Капитан 1 ранга в отставке Жбанов А.В.,
начальник Аварийно-спасательной службы ЧФ
в 1973-1986 гг.
в 1973-1986 гг.
Из книги" Водолазное братство"
Это было в конце 60-х
годов. Спасательное судно «Владимир Трефолев»[1],
базировавшееся в то время в г. Лиепае
Латвийской Советской Социалистической республики, производило
аварийно-спасательное обеспечение подводной лодки в районе Балтийска.
Командиром судна был автор этих строк, а начальником Аварийно-спасательной
службы, в которую входили водолазы-глубоководники, старший лейтенант Валерий
Фиголь из состава первого выпуска Отделения подготовки техников-водолазов
Ленинградского Высшего военно-морского инженерного училища им. В.И. Ленина.
Набор курсантов этого Отделения производился в 1963 году, а выпуск в 1966-м. За
давностью лет многие детали нашей совместной службы с Валерием стерлись из
памяти, но этот случай я помню хорошо.
Водолазы, которых
сейчас называют диверсантами, боевыми пловцами и «морскими котиками»,
отрабатывали выход из подводной лодки через торпедный аппарат – тяжёлое и
довольно опасное упражнение. Лодка лежала на грунте на глубине около 40 метров,
руководил тренировками капитан 1 ранга Федоров, находившийся у нас на борту. В
порядке краткого отступления от темы: его родной брат, тоже капитан 1 ранга, в
те годы был командиром легендарного крейсера «Аврора». Продолжаем тему. С
лежащей на грунте подводной лодкой была установлена устойчивая звукоподводная
связь. О выходе из торпедного аппарата очередного водолаза подводники сообщали
нам, а мы информировали их о всплытии водолаза на поверхность. «Владимир
Трефолев» стоял на двух якорях, с его борта была спущена на воду обеспечивающая
шестивёсельная шлюпка.
Всё шло по плану. Водолазы
выходили на поверхность, шлюпка быстро доставляла их на корабль. И вдруг,
вышедший из торпедного аппарата очередной водолаз, не появляется на
поверхности, нет его и на подводной лодке. В этой обстановке два офицера
принимают отчаянное решение. Командир лодки производит экстренное всплытие в
непосредственной близости от стоящего на якорях спасателя. В носовой части ПЛ
мы видим неподвижное тело боевого пловца. Когда корпус лодки по инерции кратковременно
ушёл под воду, его смыло волной, и он начал тонуть. Шлюпка в этот момент
находилась в кормовой части лодки, она явно не успевала спасти боевого пловца.
Ближе всех к нему был стоящий на правом шкафуте корабля Валерий Фиголь. Не
раздумывая ни секунды, не дожидаясь команды и хорошо понимая, что боевому пловцу
грозит неминуемая гибель, Валерий, не снимая одежды, прыгнул за борт и успел
схватить тонущего. Минуту спустя к ним подошла шлюпка. На борту спасателя
боевому пловцу, который находился без сознания, ножами разрезали комбинезон и
поместили в декомпрессионную камеру. С подъёмом в камере давления воздуха
водолаз пришёл в себя. Дальнейшим спасением его жизни руководили два
врача-физиолога, офицеры медицинской службы, один из которых находился в камере
вместе с пострадавшим. Лечение прошло без заметных последствий для его
здоровья.
С тех пор прошло почти
50 лет, но когда я вспоминаю об этом случае, перед глазами встают выпрыгнувшая
из-под воды подводная лодка с потерявшим сознание боевым пловцом и прыгнувший
за борт Валерий Фиголь. Хорошим он был офицером и водолазным специалистом. С
моим переводом на Черноморский флот наши пути разошлись, как проходила его
дальнейшая служба, мне неизвестно. Если ему в руки попадётся эта книга, пусть
он вспомнит отличный корабль «Владимир Трефолев» и свой поступок, который спас
жизнь человеку и репутацию экипажей подводной лодки и спасателя.
[1] «Владимир Трефолев» - спасательное судно 527 проекта,
бывший СС-87, третий в серии судов этого проекта. Построен в начале 60-х годов
прошлого века на Николаевском судостроительном заводе им. 61 Коммунара. Ныне
исключён из состава ВМФ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий