БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

«Коммуна» - носитель глубоководных подводных аппаратов







Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов Александр Васильевич,
начальник Аварийно-спасательной
        службы ЧФ в 1973-1986 годах


Из книги " 100 лет, что дальше?"


Благодаря непререкаемому авторитету начальника АСС ВМФ контр-адмирала Николая Петровича Чикера «Коммуну» оставили в составе Аварийно-спасательной службы флота. В связи с тем, что подводные аппараты военного назначения, в основном, проходили испытания на Черном море, было принято решение перевести судно в Севастополь. Так «Коммуна» стала базой для спасательных подводных аппаратов – сверхмалых подводных лодок.

Спасательному судну столь необычной конструкции предстоял сложный поход. Путь судна пролегал через Балтийское и Северное моря, Атлантический океан, Средиземное и Эгейское моря. Самым сложным был переход через Бискайский залив.
Учитывая большую парусность судна, опасность возникновения в конструкции судна запредельных нагрузок на океанской волне, недостаточную остойчивость и малый моторесурс механизмов, в трюмы загрузили более 200 т балласта, а перевод судна решили осуществить морскими буксирами.
Старшим перехода был назначен капитан 1-го ранга Федор Степанович Шлемов – известный специалист в области прочности конструктивной защиты боевых кораблей.
К сожалению, этот переход судна никем не описан. А жаль. Он мог бы стать примером для моряков спасательной службы ВМФ, да и не только для них.

ЧЕРНОЕ МОРЕ

«Коммуна» - носитель глубоководных подводных аппаратов

В 1967 году «Коммуна» благополучно завершила переход и прибыла в Севастополь. В этом же году в командование судном вступил капитан 3-го ранга Виктор Валентинович Сонин.
На первом этапе судно должно было пройти переоборудование как носитель первого в советском Военно-морском флоте автономного глубоководного аппарата «Поиск-2» с глубиной погружения две тысячи метров. Аппарат весил 65 тонн, и единственное в то время судно-носитель сверхмалых подводных лодок «ОС-3» принять его на борт не могло. Проектом переоборудования также предусматривалось размещение на «Коммуне» вместо глубоководного аппарата одного спасательного подводного снаряда (СПС) или одного автономного рабочего снаряда (АРС). Оба снаряда имели возможность погружаться на глубину 500 метров и предназначались для оказания помощи современным подводным лодкам.
Однако начало переоборудования и ремонта затягивались. Поэтому судно вывели из эксплуатации. В те времена заработная плата членов экипажей судов была минимальная, а для выведенных из компании вообще мизерная. Хорошие специалисты, зная цену своим способностям, уходили на другие суда, а взамен им приходили люди случайные, мало на что способные, или временно отбывающие свой рабочий стаж. Для «Коммуны» настали трудные времена. Имущество судна начали растаскивать недобросовестные члены экипажа. Стала исчезать старинная мебель из красного дерева, декоративная обшивка кают, ценные вещи. Самым неприятным в этой истории оказалось исчезновение технической и другой документации, в том числе фотографий, представляющих историческую ценность. Многие архивные материалы, которых так сейчас не хватает, где-то пылятся на полках бывших членов экипажа тех времен или безвозвратно утеряны по халатности командного состава судна.
Хотя проект переоборудования спасателя был выполнен ЦКБ «Черноморец» еще в конце 1966 года, окончательное решение о модернизации «Коммуны», как носителя опытного глубоководного аппарата проекта 1832 «Поиск-2», было принято лишь в конце 1969 года. В апреле 1970 года судно встало к причалу Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе.
На переоборудование было выделено около одного миллиона рублей, но к моменту окончания работ (23 апреля 1973 г.) стоимость выполненных работ перевалила за 11 млн. рублей.
Главным строителем судна назначили А. Б. Айзина, бывшего начальника технического управления Черноморского флота, а ответственным сдатчиком В. В. Виноградова.
В 1971 году в командование судном вступил Яков Моисеевич Туровский бывший командир спасательных судов АСС ЧФ, капитан 3-го ранга.
На судне вместо главного судоподъемного устройства было смонтировано спускоподъемное устройство для спуска и подъема автономных глубоководных аппаратов. Для хранения на судне подводных аппаратов была изготовлена специальная платформа, способная перемещаться в межкорпусном пространстве по рельсам. Двигатели оставили прежними. На ходовом мостике установили штурманскую рубку и рулевое управление. Радиорубку установили на второй палубе правого корпуса, а гиропост – на второй палубе левого корпуса. Часть настила палубы заменили. Корпус, фермы и части палубного оборудования были в хорошем состоянии, поэтому ограничились их профосмотром, мелким ремонтом и покраской.
28 апреля 1973 года был подписан акт приемки, а 30 апреля судно вывели в море. Начались ходовые испытания. На мерной миле определили скорость судна – 8 узлов. В общем, способности судна удовлетворили заказчика, и «Коммуна» вошла в состав АСС ЧФ в готовности к выполнению своего предназначения.
Привлекаем внимание уважаемого читателя к тому, что построенная на Путиловском заводе как спасатель и плавбаза подводных лодок, «Коммуна» обрела новую жизнь в Севастополе, благодаря усилиям инженеров и рабочих конструкторского бюро «Черноморец» и Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе. Но и эта её вторая жизнь неразрывно связана с подводными лодками

Комментариев нет:

Отправить комментарий