БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Водолазные специалисты ОПТВ на БАМе




                                



Капитан 1 ранга в отставке Згурский Виктор Анатольевич, 1996 -2002 гг.  начальник морской службы Внутренних войск РФ.
     





                                        Из книги "Водолазное братство"

        В 1971 году был призван на военную службу и направлен в г. Севастополь в войсковую часть 56030. Вместе со мной призывался мой друг, одноклассник Збирня Валерий Яковлевич, с которым вместе служили, вместе поступили в училище и только офицерская служба разлучила нас.

        Хочу рассказать, как мы попали в школу водолазов. Из городского военкомата нас привезли в  г. Кишинёв, погрузили в вагоны и через сутки мы прибыли в г. Севастополь. И там началось. Сначала нас загнали в какую-то бочку и начали повышать давление; это сейчас нам понятно, что это была барокамера, а тогда мы подумали, что нас отбирают в подводники, хотелось дуркануть,  но продувались мы легко и стыдно было перед другими пацанами прикидываться, что нам плохо. После барокамеры нас по одному человеку заводили в класс, где какой-то офицер ключом отбивал морзянку и просил повторить. Первым зашёл Валера, через пару минут вышел и говорит:
     - Здесь отбирают на радистов, это нам не подходит, представляешь - три года в наушниках и слышать только пи-пи, пи-пи, па-па, па-па.
        Зашёл я, офицер спросил, знаю ли я закон Ома. Я рассказал закон Ома для участка цепи, после чего он отстучал ключом звуки морзянки и попросил повторить. Я начал стучать, что пришло в голову. Он всё понял и выгнал меня.
       Потом стали отбирать в коки, но мы отказались, решив, что три года чистить картошку, лук, морковь и стоять у плиты унизительно, не для этого в военкомате мы просились на флот. Мы мечтали управлять кораблём или  стрелять из пушек, пускать торпеды, ракеты, топить вражеские корабли, ну, на худой конец, обеспечивать движение корабля, а нас - в коки. Не дело.
       Ещё куда-то отбирали, но мы ловко уклонялись и вот мы оказались в большом зале, где была очередная медкомиссия. Там мы с Валерой потерялись. После прохождения всех врачей меня направили к 5 столу, где сидел дяденька в белом халате и начал задавать вопросы, не было ли у меня сотрясения мозга, переломов рук, ног. Мне эти вопросы сильно не понравились и я ответил, что я кандидат в мастера спорта по мотогонкам и мне приходилось ломать руки, ноги и биться башкой об асфальт. Он внимательно осмотрел мои ноги, руки, потрогал голову и, ничего не говоря, взял красный карандаш и что-то написал на медицинской книжке и направил меня в какую-то команду. Отойдя от него, я решил посмотреть, что написано на медицинской книжке. Прочитав, я ужаснулся, там было написано "Водолаз-глубоководник". Про водолазов я кое-что знал.
       Г. Криуляны, где я вырос, находится на правом берегу реки Днестр, так вот в 1969 г. на противоположном берегу солдаты инженерных войск поднимали танк Т-34, который затонул во время Великой Отечественной войны. Мы, пацаны, каждый день, как на работу, в 8 часов уже были на Днестре, переплывали на левый берег и наблюдали за работой водолазов. Работали водолазы в трёхболтовом водолазном снаряжении, воздух подавали помпой. Иногда нам разрешали покрутить помпу. Но это были водолазы, а кто такие водолазы-глубоководники - оставалось загадкой.
       Найдя свою команду, мне стало грустно. Меня окружали здоровенные ребята, говорившие на латышском языке. Поговорить не с кем, Валеру потерял, что делать не знаю. Подъехала машина, мы погрузились и нас привезли в баню и сказали ждать вторую машину. Тоска, вокруг одни латыши. Подъезжает вторая машина и из неё вываливается Валерка, радости нет границ. Он мне говорит: «Представляешь, я попал в водолазы». Я ему отвечаю, что я тоже попал в водолазы, он говорит: «Я - в водолазы-глубоководники». Я ему отвечаю, что и я попал в водолазы-глубоководники. Так мы оказались в Школе водолазов во второй роте, третьем взводе, первой смене. Командиром роты был капитан 3 ранга Старосельский М.Б., командиром взвода - старший лейтенант Шахрай, заместителем командира взвода - мичман Берцулевич и старшиной смены - старшина 1 статьи Мурай. Старшиной роты был мичман  Кочнев В.
        За время учёбы в школе водолазов мы так влюбились в водолазное дело, что решили посвятить свою жизнь подводным погружениям.
        
        В 1972 году мы с Валерой поступили в Высшее военно-морское инженерное училище на Отделение подготовки техников-водолазов. Класс у нас собрался очень сильный. Это был единственный класс за историю ОПТВ, который государственный экзамен по водолазному делу сдал  на отлично. За день до нашего экзамена капитану 2 ранга Заболотневу Ф.Е. было присвоено воинское звание капитан 1 ранга, но на экзамен он пришёл в старых пагонах. Когда мы его спросили, почему он в старых погонах, он сказал, что ему будет стыдно, если мы его подведём. Но мы его не подвели.
        В 1975 г. мы закончили военное училище и 5 человек были направлены на Краснознамённый Черноморский флот: лейтенанты  Варакута Н., Дон В., Збирня В.,  Згурский В. и Новожилов В. Судьба распорядилась так: Варакута Н. - в морскую пехоту, Дон В. - на СС-21, Збирня В. - в спецназ г. Очаков, Новожилов В. - на СС "Казбек", меня направили дивизионным водолазным специалистом в 141 БК ОВР в г. Феодосия. Мне показалось странным, почему всем предлагали какие-то варианты, а мне в отделе кадров флота даже рот открыть не дали, строго сказали: "Вы назначаетесь дивизионным специалистом в войсковую часть 31375, получите предписание". Только спустя годы я узнал от флотского водолазного специалиста капитана 2 ранга Дикусара М.И., что когда я был на стажировке на СС "Казбек", я ему приглянулся и ещё тогда он принял решение о назначении меня в Феодосию. Прибыв к месту назначения и ознакомившись с "хозяйством", стало ясно, что надо засучивать рукава и браться за работу. Последние три года должность была вакантной, а обязанности исполнял, как мог, мичман Власов Н.Г. Хозяйство было достаточно большое. Три опытовые суда ОС с наблюдательными камерами НК-300, ПДК-2 и по 7 штатных водолазов, два ВМ пр.535, один ВМ пр.522 по 7 штатных водолазов, три СПК по 3 штатных водолаза, УТС - 4 штатных водолаза, итого 49 водолазов плюс к этому ещё порядка 60 нештатных водолазов с боевых кораблей.        
           Изучив обстановку, звоню капитану 3 ранга Дикусару М.И. и прошу назначить день, когда можно приехать в г. Севастополь и сдать зачёты на допуск к руководству водолазными спусками. Ему было не до меня, так как в это время велись большие и сложные работы на БПК "Отважный", поэтому  он распорядился ехать мне в  г. Керчь (там была группа АСС) и сдать зачёты водолазному специалисту группы старшему лейтенанту  Швагеру М. Если я сдам зачёты, то Швагер М. доложит ему и меня включат в приказ командующего флотом.
           Собираясь в Керчь, мне мичман Власов Н., знавший хорошо  Швагера М., посоветовал не ехать с пустыми руками, а взять с собой водки, закуски, так  на всякий случай. Я взял бутылку водки, колбаски, сырку и поехал в Керчь. Захожу в штаб группы, нахожу дверь с табличкой "водолазный специалист", постучался, вошёл и вижу здоровенного офицера в возрасте с погонами старшего лейтенанта. Представился, объяснил причину моего визита. Он внимательно выслушал и спрашивает:
          - Ты знания принес? Показывай.
          Я не могу понять, о чем идёт речь. Может, надо показать училищные конспекты. А он продолжает:
          - Ну как, товарищ лейтенант, без знаний Вы собираетесь сдавать зачёты? Где знания?
          И тут я вспоминаю о содержимом  моего портфеля и достаю на стол бутылку водки, колбасу, сыр, помидоры, огурцы и хлеб. Он внимательно посмотрел и говорит:
          - У тебя очень скудные знания, ты даже на двойку не натягиваешь.
          Я в тему врубился и говорю:
          - Товарищ старший лейтенант, разрешите сбегать за знаниями!
          - Бегите.
           Я выскочил в город, забежал в первый попавшийся гастроном. Взял три бутылки водки и пошёл предъявлять знания. Старший лейтенант посмотрел на три бутылки водки и говорит:
           - Знания, конечно, очень слабенькие, больше чем на тройку не тянут, но мы сейчас проверим.
            Открывает бутылку водки, наливает себе стакан и тремя глотками его опустошает. Крякнув и занюхав хлебом, говорит:
            - А теперь пойдём и ты мне расскажешь, чему тебя научили в училище.
Мы пошли на СС – 15, там он начал гонять меня по всем боевым постам, по заведованиям, спрашивать обязанности каждого матроса, командные слова при водолазных спусках, как готовятся смеси, требования к тросам, лебёдкам,  короче, этот кошмар продолжался около трёх часов. Я отбивался как мог, единственная причина в моих некоторых незнаниях была в том, что СС-15 отличался от спасателей 532 проекта. В конце концов наступил тот момент, когда я услышал, что зачёт принят с оценкой "хорошо". На самом деле Михаил Тимофеевич Швагер был очень грамотным специалистом с большой и доброй душой, всегда к нему можно было обратиться за помощью и консультацией. Впоследствии мы стали с ним друзьями. А насчёт "знаний" я понял, что  это просто флотский прикол над молодежью - годковщину на флоте никто не отменял.
            Прослужил я в Феодосии с 1975 по 1985 гг. Не буду расписывать все 10 лет службы в этой бригаде, но коротко можно сказать, что основной задачей было обеспечение испытаний, при этом поиск мин, торпед, ракет. Один из таких случаев, когда подводная лодка выпустила торпеду-ракету, которая, выйдя из воды, пролетела 15-20 секунд и упала в воду. Место падения зафиксировали посты НИС, пограничники, корабли обеспечения, но почему-то точки были все разные и с большим расхождением. Мы искали её трое суток и не нашли. На четвёртые сутки пришло судно с дельфинами на борту. Тоже безрезультатно. Началось наращивание поисковых сил. Сначала пришёл СС-50, за ним СС "Казбек", затем СС-26, все спасатели, используя наблюдательные камеры, ищут изделие. Командующий флотом приказал:  «Пока не найдём изделие, всем находиться в районе». Это относилось и к кораблям поиска, кораблям обеспечения стрельбы, а так же и ПЛ. Пошёл второй месяц поиска. Мы на ВМ-159 стали мешать спасателям и нам было приказано уйти из района поиска. Командир ВМ-159 старший лейтенант Ведякин В. перешёл в назначенную точку и стал на якорь. Прошёл день, два, неделя, стоим, "курим бамбук". Надо было чем-то заняться. Я поднялся на мостик, посмотрел по карте, что мы стоим на глубине 56-58 метров, запросил "добро" у командира на тренировочные спуски водолазов. Молодые водолазы уже были отработаны до 45 метров. Старшина команды водолазов мичман  Соловей И. расписал обязанности водолазам, а первым под воду пошёл  матрос Выставной. Через минуту после доклада водолаза, что он на грунте, поступил доклад, что обнаружил предмет, похожий на изделие, которое мы ищем. Я дал команду водолазу стоять на месте, от изделия не отходить и спустил к нему опытнейшего водолаза мичмана Соловья И., который остропил изделие, и мы его подняли наверх. За выполнение задачи все ждали поощрения, но никто даже спасибо не сказал, правда, матросу Выставному объявили 10 суток отпуска. Вот такое бывает водолазное везение.
       Приходилось заниматься подъёмом упавших самолетов, это АН-24 в оз. Севаш, БЕ-12 в Азовском море, ЯК-40 в районе Анапы, МИГ-23 в районе Поти, вертолёт МИ-8 в Феодосии, а так же ряд судоподъёмных операций.
       Самым сложным и опасным было боевое разминирование и подъём боезапаса, а этого мне досталось сполна. Так как в бригаде я был единственный водолаз, имеющий квалификацию водолаз-взрывник, то все найденные под водой взрывоопасные предметы приходилось уничтожать мне совместно с высококвалифицированными минёрами, в то время капитаны 3 ранга  Лупадин Е., Климов А.,  Насинник Ю., капитан-лейтенант Лебедев.
       Кроме единичных  случаев подъёма или уничтожения боезапаса под водой, досталось и несколько крупных операций. Это очистка пляжа от мин и снарядов в Южной Озиреевке в районе Новороссийска.  Было поднято на поверхность более 600 противопехотных и противотанковых мин. Все это "добро" осталось от немецкой противодесантной обороны.      Вторая крупная работа это подъём боезапаса с немецкой баржи, затопленной в районе п. Темрюк. Было поднято около 8000 единиц боезапаса.
           Из личного дела: лично обезвредил 7 торпед, 58 мин, 21 авиабомбу, 1623 снаряда различного калибра, за что был награждён медалью «За боевые заслуги» и знаком «За боевое разминирование».
        В 1983 году был назначен Исполняющим обязанности командира 312 дивизиона 141 БК ОВР. Пришлось сдать зачёты на самостоятельное управление кораблями и катерами, которые находились в составе дивизиона. И  началась боевая подготовка, постоянные выходы в море,  водолазная служба всей бригады и постоянные обещания, что ни сегодня-завтра будет приказ о назначении меня командиром дивизиона. Так продолжалось полтора года и вдруг во время очередного совещания у комбрига в кабинет входит офицер и представляется: «Капитан 3 ранга Бужлаков прибыл для прохождения дальнейшей службы в должности командира 312 дивизиона». А дальше сцена:  комбриг опешил, не зная, что сказать, бросает взгляд то на меня, то на Бужлакова и говорит: «А мы Вас не приглашали. Будем разбираться. Все свободны». Разбираться было нечего, капитан 3 ранга Бужлаков В.  был одноклассник начальника отдела кадров Керчь-Феодосийской ВМБ. Опять проделки флотских кадровиков, которые полтора года переписывали моё представление, пока не перевели Бужлакова с Новой Земли в Феодосию. Я на него обиды не таю, он нормальный офицер. В наследство я передал ему лучший дивизион в бригаде (их было четыре) и он с достоинством нёс высоко поднятое знамя дивизиона, соблюдая все созданные традиции. Мы расстались с ним друзьями, по возможности встречаемся и переписываемся.
         Не было счастья, да несчастье помогло.                  
         После случившегося комбриг пообещал не препятствовать мне в переводе куда бы я не захотел. 
         В апреле 1985 г. с группой водолазов нештатного отряда ПДСС 141 БК ОВР на ВМ 159 прихожу на стажировку в г. Севастополь в отряд на Константиновском равелине. Во время отработки задач ко мне подошёл офицер, представился капитаном 2 ранга Владимиром Николаевичем Бышковым - главным инженером по водолазным работам морских воинских частей Главного управления внутренних войск МВД СССР. Мы встречались с ним почти каждый день, долго беседовали и он предложил перевестись во вновь созданный дивизион сторожевых катеров по охране коммуникаций на БАМе,  на должность командира дивизиона. Учитывая,  что опыт командования дивизионом у мня уже был, я дал согласие.  Я знал, что выпускники ОПТВ уже служат в морских частях Внутренних войск МВД СССР. Это в то время капитан 3 ранга Галин В.И. – начальник морской службы 104 дивизии г. Тында, капитан 3 ранга Ушаков Н.Н. - командир Хабаровского дивизиона сторожевых катеров по охране коммуникаций на Трансибе и капитан-лейтенант Новожилов В.А. - заместитель командира дивизиона по водолазной службе в г. Северобайкальске.   
        Я согласился и написал рапорт. Вернувшись в Феодосию, о своём решении никому не говорю. Идут месяцы, я позваниваю в Москву, в ответ слышу – жди, перевести из министерства в министерство не так просто. Наступила осень, я уже перестал ждать и вдруг, вернувшись с моря, на причале нас встречает  комбриг. Я ошвартовался, сошёл на берег и доложил ему, что с моря прибыл, задачу выполнил и т.д., он в ответ улыбнулся и  спросил:
   - Ты себе красный кашкет пошил? После доклада оперативному зайди ко мне.
  Что такое красный кашкет, я не знал, но догадывался, что раз красный, то это милицейская фуражка. Раз комбриг об этом говорит, значит, он что-то знает. Это, наверное, пришёл приказ.  
         Захожу к комбригу, а он с порога:
          - И куда это ты собрался?
         Я сразу догадался, что приказ пришёл и отвечаю:
          - Командиром дивизиона в морские части ВВ МВД СССР.
          - Какой командир дивизиона? Какие морские части? Постовым милиционером будешь или в лучшем случае начальником вытрезвителя. Ладно, раз я тебе обещал отпустить - отпускаю, тем более, что есть приказ об откомандировании тебя в распоряжение начальника Главного управления ВВ МВД СССР.                                    
     Должен поблагодарить командира бригады капитана 2 ранга Юшина Н.А. за устроенные проводы. А провожали меня так. Была построена вся бригада, вынос знамени, зачитали приказ, поставили всем в пример моё отношение к службе, наградили денежной премией в размере 25 рублей, я простился со знаменем бригады и церемония закончилась. За 10 лет службы в бригаде так никого не провожали.
    Итак, 20 октября 1985 г.  служба в ВМФ закончилась.
     Приезжаю в Москву в главк к капитану 2 ранга Бышкову В.Н., сижу у него в кабинете, дверь в коридор открыта, и вижу, как мимо двери прошёл генерал-полковник и вдруг он возвращается и заходит в кабинет. Мы с Бышковым встали и Бышков доложил:
     - Товарищ генерал-полковник, представляю Вам капитан-лейтенанта Згурского, назначенного командиром дивизиона в г. Северобайкальск.
       Генерал-полковник посмотрел на меня, потом долго смотрел на мою бороду и сказал:
       - Бышков, ты раньше брал офицеров с флота, а этого откуда-то из "Песняров".          
Повернулся и ушёл. Это было первое знакомство с генерал-полковником Чурбановым Ю. (зять  Брежнева Л.И.).
       Долго пришлось ждать приказа о назначении, в конце концов его подписали и приказали сначала ехать в г. Хабаровск представиться начальнику управления внутренних войск по Дальнему Востоку и Восточной Сибири. В Хабаровске меня  встретили офицеры уже сформированного дивизиона. Встретился с командиром дивизиона капитаном 3 ранга Ушаковым Н.Н. Узнал, какие задачи стоят перед дивизионами, какая техника, какое вооружение.  
      После представления начальнику управления меня направляют в г. Тынду представиться командиру дивизии, которой подчинялся уже мой дивизион. Приезжаю в г. Тынду, на вокзале встречает капитан 3 ранга Галин В.И. - начальник морской службы 104 дивизии ВВ и куратор Северобайкальского дивизиона. С поезда вышел, а на улице  43 градуса мороза и я в крымской облегчённой шинели без ватина. Приехали в дивизию поздно вечером. Меня разместили на ночлег в бамовском вагончике, где жили еще несколько офицеров. Утром встал, спрашиваю:
         - Мужики, где можно помыться и побриться?
         Какой-то майор говорит:
         - В предбаннике, всё очень просто.
         Выходим в предбанник. Там стоит бочка с водой, покрытая льдом. Майор кулаком расколол лёд, набрал ковшик воды и говорит:
   - Пожалуйста, брейтесь, товарищ капитан.
   На душе стало как-то тоскливо, вспомнил Феодосию, тёплую квартиру, горячую воду, подколы друзей, что в этот край высылали "декабристов", а я добровольно еду. Да ещё этот майор обозвал  капитаном. Утро ужасное, но отступать уже поздно. Прихожу в отдел кадров дивизии, а мне кадровик говорит:
     - Командир дивизии генерал-майор  Серебрянников В. пока занят. Будем ждать в коридоре, он нас вызовет.
 Стоим в коридоре, мимо проходят офицеры, разглядывают, кто-то пытается пошутить.
    Открывается дверь и выходит генерал-майор ростом 160 см, рыжий-рыжий и даже зимой в крапинку, а еще и "Р" не выговаривает. Посмотрел на меня снизу вверх и говорит:
           - Моляк?
           - Так точно!
           - Куишь?
           - Так точно!
           - Тлубку?
           - Никак нет! Сигареты!
           - Хеловый маляк, езжай в г. Севелобайкальск и смотли мне, я плиеду с Галиным и мы всё пловелим.
       Повернулся и пошёл к оперативному дежурному.
        Кадровик вручил очередное предписание и я поехал в Улан-Удэ. В то время в Северобайкальск можно было добраться только самолётом из Улан-Удэ до Нижнеангарска, а там 25 км на автобусе. Ранним утром 7 ноября приезжаю в аэропорт Улан-Удэ в кассу, а билетов до 10 ноября нет, беру на 10 ноября. Сел на лавочку и принимаю решение ехать в город, устроиться в гостиницу  и сходить на демонстрацию. Направляюсь к выходу, ко мне подходит мужик моего возраста, в длинном кожаном пальто на меху и в норковой шапке и говорит:
         - Вы капитан-лейтенант Згурский Виктор Анатольевич?
         - Да.
         - Летите в Северобайкальск?                
         - Да.
         А сам думаю: вот это да, вот это МВД, за 5000 км  вычислили. Но зачем?
         - Будем знакомы. Я Ваш замполит, старший лейтенант Виноградов Анатолий Дмитриевич. Еду в отпуск в г. Хабаровск. Мы Вас давно ждём. Билеты взяли?
         - Билетов нет,  взял только на 10 ноября.
         - Дайте мне Ваши билеты. Ждите меня здесь.
         И исчез, через минут 15 приходит и протягивает билет:
         - Вот билет на Нижнеангарск, уже идёт регистрация. Да, вот вам ключи от моего кабинета, Ваш кабинет пока не готов. Решили, чтоб  Вы сами определитесь, как его обустраивать.                                                   
      Мы попрощались и через три часа я был на КПП части. Встретил меня дежурный и провёл в расположение моряков. Захожу в казарму, меня встречает дежурный и дневальный и больше никого. Спрашиваю, где дивизион. Дежурный отвечает, что все на демонстрации. Через час народ с демонстрации вернулся, старшим в дивизионе был мой одноклассник по училищу капитан-лейтенант Новожилов В.А.
     Начались будни: боевая подготовка и строительство казармы со штабом. В службу втянулся быстро, но для меня было непривычно и тяготило это обязательное выполнение всеми военнослужащими стрельбы из всего вооружения дивизиона, несмотря на погоду и температуру воздуха. Можно было не провести политзанятия, но   две стрельбы  в месяц, умри, но выполни,  при этом одно подразделение обязательно должно было выполнить стрельбы ночью. Выезжаем на стрельбище и берём с собой кроме пистолетов и автоматов подводные пистолеты и автоматы, гранатомёт ДП-61, МРГ, автоматический гранатомёт АГС-25 "Пламя", крупнокалиберный пулемёт "Утёс", боезапас в неограниченном количестве. Одним из важных элементов боевой подготовки это метание боевых гранат раз в квартал. Я за первый месяц службы во внутренних войсках настрелялся больше, чем за всю службу в ВМФ.
      Оперативная зона дивизиона составляла около 5000 км от р. Лена до р. Зея. В состав дивизиона входило 5 групп сторожевых катеров, которые на летнее время придавались полкам внутренних войск,  охранявшим железнодорожные мосты через реки Лена, Олёкма, Витим, Бурея и Зея.  В каждую группу входило по 2 РВК или "Фламинго", 2 катера "Адмиралтейца" 371пр., 2 катера "Аист" и 2 катера КС-102-Д-2, командиром группы был капитан-лейтенант, а командирами катеров и механиками были мичманы. 
       Наступила весна, экипажи катеров начали  подготовку к навигации. Стал вопрос,  чем занять водолазов, а их в штате 45 человек по 7 в каждой группе во главе с мичманом, старшиной команды. Водолазы обучались в учебном отряде инженерных войск в  г. Волжском и знания были соответствующими. За зиму с водолазами изучили всё водолазное снаряжение и оборудование, организацию водолазных спусков, водолазную медицину, а вот спусков не было.
    Полку внутренних войск, на территории которого находился дивизион, был выделен участок тайги на берегу оз. Байкал размером 6 соток  под строительство зимовья для общества охотников гарнизона. Пришлось договориться с командиром полка полковником Анатолием Васильевичем  Амельчинковым построить на этом месте водолазную базу. О своих планах я доложил капитану 3 ранга  Галину В., который доложил командиру дивизии, и мы получили "добро".
      10 мая 1986 года 50 человек выехали на будущую водолазную базу. За день на поляне, рядом с выделенным участком, разбили палаточный городок и закипела работа. По ночам было очень холодно. В каждую палатку мы затаскивали большие валуны (камни), которые перед сном нагревали паяльными лампами  докрасна, и от них всю ночь шло тепло. Еду готовили на полевой кухне, воду брали в Байкале. Электричества не было. И мне стал понятен план на ближайшее время:
             - провести электролинию от ЛЭП до базы (2, 8 км);
             - пробурить скважину, чтоб не таскать воду с Байкала (200 м);      
             - построить временный причал;
             - оборудовать по Уставу военный городок;
             - выбить деньги на подготовку проекта на капитальное строительство водолазной базы.
        До переезда на зимние квартиры в конце сентября всё было сделано. Вместе со строительством водолазы по сменам ходили под воду и отрабатывали мастерство.
        За три  года моего командования дивизионом  был построен капитальный причал, казарма, столовая, плац, сруб под штаб, пост наблюдения и связи и выведено под крышу двухэтажное здание учебного корпуса с шестиметровым бассейном. Надо отдать должное, что пост наблюдения и связи спроектировал и построил собственноручно капитан-лейтенант Новожилов В. Строение было пятистенным, двухэтажным, с куполом, под куполом - круговая площадка для наблюдения. Мы его прозвали "пентагоном", а вот политработники пытались обвинить  нас в строительстве церкви. Правда, в настоящее время там часовня, сейчас это модно.              
      В морских воинских частях прошли оргштатные изменения и Хабаровский дивизион стал Первым морским отрядом ВВ МВД России, капитан 2 ранга Галин В. - начальником морской службы Управления внутренних войск по Дальнему Востоку и Восточной Сибири. Меня переводят в отряд на должность заместителя командира по водолазной службе. Командиром отряда был назначен капитан 2 ранга Ушаков. В службе ничего нового, кроме длительных переходов катеров на боевую службу. Два раза за навигацию мы совершали 1200-километровый переход по Амуру вдоль Китайской границы от Хабаровска до Новобурейска, Призейской и Свободного. Китайские военные катера постоянно сопровождали нас и совершали провокации, но мы не поддавались.
        В марте 1990 года был переведён начальником водолазной службы Управления внутренних войск по Дальнему Востоку и Восточной Сибири, заместителем  капитана 1 ранга Галина В. Получил звание капитан 2 ранга. Началась штабная рутинная работа: командировки, проверки подчинённых частей и всякие бумажки.
       В Москве в главке происходят изменения,  образуется морское отделение во главе с начальником морской службы капитаном 1 ранга Бышковым Владимиром Николаевичем. Он из наших, окончил ВВМУРЭ им. Попова и после училища долго служил в Очакове. В марте 1991 года меня переводят в Москву на должность начальника водолазной службы морских частей внутренних войск.
     Я знал все трудности, с которыми сталкиваются командиры на местах, и начал искать пути как помочь. Мы с капитаном 1 ранга  Бышковым В. подготовили "Курс боевой подготовки сторожевых катеров", Нормы снабжения водолазным, техническим и шкиперским имуществом и множество других документов. Помогли создать водолазные службы в МЧС, ФСБ, ФСО. Не забывали и о развитии морских частей. Создали 2 морской отряд в   г. Мурманске, дивизионы в Сосновом Бору (Ленинградская обл.), г. Озёрск и г. Снежинск на Урале (в последствии 3 морской отряд), морские группы в Железногорске (г. Красноярск), пос. Николаевка в районе Туапсе. Сейчас есть морские подразделения в Сочи, Казани.
   Хотелось бы вернуться к своему дивизиону в Северобайкальске. Когда сняли задачу по охране коммуникаций на БАМе, расформировали дивизию и все её полки, встал вопрос, что делать с дивизионом. Мне пришлось собрать много документов для того, чтоб доказать главнокомандующему ВВ,  что нельзя расформировывать дивизион, а надо создать морской учебный отряд, который будет готовить специалистов, и отказаться от подготовки водолазов в Волжском, мотористов в Анапе, связистов в Ангарске и т.д. Попытка удалась. И в Северобайкальске на базе дивизиона был создан "5 Морской учебный отряд". Сейчас это одно из лучших подразделений внутренних войск с новыми казармами, учебными корпусами, бассейнами, водолазным полигоном, с новейшими образцами водолазного снаряжения и оборудования. На базе отряда проходят обучение водолазы МВД, МЧС, ФСБ, ФСО и других силовых структур.                
     В 1996 году капитан 1 ранга Бышков В. ушёл в запас, а меня назначали на должность начальника морской службы внутренних войск. Прослужил я в этой должности до 2002 года, перевёл в морские части внутренних войск много офицеров с флота, в том числе капитана 3 ранга Шишкова С., капитана 3 ранга Чеботарёва, в дальнейшем капитан 1 ранга – начальник водолазной службы морских частей внутренних войск.
    Сразу после увольнения в запас устроился на работу на должность старшего водолазного специалиста в ФГУ "Подводречстрой". Долго в кабинете сидеть не пришлось. «Подводречстрой» выполнял большую работу по прокладке двух дюкеров через р. Енисей в районе  г. Дудинка. Ширина Енисея в месте прокладки 2400 м, наибольшая глубина 45 м, скорость течения до двух метров в секунду.
      С 2003 г. - директор УТК (школы водолазов) ФГУ "Подводречстрой".
В октябре 2014  УТК    ФГУ "Подводречстрой"  переподчинён ФГУ
"Морспасслужба Росморречфлота" и переименован в УТЦ (Учебно-тренировочный центр по подготовке специалистов аварийно-спасательной службы), где я являюсь директором.

     В центре работают выпускники ОПТВ офицеры запаса:
капитан 1 ранга Павленков Юрий Анатольевич - 1969 г.;
капитан 2 ранга Иванов Валентин Борисович - 1976 г.;
капитан 1 ранга Чеботарёв Николай Николаевич - 1977 г.;
капитан 2 ранга Дёмин Вениамин Вениаминович - 1978 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий