БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Новое предназначение, испытания отсека подводной лодки









Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов Александр Васильевич,
начальник Аварийно-спасательной
службы ЧФ в 1973-1986 годах




  Из книги "100 лет, что дальше?"

С началом строительства новых подводных лодок большего водоизмещения «Коммуна» исчерпала возможности их обеспечения и как их спасатель уже не могла выполнять свои функции.

Требования к спасательной службе на море возросли, нужны были новые, современные морские спасатели. Встал вопрос о дальнейшей судьбе «Коммуны». Было несколько предложений: перевести ее для обеспечения научных исследований в отряд судов Академии наук СССР, оставить в составе АСС ВМФ или отправить на утилизацию.
Пока решалась судьба старейшины спасательного флота, судно продолжало решать поставленные ему задачи.
Вот что вспоминает бывший член экипажа «Коммуны» капитан 2-го ранга в отставке Владимир Николаевич Попоудин: «В 1957 году, с отличием окончив 2-е Высшее Военно-морское инженерное училище, я по распределению попал на Краснознаменный Балтийский Флот и, прибыв для прохождения службы в г. Таллинн, был назначен командиром электро-механической группы в 405 отдельный дивизион Аварийно-спасательной службы.
В 1961 году получил назначение на спасательное судно «Коммуна» («Волхов»), командиром группы движения. Тогда я и не предполагал, что у этого корабля такая богатая боевая и трудовая биография! Служить на таком корабле было интересно и почетно. К тому же, тогда он был флагманским кораблем 405 отдельного дивизиона АСС Восточно-Балтийской флотилии в городе Таллинне. Изучив историю корабля и узнав его возраст - а «Коммуне» в то время было уже 45 лет - я не мог предположить, что он еще прослужит в боевом строю более полувека!
Несмотря на то, что корабль имел такой почтенный возраст и технические средства устаревшей конструкции, содержался он в образцовом состоянии. Неукоснительно соблюдался распорядок дня, поддерживались флотские чистота и порядок. Большая заслуга в этом принадлежала командиру корабля - капитану 2-го ранга Винько Матиевичу Матковичу, старшему помощнику - капитану 3-го ранга Анатолию Михайловичу Брондукову, а также главному боцману - мичману Буланову. Благодаря их ответственности и повседневной заботе, на корабле поддерживалась почти крейсерская организация.
В октябре 1961 года «Коммуне» было приказано передислоцироваться на Ленинградскую Военно-морскую Базу, в 445 ОДАСС, располагавшийся тогда в городе Ломоносове. Кораблю требовалось докование и ремонт технических средств. Докование он прошел в Кронштадтском морском заводе. На ремонт механизмов финансирование выделено не было. Над кораблем нависла угроза его дальнейшего существования. Рассматривался вопрос о списании. Но неутомимая натура командира и его страстное желание спасти корабль, оставить его в строю увенчались успехом. Начальник АСС ВМФ контр-адмирал Н. П. Чикер смог выделить 20 тыс. рублей для текущего ремонта механизмов на 28 заводе ВМФ в городе Ломоносове. Но этой суммы не хватало для проведения всего текущего ремонта, поэтому очень большой объем работ был выполнен силами личного состава корабля, под руководством старшин команд - мичманов И.И Кравцова, Н. Бордиловского, Н.М. Кулиша и др. Это позволило кораблю сдать все курсовые задачи с высокой оценкой и снова вступить в строй действующих кораблей.
«Коммуна» участвовала во всех сборах-походах как флагманское судно дивизиона, а также в учениях под командованием начальника тыла Ленинградской Военно-морской базы контр-адмирала Александра Федоровича Аржавкина.
Силами партийной организации корабля, возглавляемой её секретарем - капитан-лейтенантом Владимиром Степановичем Борисовым, ставшим впоследствии командиром спасательного судна «Коммуна», а также заместителем командира корабля по политической части капитан-лейтенантом Кравченко, проводилась большая воспитательная работа с личным составом. Часто устраивались политические диспуты, культурные походы, читательские конференции, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и передовиками производства, также организовывались разнообразные лекции и Ленинские чтения. Так, в 1964 году была проведена читательская конференция по книге Ю.Ф. Стрехнина «Отряд Бороды». На эту конференцию был приглашен герой книги - прославленный командир отряда морских разведчиков капитан 2-го ранга Виктор Андреевич Калганов. Рассказ ветерана и выступления читателей были встречены искренним интересом у личного состава «Коммуны», что имело большое воспитательное значение.
В 1965 году было проведено дооборудование корабля для выполнения экспериментальных работ, имеющих впоследствии весьма существенное значение для Подводных Сил Военно-Морского Флота СССР. По техническому заданию 1-го НИИ ВМФ был спроектирован и построен макет концевого отсека подводной лодки проекта 613, внутри которого размещался гребной электродвигатель и линии гребных валов со сменными винтами различной конфигурации. Этот макет подвешивался на специальных спуско-подъёмных устройствах корабля – «гинях» - и опускался на заданную глубину. В трюме левого корпуса «Коммуны» была установлена одна группа аккумуляторных батарей подводной лодки проекта 613, зарядка которых производилась от генераторов спуско-подъемного устройства корабля. Суть экспериментов состояла в определении шумности, создаваемой винтами различной конструкции, на разных глубинах погружения отсека. Замер шумности производился на станции КИМС. Испытания проводились на полигоне ВМФ в бухте Хара-лахт, которая находится рядом с городом Таллинн. Для этих целей, «Коммуна» совершала систематические морские переходы из порта Ломоносова Ленинградской Военно-морской Базы на испытательный полигон бухты Хара-лахт.
Также, совместно с испытаниями шумности гребных винтов, проводились испытания и исследования различных материалов покрытия корпуса подводной лодки для снижения её шумности.
К сожалению, информации об этом периоде службы «Коммуны» нет, а ведь работы было много и, причем интересной».
Владимир Николаевич Попоудин после службы на «Коммуне» работал главным инженером Лабораторно-экспериментальной базы (ЛЭБ) 40-го НИИ ВМФ СССР в Ломоносове.
С середины 60-х годов Ново-Адмиралтейский завод приступил к строительству совершенно новых заказов – глубоководных аппаратов для Министерства рыбного хозяйства страны, а с 1970 года подобные аппараты начало строить Ленинградское Адмиралтейское объединение. Появились заказы на подводные аппараты для ВМФ. «Коммуна» вполне могла обеспечить их работу. Было бы желание руководителей страны. В середине 60-х решение по легендарному спасателю было принято.
В 1965 году в командование судном вступил капитан 3-го ранга Владимир Степанович Борисов, бывший командир БЧ-1/4 экипажа «Коммуны». После службы на «Коммуне» Владимир Степанович командовал гидрографическом судном «Колгуев», принимал участие в 6-й Атлантической океанографической экспедиции, а затем был командиром судна разведки «Рыбачий».

Комментариев нет:

Отправить комментарий