БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Подъём ПЛ К-429

    
    24 июня 1983 года в бухте Саранная (Камчатка) при проведении дифферентовки затонула на глубине 41м атомная ПЛ К-429. Как пишет контр-адмирал Мормуль Н. в книге «Атомная подводная эпопея» 1994 года издания, причиной гибели ПЛ К-429 стало невероятное нагромождение ошибок:

Атомная ПЛ К-429
- ошибочное решение командира дивизии ПЛ о направлении на обеспечение торпедных стрельб ПЛ, прибывшей с очередного похода в Индийский океан и находящейся в межпоходовом ремонте, без штатного личного состава;
- низкая профессиональная подготовка отдельных специалистов сменного состава;
- отсутствие координации в действиях командного пункта.
 
Как это было
   В течение 44 часов, начиная с 23 ч. 00 мин 24 июня 1983 года, с лодки эвакуировался экипаж через ТА в ИДА.
   Два человека погибли при выходе (один - от сердечной недостаточности) и 14 человек в четвёртом отсеке, который затопило через систему вентиляции, так как оператор центрального поста вместо того, чтобы закрыть клапаны вентиляции, закрыл кингстоны.
    Командование ВМФ приняло решение о направлении на Камчатскую флотилию с СФ и ЧФ специалистов АСС и водолазов для спасения личного состава ПЛ К-429 и подъёма лодки. С ЧФ были командированы заместитель комбрига по спасательным работам 37 БРСС Рогожин А.Г., флагманский водолазный специалист 37 БРСС Адамович М.И., командир водолазной группы СС «Эльбрус» Варакута Н.Д. и 10 водолазов. Соответственно, были командированы на ТОФ и специалисты СФ.
    Из Симферополя до Петропавловска на Камчатке летели с посадкой в Якутске, прибыли 29 июля. Город встретил нас буйной зелёной растительностью.
Место аварии Нас, черноморцев, на катере доставили в бухту Саранная на СС-83, на котором находилась экспедиция по спасению подводников и подъёму лодки. Руководил экспедицией начальник тыла ТОФ контр-адмирал Косяченко В.
  В состав экспедиции входили представители проектанта ПЛ, 40 НИИ ВМФ, специалисты АСС ВМФ и ТОФ. На борту СС-83 находился командующий ТОФ адмирал Сидоров. На Камчатской флотилии ТОФ некоторое время был Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г.
    В районе подъёма ПЛ К-429 было сосредоточено много сил. Кроме СС-83 были СС-38, плавкран, 5 водолазных морских судов. Весь период подготовки к подъёму и подъёма ПЛ погода нам не благоприятствовала, волнение моря (океанская зыбь) было 3-4 балла.
    Главком ВМФ требовал поднять ПЛ в кратчайшие сроки. Но, как правило, где спешка, там неуспех. Две попытки поднять ПЛ с помощью стальных судоподъёмных понтонов подъёмной силой 400 тонн, остропленных за штоковые устройства ПЛ ШУ-400, положительного результата не дали. В обоих случаях устройства ШУ-400 на ПЛ оборвались, что было причиной негодования Главкома ВМФ и большой озабоченностью проектанта лодки и представителя завода-изготовителя.
    Вскоре Главком ВМФ улетел в Москву и началась более спокойная и обстоятельная подготовка к подъёму затонувшей ПЛ. Старшим на судоподъёме остался Командующий ТОФ адмирал Сидоров.
Подготовка к подъему ПЛ
 Водолазы экспедиции провели дополнительное обследование ПЛ, на основании которого специалисты 40 НИИ ВМФ составили уточнённый проект подъёма лодки. Проект предусматривал подъём лодки комбинированным способом: с помощью 2х400 тн понтонов, 3х200 тн понтонов, продувки 3-х отсеков ПЛ и цистерн главного балласта, а также с использованием 600 тн плавкрана.
    Для осуществления проекта подъёма ПЛ потребовался многодневный труд большого коллектива спасателей и особенно водолазов. Водолазы произвели работы по остропке судоподъёмных понтонов, подготовили к использованию «эпроновские» выгородки, прорезали отверстие в днище 4-го отсека, проникли внутрь 3-го отсека для выполнения некоторых манипуляций, способствующих продувке 3-го отсека. Перед выполнением этих работ водолазов на катере «возили» в док для ознакомления с устройством однотипной ПЛ. С водолазами в доке на ПЛ был командующий ТОФ адмирал Сидоров.
    Отверстие в днище 4-го отсека вырезал высокопрофессиональный специалист, водолаз-сварщик, старший инструктор-водолаз водолазной школы мичман Валентин Задорожный.
    Сложными оказались работы в 3-м отсеке ПЛ. Дело в том, что по своим размерам люк 3-го отсека не позволял спуститься в отсек в снаряжении СВУ-3 с аппаратом АВМ-5. Причём водолазу необходимо было брать с собой подводный светильник и аппаратуру для резки металлов. Пришлось использовать менее габаритное снаряжение ШАП-62.
    С задачей по открытию клапана осушения отсека и срезанию трубопроводов в 3-м отсеке успешно справился мужественный моряк, специалист высокого класса, старшина команды водолазов СС-83, бывший черноморец (старшина команды водолазов ВМ-159, г. Керчь) мичман Андрей Иванченко. Автор этих строк руководил спуском Андрея в отсек ПЛ и был у него на связи, всё время спуска чувствовал каждый его вдох и выдох, каждое его движение. К слову, адмирал Сидоров за эту работу обещал Андрею квартиру и машину. Но не все обещания выполняются.
    Руководил водолазами экспедиции старший водолазный специалист УВФ и АСС ТОФ капитан 2 ранга Виталий Теплов. Но он заболел и руководить водолазами старшие начальники поручили мне. Капитан 2 ранга Рогожин А.Г. занимался всеми вопросами, касающимися судоподъёма.   
Подъем ПЛ
  Необходимо заметить, что работы проводились интенсивно, на отдых отводилось 4 часа в сутки. Одновременно на ПЛ с нескольких судов работали по 2-3 водолаза в вентилируемом 3-х болтовом снаряжении или в снаряжении СВУ-3. В моей работе по руководству водолазными спусками, поддержанию организации водолазных спусков на высоком уровне мне очень помогли водолазы ЧФ, то есть водолазы моей родной бригады спасательных судов.
    На водолазов ТОФ, СФ я не мог положиться, так как они не отличались высокой дисциплиной и организацией водолазных спусков. Поэтому на все важные водолазные посты при проведении водолазных спусков я ставил водолазов-черноморцев и был уверен, что они не подведут.
    Все подготовительные работы к подъёму ПЛ были закончены и 6 августа 1983 года подводная лодка была поднята, а впоследствии отбуксирована в завод.
    К сожалению, К-429 оказалась несчастливой и повторно затонула в мае 1998 года возле пирса на берегу Авачинской бухты на глубине 17-18 м. При перешвартовке лодка столкнулась с другой лодкой. Позднее К-429 была выведена из состава ВМФ и списана.
   На Камчатке я встретил бывшего одногруппника по училищу Владимира Быкова - замечательного товарища, отличного спортсмена-лыжника, старшего офицера АСС ТОФ, капитана 1 ранга (на ТОФ карьерный рост стимулировали).

Комментариев нет:

Отправить комментарий