Министерства среднего машиностроения
СССР
Из книги "Водолазное братство"
По окончании
Ленинградского ВВМИУ им. В.И. Ленина в 1968 году получил назначение на
должность главного водолазного специалиста Министерства среднего машиностроения
СССР.
Министерство среднего машиностроения СССР было
и есть основное ведомство обороноспособности страны. В первую очередь - это
ядерно-оружейные, ядерно-химические комплексы, и я горжусь, что с 1968 года
служил и работал в этой отрасли главным водолазным специалистом, а с 1992 по
2010 гг. - директором Федерального государственного унитарного предприятия
Центр аварийно-спасательных подводно-технических работ "ЭПРОН" (ФГУП
ЦАСПТР "ЭПРОН").
За эти прошедшие годы
было построено много подводно-технических и гидротехнических объектов на всей
территории СССР. Основные подводно-технические и гидротехнические работы
выполнялись на ядерно-оружейном и ядерно-химических комплексах, а также на
объектах по обеспечению питьевой и технической водой соцгородов, атомных
станций.
По решению правительства
СССР, а именно его председателя Косыгина
Н., на Министерство среднего машиностроения еще была возложена задача по
выполнению подводно-технических и водолазных работ в Министерстве Обороны СССР
и народном хозяйстве.
Для этих работ уже
сформировалось крупное предприятие трест "Гидромонтаж", где работали
водолазы, гидротехники, плавсостав, монтажники, сварщики, ИТР со своей
базой, укомплектованной всеми
механизмами, оборудованием и автотранспортом. В тресте "Гидромонтаж"
работало более 10 000 человек, из них 120 водолазов, 25 единиц плавсредств на
Чёрном, Балтийском и Каспийском морях.
Поэтому я хочу
остановиться на двух объектах подводно-технических работ, выполненных силами
треста "Гидромонтаж" для Министерства обороны СССР, а именно
Черноморского флота.
Наземный испытательный комплекс корабельной авиации
"Нитка"
План строительства
НИТКА был утвержден 30 апреля 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР в рамках намеченной программы строительства двух тяжёлых
крейсеров с авиационным вооружением. Эти корабли предполагалось оснастить
атомными силовыми установками, катапультами и аэрофинишерами. Корабли должны
были нести 70 летательных аппаратов разного типа, включая тяжёлые самолёты
дальнего радиолокационного дозора.
В 1980 году началось
строительство авианесущих кораблей "Новороссийск", "Баку",
"Адмирал Кузнецов" для базирования на них самолетов СУ-27 и МИГ-29К,
изменились и многие радиоэлектронные системы.
Одновременно со
строительством авианесущих кораблей в Крыму на аэродроме "Саки"
создавался наземный испытательный и учебно-тренировочный комплекс корабельной
авиации (НИУТК), который вскоре стал называться просто "НИТКА"
(Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный). Название хорошо
соотносилось с расположением основного взлётно-посадочного блока вместе с
катапультами, вытянутыми в "НИТКУ" в сторону моря. Основные
сооружения комплекса – взлётно- посадочные блоки - строил Черноморский завод по
проекту Невского ПКБ.
"НИТКА" представлял собой трёхпалубный
"подземный корабль", насыщенный мощными паросиловыми и электрогидравлическими
устройствами-катапультами и аэрофинишерами. Полётная палуба "НИТКА"
была выполнена заподлицо с поверхностью аэродрома и имела длину взлётно-посадочной
полосы 290 метров. Все металлоконструкции, которые монтировались на этом
аэродроме, - основные блоки, а потом 8 и 14-градусные трамплины -
изготавливались секциями в Николаеве на Черноморском заводе и транспортировались
морем в Саки.
Для
функционирования паровой катапульты нужно было создать на "НИТКЕ"
систему главного пара будущего корабля. Для того чтобы катапульта, состоящая из
двух цилиндров, внутренний диаметр которых равен 500 мм, а длина около 90
метров, смогла разогнать в течение нескольких секунд самолёт до взлётной
скорости 250-280 км/час, требовалось накопить большое количество пара, а потом
мгновенно направить его по трубопроводам под поршни катапульты. Для этого
Волгодонский завод "Атоммаш" Министерства Средмаша изготовил и
поставил на "НИТКУ" опытные пароаккумуляторы и изготавливалась система
трубопроводов, способных пропустить в короткие промежутки времени большие объёмы
пара высоких параметров.
А для того, чтобы был
для "НИТКИ" пар, необходимо большое количество воды, как для
охлаждения различных агрегатов, так и для работы паровых установок. Поэтому
одновременно с началом строительства "НИТКИ" Министерству Средмаша
СССР поручаются и другие работы, в том числе - строительство насосной станции и
морского водозаборного сооружения. Все работы были возложены на трест
"Гидромонтаж" на новом пустынном участке между Саками и Евпаторией,
со строгим графиком работ, с ежемесячным докладом по выполнению работ
Министерству Средмаша и Главному штабу ВМФ СССР.
В ноябрьский месячный
срок палаточная строительная площадка приступила к работе. Возглавлял
выполнение работ начальник МСУ-108 треста "Гидромонтаж" полковник
Агибалов Л.И. и главный инженер Караченко Н.П.
Со всех строительных
площадок (объектов) треста "Гидромонтаж" были направлены водолазы,
механизаторы, сварщики, монтажники, строительная техника, плавсредства, а также
бытовые вагончики, в том числе и из ядерного полигона Семипалатинска.
Работали в три смены,
круглосуточно, без выходных. Бригадирами в смену назначены опытные старшины
водолазных станций - водолазы 1 класса Зевако И.Е., Евстратов Л.В., Котельников
Н.В. Одновременно работали, как в море по разработке траншей для укладки
трубопроводов, так и на берегу по очистке, изоляции, сварке пяти трубопроводов
1000 мм, длиной по 100 м.
Если береговые работы
выполнялись согласно графику работ, то разработка траншей в море на укладку
трубопроводов на глубину 2,5 м отставала от установленного графика. А всё
потому, что площадка под строительство морского водозабора проектировщиками была
выбрана неправильно: мелководье, постоянные ветра и шторма не давали работать в
море. На мелководье водолазные катера ВРД не могли обеспечить
подводно-технические работы. Грунт под водой разрабатывали скреперными лебёдками
ЛС - 300 с скреперным ковшом 5 м³, а также водолазы гидромониторными
установками с плавплощадок. Особенно тяжело было выполнить береговую (у уреза
воды) траншею длиной 250 м для укладки первых двух плетей трубопровода по 100
м. Постоянные шторма заносили песком и щебнем траншеи и все работы нужно было
начинать сначала.
Работали сутками в
три смены, спали и отдыхали на берегу, но, как правило, третьей смены не было,
и приходилось работать в две смены по 12-14 часов, выбирая время для работы в
море. А в море работали на открытых плавплощадках размером 8 на 12 м, на
которых было установлено водолазное оборудование, гидромониторные установки,
электростанция, материалы и оснастка. На этом мелководье со штормовыми и
ветровыми постоянными условиями нас выручали малые буксирные катера БМК-130. Водолазные
катера ВРД обеспечивали выполнение водолазных работ только с глубины 10-15 м и
только при волнении моря не более 3 баллов.
Нами было принято
решение купить малые рыбацкие сейнера МРС и переоборудовать их под водолазные
катера, т.к. малым рыбацким сейнерам работать в море разрешалось до 5 баллов. На
МРС установили водолазные воздушные компрессоры высокого давления ЭК-2-150,
баллоны, фильтр высокого давления ФВД-200. Наши переоборудованные МРС с
хорошими морскими данными не только обеспечивали выполнение водолазных работ на
глубине до 60 м на "НИТКЕ", но и на всех работах до развала СССР.
После разработки траншеи
до проектной отметки "укладывалась" первая нитка трубопровода (плеть)
100 м. После спуска второй нитки трубопровода она стыковалась с ранее уложенным
трубопроводом на фланцевом соединении нержавеющими болтами. Для того чтобы
трубопровод не всплывал, устанавливались П-образные железобетонные пригрузы
весом 2,5-5 т, а после испытания засыпались грунтом.
В установленный срок 1
год на строительство морского водозабора для "НИТКИ" мы выполнили его
за 8 месяцев, что обеспечило досрочное
испытание "НИТКИ".
Основная тяжесть работы
была в море, которую выполняли наши водолазы. На их плечи легли основные
выполняемые работы под водой по разработке траншей скреперными лебёдками и
гидромониторными установками, установка "мёртвых якорей" для
швартовки плавсредств в месте выполняемых работ, футеровка трубопроводов, вывод
и установка их в створ, затопление, стыковка, осмотр уложенных трубопроводов, бетонирование
фланцевых соединений и т.д.
Водолазы - это
морские "асы" своей работы. Это они выполняют сложные, тяжёлые и
опасные работы, всегда рискуют своей жизнью. На грани риска - вот тот идеал
выполнения настоящих работ под водой, а нашим водолазам треста
"Гидромонтаж" пришлось выполнять работы под водой не только в стеснённых
условиях, без видимости, но и в трубопроводах диаметром 800-1000 мм, при течении
более 2,5 м/сек, в горячей воде свыше 50 градусов и в радиоактивных условиях, а
также под дулами автоматов китайских и русских пограничников на р. Аргунь по
строительству водозаборного сооружения для Забайкальского горно-обогатительного
комбината по переработке урановой руды.
Мы гордились, что
причастны к большому делу и находимся на вершине научно-технических достижений
страны. Так на объекте "НИТКА" от МСУ-108 и самого треста
"Гидромонтаж" работало более 200 человек, а сколько людей принимало
участие в строительстве "НИТКИ" по всей стране - в
научно-исследовательских бюро, опытных заводах и на серийных производствах,
думаю, что счёт участников можно вести на сотни тысяч.
Я, как главный
водолазный специалист, был ответственным за порученный объект "НИТКА"
от Минсредмаша и еженедельно докладывал заместителю министра по строительству
генерал-майору Георгиевскому о выполняемых работах, а в дальнейшем был включён
в государственную приёмную комиссию Минобороны от Средмаша по вводу в
эксплуатацию наземного испытательного комплекса корабельной авиации
"НИТКА".
В 1982 году
комплекс был введён в эксплуатацию. На тренажёре началась подготовка экипажей
самолётов вертикального взлёта ЯК-38.
В сентябре 1984 года начались взлёты и посадки самолётов СУ-27 и МИГ -29 с нового трамплина. Это были первые в мировой практике взлёты самолётов с обычной аэродинамикой с трамплина.
В сентябре 1984 года начались взлёты и посадки самолётов СУ-27 и МИГ -29 с нового трамплина. Это были первые в мировой практике взлёты самолётов с обычной аэродинамикой с трамплина.
"Каспийские монстры" СССР
С 1975 года трест "Гидромонтаж"
приступил к выполнению подводно-технических и водолазных работ на Каспийском
море по строительству морского выпуска, трубопроводов диаметром 1220 мм, длиной
1582 м в две нитки.
Для выполнения вышеперечисленных работ было создано отдельное прорабство подмосковного участка №1: начальник участка Галецкий А.Г., главный инженер Захаров В.Д.
Для выполнения вышеперечисленных работ было создано отдельное прорабство подмосковного участка №1: начальник участка Галецкий А.Г., главный инженер Захаров В.Д.
Начальником отдельного
Каспийского прорабства назначен коренной сибиряк Громов В.Е., переведённый из
Иркутской области.
С увеличением объёмов
работ, в т.ч.
-строительство морского выпуска диаметром 820
мм длиной 1000 м 2 нитки в г. Дербенте;
- строительство выпуска диаметром 1020 длиной 900 м 2 нитки в г. Махачкала;
- строительство водовода диаметром 1400 мм от водохранилища Черкесской ГЭС до г. Махачкала, Каспийск, Зеленоморск.
Отдельное Каспийское прорабство стало участком №7 МСУ-28 треста "Гидромонтаж".
- строительство выпуска диаметром 1020 длиной 900 м 2 нитки в г. Махачкала;
- строительство водовода диаметром 1400 мм от водохранилища Черкесской ГЭС до г. Махачкала, Каспийск, Зеленоморск.
Отдельное Каспийское прорабство стало участком №7 МСУ-28 треста "Гидромонтаж".
В 1984 году в г.
Каспийск завершилось строительство экранопланов "Лунь" и "Орлёнок"-
гибрид корабля и самолёта, летающих по волнам, наводящих ужас на американских
военных, т.к. они малозаметны и имеют большую скорость полёта. Для их испытания
необходимо было построить слип для спуска экранопланов на воду и выхода их из
моря. Эту ответственную работу возложили на участок №7 г. Каспийска. К этому
времени участок укомплектован плавсредствами, а также личным составом.
Но основная подводно-техническая работа выполнялась водолазами: бригадир-старшина водолазной станции Харчин Ю.Г., водолазы Голдырев Ю.Н., Громов А.В., Бубин А.Н., Федянин Д.Г., Быковский Н.Г., Белов В.А., Тарануха А.М. и др.
Но основная подводно-техническая работа выполнялась водолазами: бригадир-старшина водолазной станции Харчин Ю.Г., водолазы Голдырев Ю.Н., Громов А.В., Бубин А.Н., Федянин Д.Г., Быковский Н.Г., Белов В.А., Тарануха А.М. и др.
Согласно проекту
разрабатывалась береговая линия, углублялась береговая часть моря, отсыпалась
песчано-гравийная смесь, укладка плит, подводное бетонирование и т.д.
В мае 1985 года слип
сдан досрочно и заводы начали испытывать экранопланы. Мы всем участком
присутствовали при этих испытаниях, это было «чудо», не передаваемое словами, и
гордость за нашу страну СССР.
Экраноплан - бесспорно
единственный в мире, сумевший освоить технологию скрещивания корабля и
самолёта. От корабля - грузоподъёмность, а от самолёта - скорость, кроме того
экраноплан экологически безопасен. В отличие от обычных кораблей и судов, он,
как самолёт, летит над водой, не создавая волн, которые могут разрушить
береговую линию, способен выходить на необорудованный пологий берег, "лететь"
надо льдом или тундрой. Экраноплан похож на пассажирский самолёт; передвигаясь
над морем на определенной высоте, благодаря эффективности аэродинамического
экрана, развивает скорость в сотни километров в час.
В советские времена
экранопланами первыми воспользовались военные. Командование Военно - морского
флота увидело в самолёте-корабле тот самый козырь, который позволил свести к
минимуму гегемонию США в области авианосных соединений.
Десантный экраноплан
"Орлёнок", ударный "Лунь" имели скорость 500 км/час, так
что при всём желании "сбежать " от русского самолёта-корабля они
просто не смогли бы. Спущенный на воду "Лунь" летел на 2 тысячи км и
нёс груз 140 т. Но не только скорость делала "Лунь" таким опасным для
американского флота. Главным его оружием стали сверхзвуковые крылатые ракеты
ЗМ80 "Москит".
На "Луне" их
стояло 6 штук. Для сравнения, основными носителями этих ракет в советском ВМФ
были эсминцы 955 проекта типа "Современный", на кораблях их было
восемь. Но вот скорость эсминца всего 35 узлов. Так что в условиях оперативного
реагирования на возникшие угрозы он менее эффективен, чем экраноплан.
За скорость,
непредсказуемость полёта и разрушительную мощь ракету "Москит"
прозвали на западе "Солнечный ожог", аэроплан "Лунь" за размер, сопоставленный с эсминцем, -
"Каспийским монстром".
Впрочем, за акваторию
Каспия "монстр" так и не вышел, оставшись одной из страшилок эпохи
холодной войны и противостояния Востока и Запада.
Тема экранопланов так и
не вышла за рамки экспериментальной. Командующий Черноморский флотом адмирал Касатонов
И.В. застал оба корабля, к которому были прописаны "Каспийские монстры".
Самая главная их проблема была в ненадежности, сказал адмирал Касатонов И.В.
Кроме того, не удалось совместить понятие стоимости проекта, его эффективности,
целесообразности, что и определило в дальнейшем их судьбу.
В постсоветский период
"Лунь" и "Орлёнок" пошли на "иголки". Полномасштабные
опытно-конструкторные работы по "большим" экранопланам предусмотрены государственной программой
вооружений с 2016 г.
Как бы там ни было, но эффект
"динамических подушек", похоже, всерьёз захватил умы конструкторов и
военных. Даже если экранопланы не вернутся в ВМФ как ударные единицы, то в
гражданском секторе экономики они
найдут своё применение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий