БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

От Кронштадской Водолазной школы до Севастопольского водолазного батальона

  
От Кронштадской Водолазной школы до Севастопольского водолазного батальона – таков путь прошли учебные учреждения начального водолазного образования.
     Как известно из многих источников, Кронштадтская Водолазная школа, первая в России и за рубежом, была утверждена 5 мая 1882 года Адмиралтейств-советом Морского ведомства России на основании указа императора Александра III от 23 апреля 1882 года. Существующая к началу 1880-х гг. структура обеспечения водолазных работ в военном флоте перестала отвечать потребностям флота. Это несоответствие особенно сильно сказалось в связи с развитием минного дела и неизбежных утрат мин во время учений. Поэтому руководством флота были приняты необходимые меры по совершенствованию водолазной службы.
    Основателем водолазной школы и её идейным вдохновителем был капитан 1 ранга Верховский В.П. (впоследствии адмирал), а её первым начальником стал капитан-лейтенант Леонтьев. Преподавателями в школе были морские офицеры, хорошо знающие водолазное дело.
    В соответствии с «Правилами по медицинскому отбору кандидатов в водолазы» на обучение брали крепких молодых мужчин до 26 лет, с развитой грудью, свободным дыханием и со здоровым сердцем. Не брали на обучение флегматиков, холериков, лиц с короткой шеей, пьяниц и с пороками сердца.
Школе было выделено помещение, в котором установили гидротанк (водолазная башня) глубиной 3,5 м, в котором почти ежедневно проводились спуски в воду курсантов. В школе построили 7-метровый бассейн с электрическим освещением, в нём проводились зимние спуски курсантов. Летние спуски проводились в течение 3-4 месяцев на учебном полигоне в Биоркезунде (Финляндия). Погружения осуществлялись с постепенным увеличением глубины до 40 метров.
    В помещении школы имелся лазарет, где наблюдался каждый водолаз и оценивалось влияние водолазных работ на организм человека, мастерская для ремонта резиновых водолазных рубах, физический кабинет для опытов со сжатым воздухом, компрессорное отделение для зарядки баллонов сжатым воздухом до давления 25 атмосфер и понижающим редуктором, динамомашина для электрического освещения и зарядки батарей, оборудование для мелких слесарных и кузнечных поделок. Школа располагала необходимым минимумом водолазного снаряжения.
    Преподаватели школы не только обучали курсантов, но и занимались переводами с иностранных источников, составляли учебники, разрабатывали нормативные документы, изобретали и создавали новую водолазную технику, руководили практическими подводными работами. В 1886 г. были разработаны «Правила обращения с водолазными аппаратами и о технических обязанностях водолазов и правила ухода за заболевшими водолазами при водолазных работах». Преподаватели школы Кононов А.А., Храбростин М.Н., Есипов Н.А. написали учебники по водолазному делу и водолазной медицине.
      Врач школы Шидловский Ф.И. изобрёл несколько вариантов автоматических травящих клапанов для водолазного скафандра. Водолазная помпа Колбасьева Е.В. в то время была значительно надёжнее зарубежных образцов. Он же изобрёл подводный электрический светильник, а также подводный телефон. Врач Есипов Н.А. и инженер-механик Радионов Л.А. создали фотоаппарат для подводных съёмок.
    Накануне 130-летия школы в Кронштадте на доме, где размещалась школа, установлена мемориальная доска.
     Не буду описывать перипетии, происходившие со школой после 1917 года, а они непростые. Все эти годы функционирования школа держала высокий статус, особенно значим для школы был балаклавский период и он хорошо освещён в литературе. Перейду к периоду с 1957 г. по настоящее время.
    В 1957 году водолазную школу передислоцировали из Балаклавы в Севастополь, однако и в 1961 году, когда я учился в этой славной школе, её еще обустраивали. Мне пришлось принимать участие в строительных работах. Определили меня в строительный взвод. Командиром этого взвода был замечательный офицер, отличный воспитатель, отец-командир капитан-лейтенант Старосельский М.Б. Старшинами смен взвода были старшины 1 статьи Бондаренко и Репетий. Репетий занимался танцами, часто отсутствовал, относился к курсантам лояльно, а Бондаренко был командиром типа властелина, за малейшее замечание ночью кричал: «Рота, подъём!»
    Кроме обучения по специальности наш взвод достраивал стадион. Сколько помню водолазную школу и когда уже служил в 37 бригаде спасательных судов (БРСС) и в ПСС ЧФ, там всегда что-то строили, перестраивали. В 1981-83 гг. перестраивали водолазные посты водолазного полигона, насыщали их новым оборудованием, совершенствовали. Командиром водолазного полигона в то время был капитан 3 ранга Хорун Николай Михайлович, товарищ по училищу, учился курсом ниже.
    Учебный полигон водолазного дела и аварийно-спасательных работ используется для практической отработки водолазов, он включает в свой состав 14 водолазных постов, которые способны обеспечить одновременный спуск под воду 70 водолазов.
Водолазные посты обслуживают мичманы и служащие, которые обеспечивают обучение будущих водолазов, проводят подготовку и ремонт водолазного снаряжения, готовят посты к проведению занятий.
    На постах проводятся учебные водолазные спуски во всех видах имеемого в школе водолазного снаряжения. Каждый водолазный пост предназначен для выполнения определённых видов водолазных работ.
    Командирами водолазного полигона были капитан 3 ранга Шевченко И.П. (1961-69 гг.), капитан 3 ранга Князев Н.Н. (1970-75 гг.) и выпускники Ленинградского ВВМИУ им. В.И. Ленина, указанные ниже.
   Совершенствуется не только водолазный полигон, постоянно обновляются учебные кабинеты, с поступлением на снабжение флота новых типов водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков меняются стенды, макеты и другие средства обучения курсантов.
    Для теоретической подготовки водолазов имеются 14 учебных кабинетов и 11 классов. В кабинетах и классах находится материальная часть, необходимая для подготовки водолазов, учебно-наглядные пособия и макеты. В школе постоянно ведётся работа по совершенствованию учебно-материальной базы.
    Водолазная школа своевременно переходила на обучение будущих водолазов новым типам снаряжения. Одновременно с АВМ-5 курсанты начали изучать новый аппарат ИДА-71, немного позже - полуавтомат подводной сварки «Нептун». Постоянно, с учётом имеемых на снабжении кораблей, судов, подводных лодок типов водолазного снаряжения и оборудования, корректировались программы обучения курсантов при активном участии специалистов АСС-ПСС-УПАСР ЧФ.
    Во время моей учёбы в водолазной школе её командиром был капитан 1 ранга Горелый И.Е., это он на новом месте организовывал учебный процесс и обустраивал школу, где проявились его способности хозяйственника и командира. Для нас, курсантов, он был высоким начальником, видели мы его редко, иногда на торжественных построениях. Помню, когда я стоял дневальным по водолазному полигону и он прибыл на полигон, я кричал: «Смирно!» Это было для меня большим событием. Через 20 лет, когда я служил в ПСС ЧФ, Иван Ефимович, будучи в запасе, работал в отделении снабжения нашей службы, я узнал его ближе, это был замечательный человек, он легко решал вопросы снабжения спасательных судов и катеров водолазным имуществом. К слову сказать, на Ивана Ефимовича дважды посылали представления на присвоение звания контр-адмирала и каждый раз в это время в школе случались «ЧП» и представления возвращали.
    После Горелого И.Е. водолазную школу в разное время возглавляли капитаны 1 ранга Зотов В.А., Нестеренко И.И., Колот Н.И., Крамаренко А.И., Вишневский В.И., Пономаренко В.И. Все они поддерживали учебный процесс, материальную часть, качество подготовки курсантов, организацию водолазных спусков на достойном уровне. В настоящее время школу возглавляет капитан 3 ранга Клинков Е.А.
    Как и в 1882-1917 гг., в период от 1960 г. и до нынешнего времени водолазная школа не только готовила водолазов, но и выполняла большой объём работ по испытанию и опытной эксплуатации нового водолазного снаряжения и другой техники для проведения подводных работ.
   В 1969-71 гг. мичман Куртуков Л.А. занимался испытанием нового водолазного аппарата АВМ-5. В процессе опытной эксплуатации аппарата было выявлено ряд существенных недостатков, отрицательно влияющих на безопасность спусков водолаза. В результате опытной эксплуатации на аппарате были усовершенствованы: редуктор (заменена пружина с давлением 3-4 атм на 7-8 атм), лёгочный автомат (алюминиевый корпус, поддающийся быстрой коррозии при взаимодействии с морской водой, заменён на пластиковый), зафиксирован обратный клапан в штуцере подачи воздуха с поверхности, дистанционное управление (проволочный привод заменён на тросик).
   В 1971 г. по результатам проведённых на водолазном посту мичманом Куртуковым Л.А. испытаний аппарата ИДА-71 были усовершенствованы отдельные узлы аппарата.
   В 1971-81 гг. на всех постах водолазного полигона была проведена опытная эксплуатация гидрокомбинезонов мокрого типа «Нептун» и «Чайка-1», «Чайка-2», «Чайка-3», «Чайка-6». За это время гидрокомбинезоны, в основном, были доработаны до требуемых характеристик.
    В 1974-75 гг. на водолазном полигоне школы мичманы Куртуков Л.А. и Чудаков Б.В. проводили испытания специальных эпоксидных клеев Киевского института химии высокомолекулярных соединений «Вак», «Спрут», «Спрут-4», «Спрут-5», «Спрут-5 МДИ» для склеивания металлов под водой. Испытания клея «Спрут-5 МДИ» прошли наиболее успешно и в 1975 году клею нашли практическое применение. В Керченском заводе «Залив» клеем склеили снаружи под водой три понтона буровой установки, которую транспортировали с Каспия в Керчь для «Черноморнефтегаза» в разобранном состоянии, после чего из каффердама понтонов откачали воду и в воздушной среде, находясь внутри каффердама, сварщики электродуговой сваркой сварили понтоны капитально. Этим же клеем в 1978 году водолазный специалист 158 дивизиона спасательных судов 37 бригады спасательных судов (БРСС) капитан-лейтенант Беспалов В.Г. и командир 167 Аварийно-спасательной партии (АСП) 37 бригады спасательных судов старший лейтенант Кулаков И.А. с участием мичманов школы водолазов Задорожного В.И., Куртукова Л.А. и Чудакова Б.В. загерметизировали фланец шахты выдвижного руля успокоителя качки ТАКР «Киев», при этом израсходовали 20 литров состава клея.
    В 1975-80 гг. на водолазном посту Леонида Куртукова проходили испытания комплекта гидравлических и пневматических инструментов. Были выявлены определённые недостатки, по ходу испытаний они устранялись. Но в дальнейшем на спасательные суда данный комплект не поступил, закупили импортные инструменты.
    В 1978-81 гг. Куртуков Л.А. и Чудаков Б.В. испытывали экзотермическую резку под водой. Испытания проводились на различных режимах резки, подбирались оптимальные конструкции электродов по их длине, диаметру, наполнителям, обмазкам, способам герметизации. Разрезались металлы разных толщин (до 45 мм), обшивочная резина ПЛ (50-60 мм), бетон. Испытания прошли успешно.
    В 1981-83 гг. старшие мичманы Задорожный В.И. и Куртуков Л.А. провели успешную опытную эксплуатацию полуавтомата подводной электросварки «Нептун» и полуавтоматической резки. В 1983 году с использованием экзотермической резки старший мичман Задорожный В.И. вырезал отверстие в днище 4-го отсека на затонувшей подводной лодке К-429, по которому подавался воздух в отсек и отжималась вода из отсека, что увеличило подъёмные силы, необходимые для подъёма подводной лодки.
    Ежегодно водолазная школа выполняет почётное задание к Дню Военно-морского флота РФ. В этот праздник многие годы жители и гости Москвы и Севастополя с волнением наблюдали, как выходят с водоёма в Москве и из моря в Севастополе «33 богатыря». Подготовка двух групп молодых водолазов («богатырей») - непростая задача, требующая особой организации водолазных спусков, подбора исполнителей, соблюдения мер безопасности и месячной напряженной работы по отработке чётких, слаженных действий в воде и на поверхности, мастерского владения водолазной техникой и боевым оружием. Готовили этот эпизод военно-морского праздника для показа в Москве и Севастополе старшие мичманы Бантыш П.Н. и Куртуков Л.А.
    Задорожный В.И., Куртуков Л.А., Чудаков Б.В. и Бантыш П.Н. - старшие инструкторы-водолазы, старшины постов водолазного полигона, мастера военного дела, рационализаторы, отдавшие своей профессии на военной службе по 30 лет и более, обучившие тысячи водолазов, проработавшие под водой 6-7 тысяч часов, являлись ведущими специалистами водолазной школы.
   В водолазной школе было и есть много высокопрофессиональных офицеров и мичманов, энтузиастов водолазного дела. Я же написал о тех, кого знал или знаю. Как и в дореволюционное время, в 50-е годы прошлого века водолазная школа готовила водолазных специалистов с присвоением звания «младший лейтенант» на двухгодичных курсах, последний выпуск был произведён в 1962 году.
    С 1963 года водолазных специалистов готовило Ленинградское ВВМИУ им. В.И. Ленина. Выпускники училища в 1970-1990 гг. внесли большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных водолазных кадров каждый в разное время и на разных должностях:
- командира взвода – Николай Гречаный, Пётр Елистратов, Юрий Рябинин;
- заместителя командира роты - Геннадий Салогубов;
- командира роты – Валерий Аникин, Владимир Кривов, Валерий Мищенко, Владимир Стукалов, Равиль Сяфуков, Борис Цымбал, Михаил Швагер;
- начальника Аварийно-спасательной службы - помощника командира СС «Зангезур» - Сергей Гринаковский, Николай Гречаный, Александр Замула, Валерий Павлов, Равиль Сяфуков;
- начальника Аварийно-спасательной службы - помощника командира СС-13 – Николай Гречаный, Владимир Ионин, Владимир Новицкий;
- начальника водолазного полигона – капитан 3 ранга Заика А.И. (1976-79 гг.), капитан 3 ранга Хорун Н.М. (1980-84 гг.), капитан 3 ранга Савченко И.М. (1985-87 гг.), капитан 3 ранга Новицкий А.В. (1988-91 гг.), капитан 3 ранга Пёхов А.И. (1992-97 гг.);
- заместителя командира 39 аварийно-спасательной школы – Александр Замула;
- командира водолазной школы – Виктор Вишневский.
    В 1997 году водолазную школу объединили с 7-м учебным отрядом, который в 2012 году реорганизовали в 17-ю школу младших специалистов (водолазов), присоединив к ней флотский экипаж, понизив при этом штатные категории офицерского состава. У начальника школы категория – капитан 3 ранга, у командира роты – капитан-лейтенант, у начальника водолазного полигона – старший лейтенант. Согласитесь, служебная карьера у офицеров не очень заманчивая и это притом, что у водолазных специалистов для служебного роста в других воинских частях перспективы нет.
    На этом не закончились реорганизации водолазной школы. После 2012 года школа некоторое время входила в состав бригады ОВРа, а в феврале 2014 года 17-ю школу младших специалистов преобразовали в учебный батальон подготовки младших водолазных специалистов и подчинили Объединённому учебному центру ВМФ, находящемуся в Санкт-Петербурге. Может, не так важно название школы и подчинение, как статус, хотя его немного повысили, штатная категория командира батальона – капитан 2 ранга. Однако это не решает проблемы карьерного роста офицерского состава и, как следствие, подбора кадров и качества обучения курсантов.
    После 2012 года батальон на снабжение принял новые виды снаряжения: «Супер-лайт» и СВУ-5 в комплектации №1 и №2, «Амфора», а в 2014 году в батальон поступили многоцелевой модульный катер СМК-2094 пр. 23370 и катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения РВК-1045 пр.23040.
    Отрадно, что дело отцов продолжают дети, в учебном батальоне заведующей клубом и по общественной линии заведующей комнаты воинской славы части работает дочь бывшего начальника водолазного полигона (1980-84 гг.) Хорун Людмила Николаевна. В комнате воинской славы сохранились уникальные документы, фотографии:
- рукописный список личного состава водолазной школы, начиная с 1882 года;
- первый водолазный Устав;
- рукописное издание Максименко «История водолазной школы 1920-1940 гг.»;
- награды Шпаковича и Хандюк;
- фотография водолазного специалиста и космонавта Рождественского В.И.;
- водолазная книжка водолаза-глубоководника мичмана Сергея Шардакова, погибшего на теплоходе «Адмирал Нахимов»;
- макет «Спасение подводной лодки», изготовленный старшиной 1 статьи Иваном Цукруком.
    В батальоне продолжают гражданскую службу высококвалифицированные специалисты - мичманы Борис Чудаков и Сергей Горбатенко, каких, к сожалению, теперь мало. Борис Чудаков сказал: «Верю, возродится школа!»
    Водолазная школа, выражаясь современным языком, была брендом и гордостью Военно-морского флота РФ. Многим водолазам школа дала хороший жизненный старт и они достигли определённых служебных высот, как, например, Герои Советского Союза космонавт Рождественский В.И., капитан 1 ранга Державин П.И., подполковник Филоненко П.Е., контр-адмирал Трипольский А.В., водолазный специалист Солодков Л., ставший последним Героем более не существующей страны, и Герой России акванавт Звягинцев А.Н. Водолазы с особым трепетным чувством относятся к своей «альма-матер» и всегда благодарны ей за профессию сильных и мужественных.
    Большинство питомцев водолазной школы не изменили своей профессии после срочной службы и работали и работают в различных организациях водолазами, а некоторые из них посвятили свою жизнь службе в АСС-ПСС-УПАСР флотов, при этом преуспели в ней, в смысле карьерного роста. Это главный водолазный специалист ВМФ капитан 1 ранга Пёхов А.И. (2000-е годы), старшие водолазные специалисты АСС-ПСС-УПАСР ЧФ капитан 1 ранга Романов В.Ф. (1960-е годы), капитан 2 ранга Дикусар М.И. (1970-е годы), капитан 2 ранга Адамович М.И. (1980-е годы), капитан 2 ранга Беспалов В.Г. (1980-е годы), капитан 2 ранга Величко В.В. (1990-е годы), капитан 2 ранга Дон В.Я. (1990-е годы) и многие водолазные специалисты, служившие на БФ, СФ, ТОФ.

    Дорогие мои друзья, коллеги, учителя и ученики, От всей души поздравляю Вас с нашим профессиональным праздником - Днем водолаза!

    Желаю в этот профессиональный праздник везения и счастья. Еще - радостных семейных выходных и безопасных будней. Пусть погружения не доставляют беспокойств, а все печали остаются глубоко на дне. Да пребудет с Вами добро, благополучие на суше и в воде.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий