БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Спасение «Малютки»



                                                  
Капитан 1 ранга в отставке
                         
Жбанов Александр Васильевич,
                    
 начальник Аварийно-спасательной
                    
      службы ЧФ в 1973-1986 годах



Из книги "Сто лет, что дальше?"

 В 1938 году «Коммуна» приняла участие в спасательной операции по подъему затонувшей подводной лодки «М-90» типа М серии XII.
В 21.35 15 ноября ПЛ «М-90» вышла из гавани Кронштадта и направилась в Финский залив для отработки учебных задач боевой подготовки. С юго-запада дул сильный ветер, на море был шторм.

Пройдя входныe ворота гавани, уже на фарватере Кронштадт - Ораниенбаум на «М-90» увидели идущее навстречу полным ходом посыльное судно «Якобинец». Попытка уклониться ни к чему не привела. В 2145 «Якобинец» протаранил М-90 в правый борт на курсовом угле 60°. Его форштевень пропорол обшивку прочного корпуса лодки в районе третьего отсека (центрального поста), сделав в ней пробоину 2х0,8 м. После столкновения «Якобинец» отработал «полный назад» и, не пытаясь оказать помощи экипажу подводной лодки, ушёл в Ораниенбаум.
Через пробоину забортная вода почти моментально затопила центральный пост, а затем через незадраенную переборочную дверь и второй отсек. Шесть человек успели подняться через рубочный люк из третьего отсека наверх, седьмой – радист – так и остался в радиорубке.
Никем не управляемая «М-90» продолжала дрейфовать к южному берегу Финского залива и одновременно, постепенно теряя плавучесть, начала тонуть. Через некоторое время лодку отнесло ветром на мель в районе Ораниенбаумского поста, и там, в 200 м от берега, на глубине 4,5 м, она уткнулась носовой оконечностью в грунт, но кормовая оконечность оставалась на плаву. Над водой возвышалось только ограждение рубки с горевшими бортовыми отличительными огнями и шестью уцелевшими подводниками из первого и второго отсеков.
Вскоре к месту катастрофы подошёл пароход «Пятилетка». Он снял с рубки четверых моряков, а командир и штурман остались на «М-90» в ожидании помощи. В 00.50 16 ноября из Кронштадта подошло спасательное судно «Трефолев», имея на буксире водолазные боты «Э-105» и «Э-111». Из-за малых глубин «Трефолев» встал на якорь в 150 м от лодки, отправив к ней водолазные боты. В 2.00 под воду ушёл водолаз Цыганок. С помощью перестукивания он установил, что в первом отсеке кто-то остался в живых. Затем Цыганок освободил запутавшийся в антенне аварийно-сигнальный буй, который тотчас же подняли на водолазный бот «Э-111».
Поначалу извлечённая из буя телефонная трубка молчала, но после замены в ней микрофона спасатели услышали голос краснофлотца Кудрявцева. Он сообщил, что в первом отсеке с ним находятся ещё краснофлотцы Качан и Серов; вода в отсек продолжает быстро поступать и уже закрыла крышки торпедных аппаратов.
 Перешедший на бот командир «М-90» капитан-лейтенант Климов приказал своим подчинённым создать в первом отсеке противодавление, используя сжатый воздух из баллонов воздуха высокого давления. Вскоре подводники сообщили, что попытка оказалась безрезультатной: воздух ушёл в смежный второй отсек. Тогда Климов приказал покинуть лодку через торпедный аппарат. В ответ спасатели услышали, что один из подводников совсем обессилил, а чуть позже – что открыть крышку аппарата и выпустить торпеду они не могут. Потом краснофлотцы всё время просили: «Быстрее поднимите лодку!»
В это время к «М-90» подошёл ещё один водолазный бот со спасательного судна подводных лодок «Коммуна». Он имел на борту компрессор и воздушные шланги. Пока бот швартовался к лодке, водолаз Цыганок обследовал её кормовую часть и доложил, что в шестом отсеке также отвечают на стук.
Около 3.00 из Кронштадта подошёл 50-тонный плавкран. Вступивший в командование судоподъёмными работами начальник Балтийской партии ЭПРОН A. M. Лавров принял решение вначале краном поднять кормовую оконечность лодки и вывести через кормовой люк подводников из шестого отсека. Одновременно с этим по шлангам подавать воздух в первый отсек, используя водолазное снаряжение бота «Коммуны». Затем предполагалось поднять краном носовую оконечность и с помощью водолазов вывести моряков из первого отсека через затопленный третий.
В 3.35 к месту катастрофы прибыли начальник штаба Балтийского флота капитан 1 -го ранга В. П. Трибуц, командование 3-й бригады подлодок, куда входила «М-90», и инженер Кронштадтского военного порта Гончаров. Последнему прибывшее командование и поручило руководить спасательной операцией, сочтя его более компетентным, нежели  A. M. Лавров.
Спасателям с «Коммуны» не удалось присоединить шланг подачи воздуха от компрессора к штуцерам в носовой части надстройки «М-90» (скорее всего, не совпадала резьба), и около 5.00 16 ноября стуки из первого отсека прекратились. Это означало только одно – вода полностью затопила отсек и находящиеся там три краснофлотца погибли.
В это время инструктору водолазного дела ЭПРОНа И. О. Разуваеву удалось подвести строп под кормовую оконечность лодки. Сразу же начали подъём. В 8.05 из воды показался кормовой люк, через который из шестого отсека выбрались семь подводников. Старший из спасённых, инженер-механик, доложил, что четвертый отсек затоплен полностью, забортная вода поступала из него в пятый и шестой отсеки, но её удавалось успешно откачивать турбонасосом. В 13.30 с помощью подошедшего 70-тонного плавкрана подняли носовую оконечность «М-90» и извлекли тела погибших подводников. Всего в катастрофе погибло 4 человека, 13 удалось спасти.
Прибывший к месту аварии командующий флотом флагман флота 2-го ранга Г. И. Левченко категорически запретил транспортировать аварийную лодку на гинях «Коммуны» и потребовал восстановить её плавучесть. Вначале водолазы пытались заделать пробоину мягким пластырем, но затем решили изготовить кессон и с его помощью заварить пробоину.
К 4.00 17 ноября из Кронштадта доставили кессон и стальной лист, выгнутый по обводу прочного корпуса лодки. После установки и осушения кессона рваные края пробоины срезали автогеном и к 2300 приварили «заплату». 18 ноября к 3.00 «М-90» отбуксировали в Ораниенбаум и ошвартовали у борта плавбазы «Кронштадт». Затем лодку перевели в Ленинград на завод № 196, где она в свое время строилась. Аварийно-восстановительный ремонт продолжался шесть месяцев (с 25 ноября 1938 года по 15 мая 1939 года).


По нашему мнению, действия участников спасения лодки и ее экипажа были правильными и своевременными. Люди из шестого отсека были спасены через десять с половиной часов после аварии. Что касается неудачи с присоединением шланга подачи воздуха в первый отсек, то вряд ли это можно квалифицировать как неумение водолаза. Водолазы в ЭПРОНе имели очень хорошую подготовку, а в данном случае просто не совпала резьба. ЭПРОН и Военно-морской флот в те годы относились к разным ведомствам, и вполне вероятно, что этот вопрос не был отработан

Комментариев нет:

Отправить комментарий