БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Первые спасательные суда подводных лодок – катамараны






Капитан 1 ранга в отставке
Жбанов Александр Васильевич,
начальник Аварийно-спасательной
службы ЧФ в 1973-1986 годах

 


Из книги «100 лет, что дальше?»

Как известно, День подводника на Российском флоте стали отмечать с 19 марта (по новому стилю) 1906 года. В этот день был издан приказ военно-морского министра №52, по которому подводные лодки становились самостоятельным классом кораблей. А 29 мая 1909 года на Черном море погибла боевая подводная лодка «Камбала». Аварии с лодками случались и ранее. Жизнь требовала создания средств спасения подводников. Российские конструкторы изучили зарубежный опыт. Как эту проблему решали в Европе?


Прототип «Волхова» – немецкое спасательное судно подводных лодок Vulkan. Им было поднято со дна три субмарины. Судно затонуло 6 апреля 1919 г. при буксировке в Англию.

Первыми с такой задачей справились немецкие конструкторы, создавшие спасательное судно-катамаран (судно-док). Руководителем проекта был германский инженер Клитцинг. После различных согласований и доработок военно-морское ведомство Германии приняло решение начать строительство необычного спасателя. Задание на строительство было передано судостроительной компании в Киле «Howaldtswerke». Судно заложили в начале 1907 года и уже 28 сентября этого же года спустили на воду. Через полгода, после швартовных и ходовых испытаний, 4 марта 1908 года, катамаран был передан в эксплуатацию. Так появился первый в мире спасатель подводных лодок «Вулкан». Он полностью удовлетворял требованиям заказчика и вошел в состав подводных сил флота.

Судно имело следующие тактико-технические данные: водоизмещение полное 1600 т, наибольшая длина  85,3 м, наибольшая ширина 16,8 м, осадка  3,8 м, скорость максимальная  11 –12 уз, лебедки общей грузоподъемностью 500 т, экипаж  108 чел.
Почти три года «Вулкан» отрабатывал взаимодействие с подводными лодками во время совместных учений, а также выполнял различные поручения ВМС. Впервые он получил задание на подъем затонувшей подводной лодки в 1911 году. Именно с этого года Германия начала массовое строительство новейших субмарин для своих ВМС, что требовало тщательной отработки действий экипажей по обслуживанию сложной техники, тактики мореплавания и обкатки «стальных акул». При этом необходимы были особая осторожность и внимание, что не всегда удается личному составу подводных кораблей и в наше время. Случаются и трагедии.
Во время отработки маневрирования в 1025 17 января 1911 года в Кильской бухте затонула немецкая подводная лодка U-3. Причиной аварии был неисправный клапан системы вентиляции. Нужно отметить, что это «ахиллесова пята» всех подводных лодок, включая и атомные, на протяжении всей истории подводных лодок всех стран мира.
Стоит напомнить, что подводная лодка U-3, построенная в1909 году в Киле на верфи «Germaniawerftn», была современным двухкорпусным кораблем (водоизмещение 420/510 т, длина – 43 м, скорость 11,5/9,5 уз, вооружение: одно 50-мм орудие и четыре торпедных 450-мм аппарата, экипаж – 17 человек).
Перед плановым погружением, личный состав загерметизировал отсеки лодки и подготовил корабль к погружению. Но из-за неисправности тарелки клапана шахты вдувной вентиляции, клапан закрылся не до конца. Отверстия для клапанов шахт вентиляции самые большие в корпусной конструкции подводных лодок и поныне остаются таковыми. Как только лодка погрузилась, через клапан в отсек начала поступать забортная вода. Моряки не сумели закрыть клапан. Вода затопила отсеки и отяжелевшая лодка легла на грунт на глубине 12-15 м. С борта обеспечивающей лодки U-1 обратили внимание на длительное пребывание лодки под водой и немедленно доложили по команде. Вскоре на поверхность всплыл аварийно-сигнальный буй, оснащенный телефоном, с помощью которого можно было связаться с экипажем затонувшего корабля. С помощью этой связи удалось выяснить причину затопления лодки и ее состояние.
В 1035 в море вышел отряд спасателей с двумя плавкранами. Благодаря правильному и точному взаимодействию спасательной службы и личного состава затонувшей подводной лодки удалось поднять на поверхность носовую часть субмарины. При помощи кранов она надежно удерживалась в нужном положении. Открыв передние крышки торпедных аппаратов, подводники носовых отсеков вышли наружу. Часть моряков была отравлена хлором, исходившим из аккумуляторных батарей. Командир и трое моряков оставались в задраенной боевой рубке. Руководство спасательной операции приняло решение немедленно продолжить подъем лодки. Под корму были заведены стропы, и краны начали выбирать тросы. Но они не выдержали нагрузки и лопнули. Корма опустилась на грунт.
В это время к месту аварии спешило спасательное судно «Вулкан». Благодаря умелым действиям водолазов судна, к 15 часам следующих суток лодку подняли. К сожалению, спасти моряков, находящихся в боевой рубке, не удалось.
Стоит отметить, что в 1911 году на U-3, перед трагедией, проходил службу будущий подводный ас  Первой мировой войны Макс Валентинер, в последующем командир U-38, утопивший в 1915 году в течение 5 дней в проливе Святого Георга у Бристольского залива 22 парохода и три парусника (70000 т).
В дальнейшем, после капитуляции Германии, «Вулкан» поднял две затонувшие подлодки U-30 и UС-45. В ноябре 1918 года судно вышло из боевого состава германских ВМС и перешло в подчинение английского флота. 6 апреля 1918 года «Вулкан» был направлен в Гарвич для дальнейшей работы, но во время перехода неожиданно затонул. Существует версия, что его затопили бывшие члены экипажа, противники передачи судна англичанам.
В 1916 году было спущено на воду второе спасательное судно-катамаран «Циклоп», которое вступило в строй ВМС Германии в 1918 году. С учетом эксплуатации «Вулкана» и требований руководства подводных сил судно было более совершенным, с увеличенным водоизмещением и расчетной грузоподъемностью 1219 т. Стоит отметить, что некоторые конструкторские решения были скопированы с чертежей «Волхова».
Тактико-технические данные «Циклопа»:
- водоизмещение – 2800 т;
- наибольшая длина – 90 м;
- наибольшая ширина – 19,5 м;
- осадка – 4 м;
- скорость максимальная – 9 узлов;
- лебедки общей грузоподъемностью 1200 т;

Проявить себя судно не смогло, так как вместе с «Вулканом» попало в руки к англичанам. В 1923 году «Циклоп» был утилизирован.

Комментариев нет:

Отправить комментарий