БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Возвращение Андреевского флага






Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов Александр Васильевич,
начальник Аварийно-спасательной
службы ЧФ в 1973-1986 годах
 




   Из книги "100 лет, что дальше?"

8 апреля 1992 года на «Коммуне» был поднят Андреевский флаг. Это был сложный период раздела славного советского Черноморского флота между появившимися новыми государствами – Украиной, неожиданно ставшей самостоятельным государством, и Российской Федерацией.

Каким образом в том беспорядке удалось сохранить старейшее спасательное судно, долго рассказывать, да и те времена в истории «Коммуны» не отмечены.
«Коммуна» продолжала служить России как носитель сверхмалых подводных лодок поисково-спасательного назначения, а в дальнейшем как носитель телеуправляемого подводного аппарата «Пантера» с глубиной погружения 1000 м.
30 августа 2002 года умер капитан судна Леонид Александрович Балюков, и его обязанности стал исполнять второй помощник Сергей Алексеевич Тиманов. Он служил на «Коммуне» с марта 1985 года и участвовал еще в ее приемке от военного экипажа.
14 января 2003 года в должность капитана «Коммуны» вступил капитан 1-го ранга в отставке Анатолий Александрович Ишинов, долгие годы возглавлявший 37-ю бригаду спасательных судов ЧФ. Он активно продолжил работы по поддержанию боевой готовности судна силами экипажа. В составе его помощников и молодежь, и видавшие виды офицеры запаса. В их числе старший помощник капитана Михаил Федорович Моравин, бессменный кок с 1985 года Лариса Филипповна Костылева, старший механик Леонид Геннадьевич Эрайзер и многие другие моряки, для которых «Коммуна» стала вторым домом.
В смутные времена девяностых и до недавнего времени в головах некоторых ответственных руководителей ВМФ не однажды возникал вопрос о целесообразности дальнейшей эксплуатации «Коммуны». Командованию поисково-спасательной службы и управления поисковых и аварийно-спасательных работ каждый раз чудом удавалось убедить их оставить судно в составе флота, поскольку состояние корпуса, механизмов и систем позволяют продлить срок его эксплуатации. Наконец 25 ноября 2003 года командующий Черноморским флотом лично осмотрел «Коммуну». По своему содержанию, технической и боевой готовности судно оказалось значительно лучше многих других судов обеспечения. Командующий дал высокую оценку экипажу, состоянию спасателя и объявил: «Коммуне» продолжать служить России!
Пройдя доковый ремонт с активным участием в нем экипажа, судно в 2005 году получило свидетельство на годность к плаванию с районом плавания Черное и Азовское моря и мореходностью до 8 баллов. Это позволило «Коммуне» без ограничений выполнять возложенные на нее задачи в составе спасательного отряда Черноморского флота.
На выходах в море отрабатывалась задача оказания помощи экипажу лодки, лежащей на грунте на глубине до 60 м, с использованием спасательного подводного снаряда и была начата подготовка к участию в учении под руководством Главнокомандующего ВМФ.
В период с 6 по 8 июля 2006 года было успешно проведено учение под руководством Главкома ВМФ адмирала В. В. Масорина на тему: «Оказание помощи и спасение экипажа аварийной ПЛ, лежащей на грунте на глубине до 60 м». Были выполнены следующие элементы:
– выход подводников на поверхность через торпедные аппараты методом свободного всплытия;
– вывод подводников на поверхность спасательным подводным снарядом «АС-5» с судна-носителя «Коммуна»;
В учении кроме «Коммуны» принимали участие спасательные суда «Эпрон», «Шахтер», «ВМ-154», «ВМ-125», подлодка «Алроса», гидрографическое судно «ГС-86», тральщик «Снайпер», авиация ЧФ – самолет «АН-26» и вертолет «КА-25 ПС».
Действия экипажа и состояние судна оценены Главнокомандующим ВМФ положительно.
По техническому состоянию, запасам, укомплектованности и подготовленности экипажа «Коммуна» встречает юбилей в 1-ой линии, постоянной готовности, подготовленным к решению задач по прямому предназначению.
В апреле 2009 года на «Коммуне» установлен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Пантера Плюс», подготовлены специалисты для его обслуживания. Это значительно увеличило возможности корабля по поиску и обследованию затонувших объектов и выполнению на них отдельных работ. Не будем забывать, что «Коммуна» по прежнему готова к приему и обеспечению любой сверхмалой подводной лодки поисково-спасательного назначения. Других носителей сверхмалых подводных лодок, предназначенных для спасения подводников с затонувшей подводной лодки, сегодня на Черноморском флоте нет.
В дальнейшем спасательное судно «Коммуна» выполняло плановые задания командования Черноморского флота в полном объеме. При этом судно не имело поломок и аварий за весь этот период.
Перед столетним юбилеем морской спасатель «Коммуна» прошел докование и необходимый ремонт. Экипаж и судно снова готовы к выполнению поставленных командованием задач.

Почему именно в Амстердаме?

Мы неоднократно подчеркивали, что своим удивительно продолжительным корабельным веком «Коммуна» обязана не только кораблестроителям, но и экипажам, которые на ней служили, берегли, грамотно эксплуатировали и активно участвовали в плановых заводских и доковых ремонтах. За прошедшие 100 лет службу на «Коммуне» несли более 5 тысяч человек – матросов, старшин, мичманов, офицеров, гражданских членов экипажа. За всю вековую историю командирами «Коммуны» были 14 офицеров Военно-морского флота России, а капитанов всего два, оба они морские офицеры запаса: ушедший из жизни Леонид Александрович Балюков и ныне здравствующий Анатолий Александрович Ишинов. На должность капитана он был назначен в 2003 году и с тех пор вот уже более 10 лет активно и успешно выполняет свою трудную и почетную миссию.
Но вспоминая добрым словом всех членов экипажа, мы всегда помним о том, что основную роль в сохранении уникального корабля сыграло Российское государство в лице Военно-морского флота, которое организовывало все плановые ремонты, докования, реконструкцию «Коммуны» и выделяло на это соответствующие средства.
Мы уже упоминали о некоторых эпизодах ремонтных работ, проводимых на корабле. Вновь привлечем внимание уважаемого читателя к плановым ремонтным работам в период Великой Отечественной войны и к ремонту судна в Голландии.
В блокадном Ленинграде экипаж «Коммуны» ремонтировал не только подводные лодки, корабли и суда, но и своими силами осуществлял поддерживающий ремонт своего корабля. Трудно себе представить, как морякам удавалось справляться с работами в условиях, когда часть экипажа ушла на фронт и на обслуживание Дороги жизни через Ладогу, в условиях недоедания и сильных холодов, когда температура воздуха в машинных отделениях не поднималась выше 5-10 градусов мороза. Всё выдержали моряки, внося свой вклад в Победу над ненавистным врагом!
О ремонте в Голландии, в городе Амстердаме мы упоминаем совсем по другим причинам. Он проходил в 1954-1956 годах. Через 10 лет после войны правительство сочло необходимым и возможным выделить средства в инволюте ввиду необходимости замены тросов главного спускоподъемного устройства и главных двигателей. Тросы особой свивки производились в Голландии, там же были и мастера, способные выполнить сложную работу по их замене. Одновременно с этой принципиально важной и определяющей для «Коммуны» работой были заменены главные двигатели и выполнены другие работы.
В 1976 году «Коммуна» в третий раз побывала за границей – прошла доковый ремонт в городе Варна. Но в те годы Болгарию можно было назвать «заграницей» с большой натяжкой.
Что касается реконструкции корабля и переоборудования как носителя сверхмалых подводных лодок поисково-спасательного назначения, то это заслуга инженеров, техников и рабочих Севастопольского конструкторского бюро «Черноморец» и Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий