Капитан
1 ранга в отставке
Жбанов
Александр Васильевич,
начальник
Аварийно- спасательной
службы
ЧФ в 1973-1986 годах
Из книги «100 лет, что дальше?»
По
заказу испанских ВМС в Голландии компанией Werf Conrad Haarlem в 1920 году было
построено судно-катамаран «Kanguro». Оно было приписано к базе подводных лодок
в Картохене. 21 декабря этого же года судно вошло в состав учебного дивизиона
подлодок с задачей технического обслуживания и спасения субмарин класса А.
Тактико-технические
данные «Kanguro»:
-
водоизмещение - 2480 т;
- наибольшая
длина - 84 м;
- наибольшая
ширина - 20 м;
- расстояние
между корпусами - 8 м;
- осадка -
3,57 м;
- мощность
двигателей - 250 л. с.;
- скорость -
10 уз;
- общая
грузоподъемность - 660 т (подъем с 80-метровой глубины лодки водоизмещением до
650 т и длиной до 46 м);
- дальность
плавания - 2448 миль;
- экипаж - 97
человек.
Для учебных
целей судно было оборудовано имитатором подводной лодки. При заполнении водой
он имел вес около 700 т. Лодка могла зайти между корпусами катамарана только в
полупогруженном состоянии.
Чем-то
особенным испанский катамаран не отличился. Он участвовал всего в одной
спасательной операции. В 1924 году судно подняло орудие главного калибра
линейного корабля «Эспанья», севшего на камни в районе мыса Трес-Форкаш.
В 1930 году
«Kanguro» принимало участие в экспериментах по исследованию воздействия
подводных взрывов. Во время Гражданской войны судно было повреждено и до конца
боевых действий стояло без дела в Картахене. Отправлено на слом 23 ноября 1943
года.
Подведя итог деятельности зарубежных
судов-катамаранов, приходится констатировать тот факт, что использование их,
как спасателей подводных лодок, было малоэффективным, а их «жизненный» цикл
довольно короток. У немецкого
«Вулкана» он составил около 11 лет, а «Циклоп» 23 года бесцельно простоял в
базе Картахены.
В 1914 году в Бразилии было построено
спасательное судно «Антей», а в 1915 испанский спасатель «Цеара». Но в связи с
тем, что суда не оправдали себя в качестве спасателей подводных лодок, сведения
о них довольно скудные.
Намного
позже, после гибели атомной подводной лодки «Трешер» 10 апреля 1963 года, в США
приступили к постройке первого американского судна «Пиджин».
Строили
и строят спасательные катамараны до сих пор. Но это уже совсем другая тема.
***
Вот, пожалуй,
и все фигуранты истории первых катамаранов спасательного флота, за исключением
главного, о котором и пойдет речь далее. Авторы рассказали о судах «Вулкан» и
«Kanguro» для того, чтобы проследить историю первого российского судна-катамарана
«Коммуна» («Волхов»).
В этой части
книги вы ознакомились с первыми катамаранами-спасателями подводных лодок
иностранного производства. Мы сделали это для сравнения с катамараном,
построенным русскими судостроителями. Только в сравнении можно понять,
насколько лет русские корабелы опередили хваленую Европу по качеству постройки
спасательного судна. Как говорится, «русский левша подковал немецкую «блоху» и
она до сих пор прыгает!»
Спасательное судно «Коммуна» («Волхов») является
образцом отечественного кораблестроения, выполненным с высочайшим уровнем
качества постройки корпуса, его оборудования, систем и механизмов, которые
поставляли на судно именно отечественные предприятия. Талант русских
инженеров-проектировщиков, вложенный в судно, и определил завидное для
судостроителей всего мира долголетие «Коммуны».
Вот теперь,
можно перейти к столетней истории уникального российского спасательного
судна-катамарана «Коммуна» («Волхов»), встретившего свой вековой юбилей в
боевом строю Черноморского флота.
Комментариев нет:
Отправить комментарий