БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Сверхмалые подводные лодки спецназа







Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов Александр Васильевич,
начальник Аварийно-спасательной
службы ЧФ в 1973-1986 годах

                                          
Из книги "100 лет, что дальше?"



         Первым глубоководным аппаратом, уже судна-носителя сверхмалых подводных лодок, был «Поиск-2» проекта 1832, разработанный Ленинградским проектно-монтажным бюро (ЛПМБ) «Рубин». Аппарат предназначался для работ на глубинах до 2000 м при проведении комплексного исследования водной среды, дна Мирового океана и мог решать целый ряд задач в интересах ВМФ и народного хозяйства:

- исследование оптических характеристик водной среды (прозрачность, освещенность, биолюминесцентный потенциал);
- исследование пульсаций температуры и скорости потоков, микроструктуры и рельефа грунта, а также распределения по глубине геофизических полей Земли (гравитационное, магнитное и электрическое);
- допоиск подводных объектов в заданных районах, их классификация и обследование.
«Поиск-2» мог также доставить на грунт и поднять на поверхность груз до 400 кг и в переделах возможности манипуляторов выполнить целый ряд работ: сверление и нарезание резьбы, отворачивание и заворачивание гаек, закрепление специального карабина, открывание задраек откидных листов эпроновских выгородок и самих листов и тому подобное.
Вся научно-техническая, исследовательская и навигационная информация автоматически регистрировалась единым бортовым комплексом «Эра». Базирование, доставка к месту работы и обеспечение связи с аппаратом, а также обработка собранной информации обеспечивалось судном носителем.
Прочный корпус аппарата испытали гидравлическим давлением 220 кгс/см2 в док-камере завода изготовителя (Ново-Адмиралтейский завод), а для проведения ходовых и государственных испытаний «Поиск-2» доставили в Севастополь.
В испытаниях и их обеспечении принимали участие океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» и «ГС-78».
Проведение наладочных работ, швартовные и заводские ходовые испытания продолжались с ноября 1973 года по декабрь 1975 года и завершились погружением на глубину 2026 м.
В состав экипажа входили командир капитан 3-го ранга Сергей Петрович Антоненков, помощник по электромеханической части инженер-механик Александр Петрович Мосунов и помощник по научно-исследовательской работе старший лейтенант А. Смирнов. Первое погружение на глубину 1000 м аппарат совершил 17 августа 1974 года на траверзе мыс Сарыч. Спуск проводился ступенчатым методом с использованием электромотора вертикального движения и продолжался около 4-х часов. Еще три спуска провели 4, 25 сентября и 26 октября. Испытания прошли успешно.
Ранним утром 15 декабря 1974 года начались Государственные испытания с погружением на проектную предельную глубину. В 800 «Коммуна», находившаяся в 60-ти милях от берега в районе между мысами Сарыч и Айя, спустила аппарат на воду. Судно легло в дрейф. Включили гидроакустическую станцию «Гамма». Видимость не превышала пяти миль, скорость ветра 8 м/сек, волнение моря – два балла. Погружением с борта «Коммуны» руководил командир группы подводных аппаратов капитан 2-го ранга Леонид Георгиевич Лей, в состав экипажа вошли командир аппарата С. П. Антоненков, А. П. Масунов, мичман Ф. Бобров, главный конструктор Ю. К. Сапожников и председатель Госкомиссии капитан 1-го ранга Н. А. Мышкин.
В 9.00 командир задраил верхний рубочный люк, и «Поиск-2» начал погружение. С приходом на глубину 150 м аппарат удифферентовали и отключили маршевый электромотор, а затем создали дифферент на нос 5о и начали дальнейшее погружение. Небольшими порциями принимали балласт, работал электромотор вертикального хода. Остановки производили на глубинах 300, 600, 900, 1200 и 1800 м. На глубине 1900 м вновь опробовали все электромоторы и аппаратуру. Далее аппарат благополучно погрузился до глубины 2026 м. Прозрачность воды при свете прожекторов была идеальной, дно хорошо просматривалось. Температура воды за бортом была +4оС.
На глубине 2000 м аккумуляторные батареи разрядились почти на 60% из-за малой мощности регенеративной установки воздуха, предельно-допустимый уровень углекислого газа превышал установленные нормы. В 14.00 было получено «добро» на всплытие.
К тому времени на поверхности разыгрался шторм силой до 4-5 баллов, скорость ветра увеличилась до 12 м/сек. «Поиск-2» всплыл в 17.00, и в течение почти 2-х часов «Коммуна» искала его среди бушующего моря с помощью прожекторов. Высота волн достигала 5 м, а крен судна иногда доходил до 15о, но большое всех досталось экипажу «Поиска-2», который бросало, как щепку. Аппарат был взят на буксир водолазным морским судном «ВМ-416» под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Сергеевича Гагина. В течение 30 часов продолжалась буксировка аппарата в штормовом море. В бухте Казачья он был поднят на борт «Коммуны».
По результатам испытаний 25 декабря 1975 года головной аппарат «Поиск-2» был сдан флоту в опытную эксплуатацию с базированием на «Коммуне». О том, как проходила опытная эксплуатация, написал в свое время начальник гидрографической службы Черноморского флота контр-адмирал Лев Иванович Митин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий