БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Памяти Учителя









7 июля с.г. ушел из жизни капитан 1 ранга в отставке Заболотнев Федор Евстратьевич, старший преподаватель Ленинградского ВВМИУ им. В.И. Ленина в 1964- 2008 гг.

  О своем жизненном и служебном пути рассказал Федор Евстратьевич в книге «Водолазное братство».


      Родился в небольшой деревне Мальчевского района Ростовской области 23 февраля 1926 года в семье крестьян. В семье было 9 детей.  В 1930 году наша семья переехала в пригород Сталинграда, где мы жили до октября 1942 года. Здесь я успел закончить 9 классов. С приходом немцев в городе стало жить невозможно. Продолжались непрерывные бомбежки, отсутствие продовольствия заставило покинуть разрушенный Сталинград. Отец достал телегу и лошадь, и мы уехали в свою деревню в Ростовскую область.
До прихода немцев я получил два извещения о гибели на фронте двоих моих братьев, один из которых был моряком в Севастополе.
В деревню мы прибыли к концу октября, но дом был разрушен бомбежками, жить было негде. Рядом с деревней был лес, и мы быстро до заморозков построили землянку, в которой и жили.
4 мая 1943 года меня в 17-летнем возрасте призвали в армию и отправили в освобождённый Сталинград служить в пехоте. Наш полк готовился к боевым действиям. Для обеспечения личного состава продуктами полк имел за Волгой  подсобное хозяйство. Моя рота была отправлена на неделю для работ за Волгой. Когда рота вернулась, полка уже не было. Он убыл на Курскую дугу. Нашу роту оставили в Сталинграде и вскоре начался набор в водолазную школу. После набора нас отправили (более 100 человек) на Байкал в  г. Слюдянка, куда мы прибыли в августе 1943 года. После окончания обучения меня и еще одного бойца оставили в школе в качестве старшин. До нового набора меня вместе со старослужащими отправили в Иркутск, где мы выполняли работы по подъёму затонувшего корабля. Вода в Байкале была настолько прозрачной, что можно было видеть монетку на расстоянии 10-15 метров. Но даже летом было очень холодно, так как вода прогревалась всего до 8 градусов.
В ноябре 1944 года водолазная школа перебазировалась в Балаклаву, где я выполнял старшинские обязанности, а затем инструкторские. Для того чтобы в качестве инструктора я имел больший опыт работ в  водолазном деле, меня послали в Севастополь для выполнения водолазных работ по подъёму крейсера «Червона Украина», где я работал больше месяца.
Мне разрешили также ходить в вечернюю школу, которую я успешно закончил.
В 1948 году я поступил в Московский Всесоюзный юридический заочный институт. Экзамены преподаватели института приезжали принимать в  г. Симферополь, а последний государственный экзамен пришлось сдавать в Харьковском юридическом институте.
Пройдя небольшую практику в военной прокуратуре, я решил продолжить службу водолазом. Среди водолазных специалистов в то время высшего образования никто не имел.
В 1951 году я закончил курсы преподавательского состава и мне присвоили квалификацию «водолазный специалист».
С 1951 по 1954 год я выполнял обязанности преподавателя, а с 1954 года – старшего преподавателя – командира роты.
С 1958 до 1962 года я выполнял обязанности преподавателя курсов офицерского состава.
С 1962 года до октября 1964 года в Ломоносове (40-й институт) обучал офицеров боевых кораблей водолазному делу.
С 1964 года служил в Ленинградском ВВМИУ преподавателем, старшим преподавателем до 1982 года (до окончания военной службы), а затем работал в качестве старшего преподавателя до 1 сентября 2008 года.
В водолазной школе мне приходилось обучать водолазов разных квалификаций: и взрывников, и сварщиков, и диверсантов, а также выпускников Дзержинки.
В Ленинградском ВВМИУ пришлось обучать курсантов ОПТВ, а затем курсантов многих стран Азии, Африки, Америки и проводить занятия (шестимесячные курсы) с водолазными специалистами Болгарии, Польши и ГДР.
Личное количество часов под водой, под давлением – более 3000.

Мы, водолазные специалисты, его ученики благодарим Федора Евстратьевича за науку, человечность, мы его любили, до конца его дней встречались с ним, поддерживали, память о нем сохранится в наших сердцах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий