английских офицеров, состоящая из четырех человек. Делегацией руководил военный атташе Великобритании в России капитан 1 ранга Джонатан Холлуй. Англичане осмотрели судно и выразили свое удовлетворение его хорошим состоянием. Понравился им и находившийся на «Коммуне» спасательный подводный аппарат «АС-5» - сверхмалая подводная лодка.
Когда капитан судна А.А. Ишинов подвел гостей к стенду, посвященному подъему «Коммуной» английской подводной лодки «L-55», выяснилось, что они о нем ничего не знают. Скорее всего, англичанам неприятно вспоминать печальные события, связанные с гибелью их лодки. Лодка погибла на минном поле, загнанная туда советскими эсминцами «Азард» и «Гавриил», на которые выходила в торпедную атаку. Жаль моряков, вернувшихся на Родину в гробах, но это результат многовековой политики Великобритании по ущемлению интересов России. В те же годы британцы высаживались вместе в американцами в Архангельске и вместе с французами в Крыму. Видимо, урок не пошел впрок.



[1] Копорье – название населенного пункта в районе Финского залива, где проводились судоподъемные работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий