БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Эпроновец 17


По следам катастрофы

РИА «Новости» от 06.05.2018 сообщили, что у берегов Севастополя нашли затонувшую в 1909 году подлодку «Камбала».
Об этом рассказал старший научный сотрудник института востоковедения Виктор Лебединский.

«Совместная экспедиция РГО, Севастопольского госуниверситета и Высшего военно-морского училища имени П.С.Нахимова локализовала место гибели русской субмарины «Камбала». Курсанты Нахимовского училища это место вычислили. А мы с помощью гидролокатора бокового обзора сегодня это место установили, так как оно было за долгие годы утеряно. Корма лодки находится на глубине 62 метров с возвышением над грунтом три метра, место – на траверзе бухты Круглая. Планируется изучение объекта с помощью глубоководных роботов», - рассказал Лебединский.
Подробности этой катастрофы описал ветеран-подводник Владимир Николаевич Бойко в изданной им книге «Подводная лодка «Камбала». 
 Капитан 1 ранга в/о Владимир Николаевич Бойко

Презентацию книги автор организовал у памятника лодке. Предисловие написал другой ветеран-подводник Владимир Стефановский, помощь автору оказал еще один ветеран-подводник Александр Стецун.
Как известно, носовая часть подлодки была поднята с участием водолазов Кронштадтской водолазной школы, севастопольского легендарного водолазного специалиста Феоктиста Андреевича Шпаковича и нескольких севастопольских водолазов. Кормовую часть лодки, которая находилась на расстоянии 32 метров от носовой, планировали поднять в следующем 1910 году, но по разным причинам этого не произошло. Место лодки было определено по двум углам и обвеховано. Оно находится почти на створе Инкерманских маяков (створных знаков).
При попытке оказать помощь предположительно живым подводникам от кессонной болезни погиб корабельный водолаз Черноморского флота Е.Бочкаренко.
Редакция «Эпроновца» с интересом восприняла эту информацию и выражает надежду, что кормовая часть «Камбалы» будет детально обследована.

  
Мы помним

28 апреля бывшие члены экипажа одного из первых спасательных судов подводных лодок, переоборудованного из базового тральщика проекта 254, отметили 60-летие подъема флага Аварийно-спасательной службы Военно-морского флота Советского Союза. Понятно, что корабль давно уже исключен из состава флота, но некоторые из служивших на нем офицеров и мичманов, возглавляемые участником Великой Отечественной войны бывшим командиром спасателя капитаном 1 ранга в/о Владимиром Ильичем Калентьевым и инженером-механиком капитаном 1 ранга в/о Игорем Тимофеевичем Рябинкиным, вот уже несколько десятилетий собираются вместе, чтобы вспомнить о нем.
 Мичман Ивлев, командир СС-15 кап.лейтенант В. Калентьев, мичман Кремляков

В этом году добрую традицию поддержали служившие в разное время на «СС-15»:
Александр Кириллович Агафонов,
Александр Иванович Бабенко,
Владимир Ильич Калентьев,
Василий Афанасьевич Косарев,
Виктор Ефимович Кучерявый,
Александр Иванович Лихоманов,
Игорь Тимофеевич Рябинкин,
Леонид Федорович Шевчук.
Все они достигли служебных и профессиональных высот, имеют правительственные награды. А высшим в Советском Союзе орденом – орденом Ленина – за выполнение специального задания на атомной подводной лодке награжден капитан 1 ранга в/о Василий Афанасьевич Косарев. На лодке он был командиром электромеханической боевой части (БЧ-5), а со спасательного судна «СС-15» ушел на учебу в «Голландию» (СВВМИУ) в звании старшины 2 статьи срочной службы. Сегодня он доктор наук, профессор.
Собравшиеся добрым словом вспоминали корабль, его экипаж, пользовавшийся хорошей репутацией и в дисциплине, и в боевой подготовке, и в гребно-парусном спорте. В соревнованиях на первенство Черноморского флота они занимали седьмое место, что очень неплохо для корабля, экипаж которого составлял всего семьдесят семь человек.
Все успехи корабля были достигнуты под руководством его командира Владимира Ильича Калентьева, о котором тепло говорили ветераны. Не забывали они и о командире, который возглавлял корабль как базовый тральщик, – Александре Шадрове, об участнике Великой Отечественной войны, капитане медицинской службы Леониде Сергеевиче Урусове.
В заключение необходимо сказать, что базовые тральщики 254 проекта были очень хорошими кораблями. Их строили заводы в Камыш-Буруне (Керчь) и в Ленинграде. Было построено более 60 единиц, которые успешно вели боевое траление на всех флотах Советского Союза. При небольшом водоизмещении (600 тонн) они обладали хорошей мореходностью, автономностью, надежной дизельной энергетической установкой, рациональным расположением жилых и служебных помещений. Когда основные минно-тральные работы были завершены, многие из них были переоборудованы в корабли воздушного наблюдения (КВН), спасательные суда подводных лодок, гидроакустические суда и пограничные корабли. В спасательные суда подводных лодок было переоборудовано 8 тральщиков, и до постройки специализированных судов они приняли на себя основную нагрузку по аварийно-спасательному обеспечению деятельности подводных лодок на всех флотах. Водолазный комплекс этих судов, состоящий из декомпрессионных камер, водолазного колокола и его спуско-подъемного устройства, позволял водолазам погружаться на глубины до 250 метров. Фактически они отрабатывались на глубину 160 и 180 метров, что позволяло выполнять на аварийных подводных лодках довольно большой объем спасательных работ. Спасательных колоколов, наблюдательных и рабочих камер на этих спасателях не было, что, конечно, значительно влияло на их возможности по оказанию помощи подводным лодкам.
Фотографии «СС-15» мы не нашли, помещаем фото «СС-2» Камчатской военной флотилии, также переоборудованного из тральщика 254 проекта, аналогичного «СС-15».
В заключение приводим основные даты из истории корабля:
         Заложен как тральщик «Т-78» на заводе «Залив» в 1952 году.
         В состав Черноморского флота вошел 30 сентября 1953 года.
         Переоборудован как спасатель подводных лодок и получил новое название «СС-15» 5 февраля 1958 г.
         Передан 8-му отряду Подводречстроя и получил новое название «Черноморец» в 1976 г.
         Затонул у берегов Турции в результате сильного шторма, уже как транспортное судно частной фирмы «ЭПРОН-В», 4 декабря 2001 г. Капитан Игорь Яйлоян, старпом и четверо матросов погибли.
Проект 254 – это гордость Советского кораблестроения, недаром группа конструкторов, строителей и военпредов в 1958 г. были удостоены Сталинской премии.


Севастопольская база «Гидронавт»

С середины ХХ века экономически развитые страны одновременно с реализацией космических программ приступили к более детальному изучению Мирового океана при помощи обитаемых подводных аппаратов (ОПА). Не отставал от них и Советский Союз. В декабре 1975 года приказом Минрыбхоза СССР в г.Севастополе была создана специализированная организация - база «Гидронавт», к которой были приписаны суда-носители и 16 ОПА: два аппарата «Север-2» с глубиной погружения 2000 м, два     «ТИНРО-2» (Н=400 м), «Риф» (Н=85 м), «Лангуст» (Н=540 м), «Омар» (Н=540 м), три буксируемых подводных аппарата «Тетис» (Н=200 м), четыре БПА «Тетис-Н» (Н=300 м) и подводная лодка «Бентос-300» (Н=300 м).
Перед коллективом базы были поставлены следующие задачи: эксплуатация и ремонт аппаратов и судов-носителей, подготовка гидронавтов и гидронавтов-исследователей, поиск и изучение сырьевых и минеральных ресурсов Мирового океана, осмотр траловых систем промысловых судов во время лова, поисково-спасательные работы, геоэкологические и археологические исследования, подводно-технические работы, участие в международных экспедициях.
За 25 лет безаварийной работы комплексы судов-носителей ОПА базы «Гидронавт» обследовали большинство подводных хребтов в Мировом океане до глубин 2000 м, провели более 6000 погружений, совершили свыше 300 экспедиций во всех океанах, подготовили около 300 гидронавтов.
Работы проводились в напряженном режиме – в период с 1980 по 1990 годы количество экспедиций с применением аппаратов составляло 10-15 в год, количество погружений  – 350-450 в год.
Востребованность судов-носителей ОПА была наиболее значительной со стороны научно-исследовательских институтов, промышленности и различных министерств СССР.
За успешное проведение испытаний, многолетнюю безаварийную работу и выполнение правительственных заданий капитан-наставник ОПА «ТИНРО-2» к.т.н. Михаил Гирс и капитан-наставник ОПА «Север-2» Олег Донец были награждены высокими правительственными наградами, а в Севастополе появился бульвар Гидронавтов.

Гидронавт-исследователь СССР 1 класса Анатолий Помозов

Подводно-технические работы базы «Гидронавт»
в морских полигонах

Министерство Обороны Советского Союза многие годы проводило учебные и экспериментальные работы в морских полигонах. За это время происходили как плановые, так и незапланированные потери технических изделий. Учитывая их количество, речь может идти о сотне тонн алюминия и нержавеющей стали, десятках тонн серебра и других ценных металлов.
К сожалению, полная информация о количестве и точных координатах затонувших изделий после распада CССР отсутствует.
В период с 1987 по 1991 годы обитаемые подводные аппараты (ОПА) базы «Гидронавт»: «Риф», «Бентос-300», «Лангуст» и «Омар» осуществляли поиск и подъем изделий на глубинах до 540 м на морских полигонах.
За время работы ОПА «Лангуст» и ОПА «Омар» на одном из испытательных полигонов не было потеряно ни одного изделия. Аппараты выполнили 703 погружения общей продолжительностью 3029 часов.
В 1991-2002 гг. «Лангуст» продолжил подводно-технические работы в морских полигонах.
В отличие от вышеописанных работ на испытательном полигоне аппарат не был обеспечен судном-носителем и для выполнения погружений он буксировался в район работ судном обеспечения в течение 4-6 часов.
Для повышения эффективности поиска, остропки и подъема изделий на «Лангусте» дополнительно установили специальные захваты, механизм крепления и отдачи вьюшки с тросом и  второй гидролокатор «Furuno».
Под руководством капитан-наставника И.Аврашова экипажем «Лангуста» и представителями полигона была разработана и осуществлена новая методика поиска изделий и определения их координат. Уникальность методики поиска объектов состояла в том, что кроме традиционных акустических и визуальных методов поиска гидронавты привлекли  к работе экстрасенсов. При этом эффективность поиска значительно увеличилась и составила более 70%. Отмечались случаи, когда находящийся на борту аппарата экстрасенс настойчиво утверждал, что в указанной им точке
изделие находится под слоем песка и ила. Принятыми мерами изделие поднималось. Практически все обнаруженные изделия были подняты на поверхность.
Гидронавт-исследователь СССР 1 класса Анатолий Помозов


 
Подводно-технические работы базы «Гидронавт»
на подводных нефте-газопроводах

За эксплуатационный период с мая по декабрь 1986 года на газопроводах производственного объединения «Черноморнефтегаз» ОПА «Риф» под руководством капитан-наставника Г.Бельникова выполнил 86 погружений продолжительностью 253 часа, пройдено около 150 миль (более 270 км), обследованная площадь составила около 120 км2. На газопроводах и межпромысловых коллекторах были выявлены все дефектные участки, в том числе и потенциально аварийные. По расчетам специалистов для детального обследования только действующей нитки газопровода «Галицино-4» - «Берег» водолазам потребовалось бы 2,5 года, а с помощью аппарата «Риф» эта задача была решена менее чем за 50 суток. Подтвержденный экономический эффект по сравнению с водолазными работами для всех осмотренных объектов – более 1,3 млн. советских рублей.
В феврале 1987 года по заданию правительства экипаж «Рифа» был срочно направлен для осмотра и ремонта аварийных участков на нефтепроводе в Каспийское море. Сам аппарат и два контейнера  с оборудованием были оперативно доставлены из аэропорта г.Симферополь в Баку транспортным самолетом АН-12.
Сложные гидрометеорологические условия в районе Нефтяных камней не повлияли на качество и сроки выполнения работ. Всего в Каспийском море было произведено 81 погружение аппарата общей продолжительностью  265 часов. Правительственное задание было выполнено  с высокой оценкой.
В августе-сентябре 2001 года в районе г.Новороссийск  по заявке французской строительной компании  «SCO» проводилось освидетельствование подводной части терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Работы выполнялись до глубины       80 метров и включали в себя визуальный осмотр и видеосъемку трех ниток подводных трубопроводов и всех подводных вспомогательных устройств: якорей-кессонов, плавучих резервуаров, подводных рукавов и т.д. С помощью гидролокатора было проведено гидроакустическое зондирование  акватории порта КТК в зоне оголовков  трубопроводов. Заказчик отметил
высокий уровень подготовки и профессионализма экипажа ОПА «Риф» во время проведения нестандартных подводно-технических работ в сложных условиях.

Гидронавт-исследователь СССР 1 класса Анатолий Помозов








Комментариев нет:

Отправить комментарий