БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Платили за «Мерседес» — получили «Мерседес»



       

«Мерседес» получат с опозданием, но речь не об автомобиле, а о спасательном судне.
          В декабре 2015 года в «Новой газете»  опубликована  статья руководителя спецпроектов «Новой газеты» Елены  Милашиной  «Платили за «Мерседес» — получили «Жигули», в которой говорилось о неготовности спасательного судна    «Игорь Белоусов», строящегося на «Адмиралтейских верфях»,  к передаче от промышленности в состав ВМФ. 


  В частности указывалось, что  не закрыты многие построечные удостоверения, не осуществлены водолазные спуски до предельных глубин 450 метров, а также на ряд других недоработок промышленности. Несмотря на это, судно 25 декабря 2015 года было принято в состав ВМФ и в сентябре 2016 года пришло  на ТОФ для прохождения опытной эксплуатации.  
Проект 21300 создан в петербургском конструкторском бюро "Алмаз". Суда этого проекта предназначены для спасения экипажей, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на аварийные подводные лодки, лежащие на грунте или находящиеся в надводном положении.

         "Игорь Белоусов" оснащен глубоководным спасательным комплексом ГВК-450, который по расчетам позволит водолазам погрузиться на глубину до 450 метров и поднять моряков с аварийной подлодки на поверхность, обеспечивая декомпрессию в барокамерах.
        И вот радостная весть. По сообщению пресс-службы компании "Тетис Про", которая поставила флоту глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 и обеспечивает техническое сопровождение его эксплуатации  30 октября 2017 года  водолазы спасательного судна "Игорь Белоусов" Тихоокеанского флота  осуществили экспериментальный спуск с выходом из водолазного колокола на грунт на глубину 317 метров. Жаль, не сообщили фамилии акванавтов, о работе космонавтов в космосе сообщают, а про погружения  акванавтов в гидрокосмос – нет.
    Как сказал начальник Службы Поисково-спасательных работ ВМФ капитан 1 ранга Д. Шайхутдинов судно готовится к спускам водолазов летом 2018 года на глубину 400 и более метров.
      До серийного строительства спасательных судов этого проекта неизвестно сколько ждать, несколько лет будет продолжаться опытная эксплуатация спасателя «Игорь Белоусов», по результатам которой будет принято решение о корректуре проекта 21300 и строительстве серийных спасательных судов.
    Справедливости ради необходимо заметить, что прошло 25 лет как акванавты покорили   глубину 300 метров. Об этом рассказал начальник лаборатории по длительному пребыванию человека под повышенным давлением, старший водолазный специалист-испытатель ПБЛ-Л «БС-555» капитан 2 ранга в/о Вишневский Виктор Иванович.   
 На 300 метров 7.09. 1982 года погружались акванавты:
 - командир группы акванавтов капитан 3 ранга Ионов Владимир Ильич;
 -майор м/с Ласточкин Георгий Иванович;
 - мичман Прищеп Семен Васильевич;
 - мичман Тарасенко Владимир Григорьевич;
 - водолазный специалист-испытатель ПБЛ-Л капитан 3 ранга Вишневский Виктор Иванович;
 - мичман Бабичев Сергей Вениаминович.
  Экспериментальные спуски проводились с подводной лодки-лаборатории проекта 1840  «БС-555» ЧФ, на которой был установлен отечественный ГВК-300. Акванавты работали на грунте до 1ч.40мин.  Первые четыре акванавта - представители 40 НИИ, а Вишневский В.И. и Бабичев С.В. - представители ПБЛ-Л. Акванавты на грунте рубили трос, пилили трубу, плавали  от носа лодки до рубки под контролем командира спуска с использованием  телекамер, установленных снаружи лодки. Погружения на 300 метров с этой лодки проводились в 1985 и 1986 гг. В 1986 году акванавты испытывали снаряжение СВГ-500.
      По вопросу ГВК-450 позволю высказать свои суждения. Думаю, это право мне даёт многолетняя водолазная практика в различных должностях и участие во многих спасательных и судоподъёмных работах (БПК «Отважный», ПЛ К-429 и др.).
Нужен ли ГВК-450? Большой вопрос. Одно дело экспериментальные спуски в барокамерах 40 НИИ и совсем другое - водолазные спуски в морских условиях на глубины до 450 м. Что может сделать акванавт на затонувшей ПЛ на глубинах 400-450 метров? Обследовать ПЛ? Так для этого есть необитаемые телеуправляемые подводные аппараты. Передать в ПЛ через торпедный аппарат или спасательный люк спасательное снаряжение подводника? Для таких глубин спасательного снаряжения нет. Присоединить шланги вентиляции отсеков ПЛ к «эпроновской» выгородке? Шлангов такой длины нет. Присоединить шланг к «эпроновской» выгородке ПЛ для пополнения воздухом баллонов высокого давления? Эту работу может выполнить водолаз в жестком скафандре.
 Какая будет работоспособность и самочувствие водолазов на этой глубине в течение периода работ 10-15 дней? С поступлением на  флот  спасательного судна с ГВК-450  флот должен обеспечить постоянное дежурство акванавтов, периодические (хотя бы раз в квартал) погружения акванавтов на глубины до 400 метров с целью поддержания профессиональной готовности  и физиологической натренированности  организма акванавтов, а также отработки организации проведения водолазных спусков в режиме длительного пребывания человека под повышенным давлением ДП.
Если анализировать катастрофы ПЛ за последние 60 лет, то они случались или на очень больших глубинах (в 1970 году К-8, в 1968 году К-129) или на глубинах до 200 метров (в 1957 году М-351, в 1961 году С-80, в 1981 году С-178, в 1983 году К-429, в 2000 году АПЛ «Курск»), на которых работали водолазы.
   На рабочих глубинах подводных лодок свыше 200 метров минимум водолазных работ (обследование ПЛ, очистка коминс-площадки) могут выполнять пилоты нормобарического скафандра. Основными средствами спасения подводников на больших глубинах являются ВСК и подводные спасательные снаряды. Поэтому нужно улучшить спасательную подготовку подводников, их умение шлюзоваться из отсека, пользоваться ВСК, а также усилить контроль за выполнением стандартов спасательных устройств при строительстве подводных лодок, чтобы спасательный снаряд мог присосаться к ПЛ.
    Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод – на серийных спасателях нужен ГВК-300. Подводникам очень нужен современный спасатель-труженик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий