БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

9 октября 2016 года старшему мичману Кутовому Ивану Егоровичу – 70 лет!




    







Уважаемый Иван Егорович!
Примите наши искренние поздравления по случаю Вашего семидесятилетия!
  Желаем крепкого водолазного здоровья, долголетия, жизненной энергии, оптимизма и только положительных эмоций. Ваша жизнь является примером для молодого поколения в исполнении воинского долга, настойчивого повышения профессионализма, любви к своей профессии.

                                                                                                 Сослуживцы.


     Старший мичман Кутовой Иван Егорович, водолаз-глубоководник, после окончания Севастопольской водолазной школы срочную службу  проходил водолазом–глубоководником на спасательном судне СС «Казбек». За время службы освоил дополнительные водолазные квалификации «водолаз-сварщик» и «водолаз-взрывник». Полюбил профессию водолаза и решил посвятить свою жизнь водолазному делу, в 1971 году остался на сверхсрочную службу и был назначен старшиной команды водолазов-глубоководников  СС-21, в 1984 году перевёлся на должность старшины команды водолазов 167 АСП 37 БРСС. После увольнения в запас работал водолазом.
  Отработал под водой 7300 часов, 11 раз побывал на боевой службе в Средиземном и Красном морях.
  При возникновении аварийной ситуации при спуске под воду со старшиной первой статьи Николаем Клапатюком на глубину 160 метров действовал грамотно, хладнокровно и как результат водолазов благополучно подняли на поверхность.
   Участвовал в выполнении  аварийно-спасательных, судоподъёмных, водолазных работ, в т.ч.: в 1975-77 гг. на БПК «Отважный» по подготовке его к подрыву, в 1978 г. закладывал заряд для подрыва торпеды ЭМ «Совершенный» на глубине 60 метров, поднял 117 снарядов времён ВОВ, на боевых службах сваривал под водой лёгкие корпуса подводных лодок. В 1978 г. на боевой службе в порту Аден (Йемен) изготовил специальный ключ весом 80 кг и с его помощью рихтовал погнутые о рифы винты БДК (ТОФ), причём работал под водой три дня по 16, 14, 8 часов. Водолаз закладывал ключ на погнутую лопасть винта, а шпилём выбирали трос, соединенный с ключом, и таким образом выравнивали лопасть.    
Об одной из этих работ мой рассказ из книги  «Тревоги и будни спасателей».

                  И в мирное время взрываются торпеды

О пожаре на ЭМ «Совершенный» в ноябре 1978 года уже написано. Я хочу вспомнить некоторые детали спасения корабля, которые, однако, оказались решающими. Именно спасения, потому что он мог или сгореть или затонуть без помощи спасателей.
Так как к моменту прибытия СС-21 в район работ «Совершенный» потерял 80% плавучести, руководитель спасательных работ начальник АСС ЧФ капитан 1 ранга Александр Жбанов дал команду прекратить лить воду в отсеки корабля. Он назначил офицеров штаба бригады ответственными за откачку воды из конкретного отсека эсминца.
Мне с личным составом аварийно-спасательной партии было поручено откачать воду из 2-го котельного отделения с помощью водоотливного эжектора ВЭЖ‑21. Александр Васильевич тогда сказал: «Адамович, откачай воду или умри!».
Я предпочёл первое. Аналогично поступили другие офицеры штаба бригады. Одновременно с откачкой воды из отсеков личный состав СС-21 и АСП, а немного позже ПЖС‑123 тушил пожар пеной.
В результате комплексных, грамотных действий спасателей пожар потушили, воду откачали.
СБ-4 отбуксировал эсминец в порт  на озере Донузлав, а отстрелянные торпеды остались на грунте на глубине 62 метра. По заключению специалистов было принято решение три торпеды остропить и поднять, а одну взорвать. Проблем с поиском и подъёмом трёх торпед не было, с этой задачей успешно справился АС-10, которым управлял капитан 3 ранга Василий Маврин, заменивший штатного командира, находящегося в отпуске.
Трудности возникли с подрывом торпеды. Выполнял поставленную задачу по подрыву четвёртой торпеды СС-21. Закладывать заряд на торпеду послали одного из лучших водолазов-взрывников мичмана Ивана Кутового. Ваня имел большой опыт подводных взрывных работ и эта работа была ему вполне по плечу. Спустившись на грунт, Кутовой доложил, что торпеда сильно заилена. Как всегда в сложных случаях связь с водолазом поддерживал я, без телефониста. Перед спуском под воду офицер МТО флота капитан 3ранга Олег Попов (просто однофамилец) проинструктировал Ивана, в каком месте закладывать заряд, ни в коем случае не касаться винтов торпеды.
Винтов не было видно, они были в илу. Водолаз начал откапывать место закладки заряда и его как током ударило, по спине прошла волна, он коснулся винтов. И сам себя успокоил: «Спокойно, Ваня, торпеда на месте». Наверху тоже заволновались и скомандовали отдохнуть. Успокоившись, водолаз продолжил работу, откопал нужное место и закрепил заряд.
Поднялся ил, видимость ухудшилась, с подъёмом водолаза не торопились. С улучшением видимости водолаз проверил чистоту шланг-кабеля и провода заряда, после чего начали подъём водолаза по режиму декомпрессии. Водолаз был по пояс в илу и в начале подъёма пришлось ему немного помочь – потянуть за шланг-кабель.
Водолаза подняли на судно для дальнейшего прохождения декомпрессии в барокамере. СС-21 оттянулся от торпеды в расчётную точку и торпеду взорвали.
Эпопея с ЭМ «Совершенный» закончилась.
       Командование бригады несколько раз представляло Ивана Егоровича к награде орденом и всякий раз документы возвращали – беспартийный.


1 комментарий: