БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

БЛОГ МИХАИЛА АДАМОВИЧА

Этот блог посвящается людям, командирам и подчиненным, военнослужащим и гражданским специалистам различных профессий, которые независимо от занимаемых должностей, в сложных условиях аварийной обстановки спасали людей, корабли и суда, проявляя самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.

Я благодарю ветеранов спасательной службы, предоставивших информацию о своей жизни, о своих товарищах, о службе, о самых ярких страницах свершённых ратных дел.

Водолазной школе 131 год


    5 мая 2013 года водолазной школе 131 год. А я вспоминаю, как праздновали в Севастополе 130-летний юбилей водолазной школы.
    5 мая 2012 года в Севастопольском Доме офицеров ЧФ в торжественной обстановке личный состав и ветераны водолазной школы отметили 130-летие своей воинской части.
С приветственным словом и поздравлениями от имени командующего ЧФ выступил начальник Управления боевой подготовки ЧФ кап.1 ранга А.Е.Чесноков. От имени спасателей именинников поздравил начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ЧФ кап.1ранга Ю.А.Афанасенко.
На торжественном собрании выступил батюшка Севастопольской епархии УПЦ МП. Он поздравил присутствующих с праздником и заметил, что специальность водолаза самая морская, т. к. есть моряки, которые видят море на картах, с берега, с корабля, а водолазы чувствуют море своим телом, они работают в нем. Нельзя с ним не согласиться. В честь праздника водолазов пели и танцевали артисты Ансамбля песни и пляски Черноморского флота. Настроение было праздничное. Начальник водолазной школы кап.3 ранга Е.А.Клинков кратко изложил историю водолазной школы, ее современное состояние и поздравил со знаменательной датой офицеров, контрактников, учеников-водолазов и ветеранов. Он отметил, что за время с 1882 по 2012 год школа обучила 70 тысяч водолазов. Все хорошо, если бы не сложная ситуация, связанная с преобразованиями, проводимыми на флоте, акцентировал он. Но обо всем по порядку.
    Как известно из многих источников, Кронштадтская водолазная школа, первая в России и за рубежом, была утверждена 5 мая 1882 года Адмиралтейств-советом Морского ведомства России на основании указа императора Александра III от 23 апреля 1882 года. Существующая к началу 1880-х г.г. структура обеспечения водолазных работ в военном флоте перестала отвечать потребностям флота. Это несоответствие особенно сильно сказалось в связи с развитием минного дела и неизбежных утрат мин во время учений. Поэтому руководством флота были приняты необходимые меры по совершенствованию водолазной службы.
   Основателем водолазной школы и ее идейным вдохновителем был кап.1 ранга В.П.Верховский (впоследствии адмирал), а ее первым начальником стал капитан-лейтенант Леонтьев. Преподавателями в школе были морские офицеры, хорошо знающие водолазное дело.
В соответствии с «Правилами по медицинскому отбору кандидатов в водолазы на обучение» брали крепких молодых мужчин до 26 лет, с развитой грудью, свободным дыханием и со здоровым сердцем. Не брали на обучение флегматиков, холериков, лиц с короткой шеей, пьяниц и с пороками сердца.
   Школе было выделено помещение, в котором установили гидротанк (водолазная башня) глубиной 3,5 м, в котором почти ежедневно проводились спуски в воду курсантов. В школе построили 7-метровый бассейн с электрическим освещением, в нем проводились зимние спуски курсантов. Летние спуски проводились в течение 3-4 месяцев на учебном полигоне в Биоркезунде (Финляндия). Погружения осуществлялись с постепенным увеличением глубины до 40 метров.
   В помещении школы имелся лазарет, где наблюдался каждый водолаз и оценивалось влияние водолазных работ на организм человека; мастерская для ремонта резиновых водолазных рубах, физический кабинет для опытов со сжатым воздухом, компрессорное отделение для зарядки баллонов сжатым воздухом до давления 25 атмосфер и понижающим редуктором, динамомашина для электрического освещения и зарядки батарей, оборудование для мелких слесарных и кузнечных поделок. Школа располагала необходимым минимумом водолазного снаряжения.
    Преподаватели школы не только обучали курсантов, но и занимались переводами с иностранных источников, составляли учебники, разрабатывали нормативные документы, изобретали и создавали новую водолазную технику, руководили практическими подводными работами. В 1886 г. были разработаны «Правила обращения с водолазными аппаратами и о технических обязанностях водолазов и правила ухода за заболевшими водолазами при водолазных работах». Преподаватели школы А.А.Кононов, М.Н.Храбростин, Н.А.Есипов написали учебники по водолазному делу и водолазной медицине.
Врач школы Ф.И.Шидловский изобрел несколько вариантов автоматических травящих клапанов для водолазного скафандра. Водолазная помпа Е.В.Колбасьева в то время была значительно надежнее зарубежных образцов. Он же изобрел подводный электрический светильник, а также подводный телефон. Врач Н.Е.Есипов и инженер-механик Л.А.Радионов создали фотоаппарат для подводных съемок.
    Курсанты школы осматривали дно кронштадтских гаваней и расчищали их от свай и камней, строили порт в Либаве, принимали участие в работах по подъему маячного судна в Гельсингфорсе и носовой части подводной лодки «Камбала», а также выполняли много других работ. Практически Кронштадтская водолазная школа представляла собой и учебное заведение (причем по нынешним меркам довольно высокого уровня аккредитации), и научный центр, и производственное подразделение. Со времени создания и до 1917 года школа выпустила 2695 специалистов высокой квалификации различных категорий: водолазов, водолазных старшин и офицеров – руководителей водолазных работ.
   Накануне 130-летия школы в Кронштадте на доме, где размещалась школа, установлена мемориальная доска.
    Не буду описывать перипетии, происходящие со школой после 1917 года, а они не простые. Все эти годы функционирования школа держала высокий статус, особенно значим для школы был балаклавский период и он хорошо освещен в литературе. Перейду к периоду с 1957 г. по настоящее время.
    В 1957 году водолазную школу передислоцировали из Балаклавы в Севастополь, однако и в 1961 году, когда я учился в этой славной школе, её еще обустраивали. Мне пришлось принимать участие в строительных работах. Определили меня в строительный взвод. Командиром этого взвода был замечательный офицер, отличный воспитатель, отец – командир кап.лейтенант М.Б.Старосельский. Старшинами смен взвода были старшины 1 статьи Бондаренко и Репетий. Репетий занимался танцами, часто отсутствовал, относился к курсантам лояльно, а Бондаренко был командиром типа властелина, за малейшее замечание ночью кричал: рота, подъем!
    Кроме обучения по специальности наш взвод достраивал стадион. Сколько помню водолазную школу и когда уже служил в 37 бригаде спасательных судов (БРСС) и в ПСС ЧФ, там всегда что-то строили, перестраивали. В 1981- 83 г.г. перестраивали водолазные посты водолазного полигона, насыщали их новым оборудованием, совершенствовали. Командиром водолазного полигона в то время был кап.3 ранга Хорун Николай Михайлович, товарищ по училищу, учился курсом ниже.
    Учебный полигон водолазного дела и аварийно-спасательных работ используется для практической отработки водолазов, он включает в свой состав 14 водолазных постов, которые способны обеспечить одновременный спуск под воду 70 водолазов.

Учебный полигон водолазного дела и аварийно-спасательных работ
Водолазные посты обслуживают мичманы и служащие, которые обеспечивают обучение будущих водолазов, проводят подготовку и ремонт водолазного снаряжения, готовят посты к проведению занятий.
На постах проводятся учебные водолазные спуски во всех видах имеемого в школе водолазного снаряжения. Каждый водолазный пост предназначен для выполнения определенных видов водолазных работ.
Командирами водолазного полигона были кап. 3 ранга И.П.Шевченко (1961-69 г.г.), кап. 3 ранга Н.Н.Князев (1970-75 г.г.), кап. 3 ранга А.И.Заика (1976-79 г.г.), кап. 3 ранга Н.М.Хорун (1980-84 г.г.), кап. 3 ранга И.М. Савченко (1985-87 г.г.), кап. 3 ранга А.В.Новицкий (1988-91 г.г.), кап. 3 ранга А.И.Пехов (1992-97 г.г.).
Совершенствуется не только водолазный полигон, постоянно обновляются учебные кабинеты, с поступлением на снабжение флота новых типов водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков меняются стенды, макеты и другие средства обучения курсантов.
Для теоретической подготовки водолазов имеются 14 учебных кабинетов и 11 классов. В кабинетах и классах находится материальная часть, необходимая для подготовки водолазов, учебно-наглядные пособия и макеты. В школе постоянно ведется работа по совершенствованию учебно-материальной базы.
В кабинетах и классах
Учебные занятия с курсантами проводят опытные преподаватели, используя при этом весь богатый опыт и имеемые учебно-наглядные пособия. Оборудование учебных кабинетов позволяет обучающему составу проводить занятия наглядно, добиваясь полного понимания изучаемого материала. На стендах представлены все имеемые в школе образцы водолазного снаряжения, созданы разрезные макеты, изготовлено большое количество плакатов. В настоящее время обучающий состав приступил к созданию учебных видеофильмов по водолазным специальностям. Так, уже созданы фильмы «Рабочая проверка аппарата ИДА-71П», «Рабочая проверка снаряжения СВУ-3 с аппаратом АВМ-12К». Разработаны образцовые конспекты по всем изучаемым темам, благодаря которым курсанты, по каким-либо причинам отсутствовавшие на занятии, могут восстановить и изучить пропущенный материал.
Создано наглядное пособие для водолазов-глубоководников, которое включает в себя большое количество материалов по используемой ныне на флоте отечественной и импортной водолазной технике, организации проведения водолазных работ, устройству и правилам эксплуатации водолазного снаряжения, барокамер, спуско-подъемных устройств и так далее.
Для отработки водолазов на глубинах 15 - 45 метров имеется группа учебных судов обеспечения в составе 1 морского водолазного судна и 4 рейдовых водолазных катеров.
Водолазы-глубоководники проводят отработку навыков работы на глубинах более 60 метров с борта спасательного судна «ЭПРОН».
По программам обучения водолазов можно проследить создание новых типов водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков.
Кислородный аппарат ИСА-М-48
В 1948 году при участии опытных преподавателей школы Л.Ф. Кобзаря и Е.М.Матвеева был создан новый кислородный аппарат ИСА-М-48. Он выгодно отличался от своих предшественников простотой, легкостью и значительно большей надежностью, обладая хорошими техническими характеристиками, позволял находиться под водой до 2 ч.
Аппарат ИСА-М-48
В аппарате предусматривалась ручная подача кислорода в дыхательный мешок с помощью байпаса и автоматическая с помощью модифицированного кислородного редуктора.

Рис. Аппарат ИСА-М-48:
1 - кислородный баллон, 2 - кислородоподаюший механизм,
3 - указатель минимального давления, 4 - дыхательный мешок,
5 - предохранительный клапан, 6 - травящий клапан,
7 - регенеративный патрон, 8 - трубка вдоха, 9 - трубка выдоха,
10 - клапанная коробка, 11 - нагрудник, 12- шейный ремень,
13- пояс

В начале 60-х годов прошлого века водолазы получили еще более совершенный аппарат – ИДА-57.
Кислородный изолирующий дыхательный аппарат ИДА-57
Кислородный изолирующий дыхательный аппарат ИДА-57
нагрудный автономный аппарат с автоматической, постоянной и ручной подачей газообразного кислорода в дыхательный мешок и поглощением выдыхаемого углекислого газа химическим поглотителем. Глубина погружения 20 метров.
Рис. Кислородный изолирующий дыхательный аппарат ИДА-57: 1 — лепестковый клапан; 2 — шлем-маска ШВ-4 с загубником; 3— трубка выдоха; 4— клапанная коробка;
5 — коробка химпоглогителя; 6 — нагрудник; 7 — выворотный фланец; 8 — дыхательный автомат; 9 — дыхательный мешок; 10 — травяще-предохранительный клапан; 11 — кислородный баллон; 12 — кислородподающий механизм; 13 — ручной пускатель; 14 — шейный ремень: 15 — трубка вдоха

Гелиокислородное снаряжение ГКС-Зм
В 1949 году на флот поступило новое глубоководное водолазное снаряжение под шифром ГКС (дальнейшие усовершенствованные модификации - ГКС-3 и ГКС-3М). В этом же 1949 году, проводя успешные испытания этого снаряжения, водолазы Б.А.Иванов, И.И. Выскребенцев, Кийко впервые в мире погрузились на глубину 200 метров. В конструировании и испытании ГКС-3 принимали участие талантливые водолазные специалисты С.Е.Буленков, Л.Ф.Кобзарь, Б.А.Иванов, И.И.Выскребенцев, а также водолазы Н.И.Баштовой, Ю.А.Моравин. Все они удостоены Государственной премии СССР.
А в 1956 году водолазы-глубоководники В.С.Шаламов, А.А. Ковалевский, Д.Д.Лимбенс и другие, используя снаряжение ГКС-3М, первыми в мире покорили глубину 300 метров. За рубежом на такие глубины стали погружаться лишь после 1962 года. Все эти водолазы и водолазные специалисты начинали свой путь в водолазной школе.
Гелиокислородное снаряжение ГКС-Зм имеет инжекторно-регенеративное устройство, которое обеспечивает регенерацию газового состава в скафандре на всех стадиях водолазного спуска (при погружении, при нахождении на глубине и при подъеме) и состоит из инжектора, работающего на двух режимах, регенеративной коробки с двумя патронами, параллельно включенными в систему регенерации, крана переключения и устройства аварийного запаса газа, смонтированных в корпусе переднего груза.
Гелиокислородное снаряжение ГКС-Зм
Рис. Схема действия снаряжения ГКС-Зм: 1—регенеративная коробка; 2 — патрон с регенеративным веществом; 3 — полый фланец; 4 — шланг (подача газовой смеси на первое сопло инжектора); 5 — окно инжектора;
6 — шланг (подача газовой смеси с поверхности); 7 — баллон с аварийным запасом газовой смеси; 8 — кран переключения;
9 — ручной пускатель; 10 —- газонапорный инжектор;
11 — полость шлема; 12 — шланг (подача газовой смеси на второе сопло инжектора)
Гелиокислородное снаряжение ГКС-З м позволяет выполнять водолазные аварийно-спасательные, судоподъемные и другие водолазные работы на больших глубинах с применением для дыхания водолазов искусственных газовых смесей.
Этим снаряжением комплектовались глубоководные водолазные станции ГКС-Зм спасательных, спасательно-судоподъемных и других судов, имеющих глубоководные спуско-подъемные устройства и предназначенных для ведения работ на больших глубинах.
Вместо ГКС-3М в 1976 году флот получил снаряжение водолазное глубоководное СВГ-200 облегченного типа, которое впервые использовалось при выполнении работ по подрыву БПК «Отважный».
Снаряжение СВГ-200 с аппаратом ИДА-72
Снаряжение СВГ-200 с аппаратом ИДА-72В аппаратах с полузамкнутой схемой дыхания основное газоснабжение осуществляется с поверхности, а баллоны аппарата служат лишь резервным запасом дыхательной газовой смеси (ДГС). Аппараты ИДА-72 и ИДА-72В обеспечивают выполнение водолазных работ на глубинах от 0 до 200 м. В комплекте с этим аппаратом снаряжение СВГ-200 было принято на снабжение глубоководных водолазных комплексов взамен водолазного снаряжения ГКС-ЗМ, являвшегося переходным звеном от вентилируемого водолазного снаряжения к снаряжению с полузамкнутой схемой дыхания. Аппарат разработан в 1970 году. Комплект аппарата ИДА-72 предназначен для обеспечения дыхания человека под водой в составе глубоководного водолазного снаряжения СВГ-200 при проведении водолазных работ и плавании на глубинах до 200 метров. Аппарат ИДА-72 работает по полузамкнутой схеме дыхания с поглощением углекислого газа из выдыхаемой газовой смеси. Поддержание заданного процентного состава кислорода в дыхательном мешке осуществляется путем непрерывной подачи газовой смеси с определенным процентным содержанием кислорода по водолазному шлангу.

Индивидуальное снаряжение подводника ИСП-60
Индивидуальное снаряжение подводника ИСП-60
В 1960 г. было принято на снабжение индивидуальное спасательное снаряжение подводника ИСП-60 (авторы И.А.Александров, В.В.Смолин, Ю.К.Павловский и Г.И.Клыгин), в состав которого входит: изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59, позволяющий подводникам осуществлять самостоятельное спасение методом свободного всплытия и способом подъема по буйрепу с глубины 100 м. Аппарат ИДА-59 имеет дыхательный мешок, 2 баллона (один - с кислородом, другой - со смесью 25 % кислорода, 60 % азота и 15 % гелия), регенеративный патрон, заряженный веществом О-3, редуктор, устройство автоматического включения постоянной подачи кислорода редуктором в дыхательный мешок на глубине 25 м, дыхательный автомат и дыхательную полумаску. Дыхание кислородом проводится только в период подъема с глубин от 25 до О м. На остальных глубинах для дыхания используется 25 %-ная кислородно-азотная газовая смесь (КАГС).

Аппарат ИДА-59
Аппарат ИДА-59

Аппарат ИДА-59 предназначен для выхода из затонувших подводных лодок. Также может использоваться в атмосферах, отравленных ядовитыми газами. Аппарат входит в состав снаряжения ИСП-бО и эксплуатируется с гидрокомбинезоном СГП или без него (в сухих отсеках) со шлемом ШВ-4. Аппарат работает по замкнутой схеме дыхания. На глубинах до 100 метров используется азотно-гелио-кислородная смесь. Кроме того, до глубин 60 - 65 метров в дыхательный мешок идет постоянная подача кислорода 4-1 наземных литра. При работе на глубинах более 100 метров дыхательная смесь разбавляется чистым гелием из дополнительного гелиевого баллона, присоединенного к аппарату с помощью байонетного замка.
Спасательное снаряжение подводника
Спасательное снаряжение подводника
В 1986 году на подводные лодки поступило снаряжение спасательное подводника ССП с аппаратом ИДА-59 М, позволяющее подводникам в случае аварии лодки всплывать с глубины 220 метров. Чтобы использовать это снаряжение, шлюзовое устройство ПЛ (боевая рубка, спасательный люк) должно быть оборудовано блоком подачи воздуха БПВ, позволяющее очень быстро поднимать давление в шлюзовом устройстве до забортного.
ССП - снаряжение спасательное подводника, предназначенное для выхода из аварийных подводных лодок с глубин до 220 метров. Комплектность снаряжения подразделяется на два вида: комплектность № 1 и комплектность № 2.
ССП-К1 - снаряжение спасательное подводника, предназначенное для выхода из аварийных подводных лодок с глубин до 220 м.
ССП-К2 - снаряжение спасательное подводника, предназначенное для выхода из аварийных подводных лодок с глубин до 110 м.
Дополнительно ССП может быть использовано как средство временного поддержания жизнедеятельности личного состава в отсеках подводной лодки при повышенном давлении до 1 МПа (10 кгс/см2) и температуре окружающей среды не выше 50 °С.
В состав снаряжения ССП входят:
комплект аппарата изолирующего дыхательного ИДА-59М;
гидрокомбинезон СГП-К;
система парашютная ПП-2 (для ССП-К1);
дополнительный гелиевый баллон ДГБ;
ремень с карабином (для ССП-К1);
В 70-е годы прошлого века вместо снаряжения СВУ-1 с аппаратом АВМ-3 на флот поступило снаряжение СВУ-3 с аппаратом АВМ-5 (АВМ-3 поступил на флот на смену аппарата АВМ-1), а в 2006 году АВМ-12К сменил АВМ-5.
Воздушно-дыхательный аппарат АВМ-1
Воздушно-дыхательный аппарат АВМ-1
Воздушно-дыхательный аппарат АВМ-1 ("Подводник-1" - автономный, состоит из двух баллонов (запорные вентили расположены сверху), дыхательного автомата, дыхательных гофрированных трубок, клапанной коробки, выносного указателя минимального давления с манометром, двух бугелей, скрепляющих баллоны, и крепежных ремней (двух плечевых и поясного). Дыхательный автомат находится и одном корпусе с редуктором. Дыхание осуществляется по общепринятой схеме через загубник.
Глубина погружения 40 метров. Выпуск этих аппаратов прекращен.





Аппарат АВМ-3
Аппарат АВМ-3


1. Гофрированный шланг вдоха легочного автомата
2. Мундштучная коробка
3. Гофрированный шланг выдоха легочного автомата
4. Воздушный баллон
5. Нагрудный ремень
6. Хомут крепления баллонов
7. Плечевой ремень
8. Воздушный баллон
9. Поясной ремень
10. Брасовый ремень
11. Зарядный штуцер
12. Манометр высокого давления
13. Защитный кожух
14. Вентиль резервной подачи воздуха
15. Вентиль основной подачи воздуха
16. Защитный кожух легочного автомата
17. Легочный автомат
Глубина погружения 40 метров.

Воздушно-дыхательный аппарат АВМ-5

АВМ-5 может обеспечить снабжение водолаза воздухом, подавая его непосредственно из баллонов аппарата (автономный режим работы) и от внешнего источника по водолазному шлангу (шланговый режим работы). Технические характеристики аппарата позволяют использовать его для погружения в автономном режиме на глубины до 60 м, в шланговом - до 40 метров.
Воздушно-дыхательный аппарат АВМ-5
Водолазная школа своевременно переходила на обучение будущих водолазов новых типов снаряжения. Одновременно с АВМ-5 курсанты начали изучать новый аппарат ИДА-71, немного позже полуавтомат подводной сварки «Нептун». Постоянно, с учетом имеемых на снабжении кораблей, судов, подводных лодок типов водолазного снаряжения и оборудования, корректировались программы обучения курсантов при активном участии специалистов АСС-ПСС-УПАСР ЧФ.
Во время моей учебы в водолазной школе ее командиром был кап.1 ранга И.Е.Горелый, это он на новом месте организовывал учебный процесс и обустраивал школу, где проявились его способности хозяйственника и командира. Для нас, курсантов, он был высоким начальником, видели мы его редко, иногда на торжественных построениях. Помню, когда я стоял дневальным по водолазному полигону, и он прибыл на полигон, я кричал – смирно! Это было для меня большим событием. Через 20 лет, когда я служил в ПСС ЧФ, Иван Ефимович, будучи в запасе, работал в отделении снабжения нашей службы, я узнал его ближе, это был замечательный человек, он легко решал вопросы снабжения спасательных судов и катеров водолазным имуществом. К слову сказать, на Ивана Ефимовича дважды посылали представления на присвоение звания контр-адмирала и каждый раз в это время в школе случались «ЧП» и представления возвращали.
После И.Е.Горелого водолазную школу в разное время возглавляли капитаны 1 ранга В.А.Зотов, И.И.Нестеренко, Н.И.Колот, А.И.Крамаренко, В.И.Вишневский, В.И.Пономаренко. Все они поддерживали учебный процесс, материальную часть, качество подготовки курсантов, организацию водолазных спусков на достойном уровне. В настоящее время школу возглавляет кап.3 ранга Е.А.Клинков.
Как и в 1882-1917 годы, в период от 1960 г. и до нынешнего времени водолазная школа не только готовила водолазов, но и выполняла большой объем работ по испытанию и опытной эксплуатации нового водолазного снаряжения и другой техники для проведения подводных работ.
В 1969-71г.г. мичман Л.А.Куртуков занимался испытанием нового водолазного аппарата АВМ-5. В процессе опытной эксплуатации аппарата было выявлено ряд существенных недостатков, отрицательно влияющих на безопасность спусков водолаза. В результате опытной эксплуатации на аппарате были усовершенствованы: редуктор (заменена пружины с давлением 3-4 атм на 7-8 атм), легочный автомат (алюминиевый корпус, поддающийся быстрой коррозии при взаимодействии с морской водой заменен на пластиковый), зафиксирован обратный клапан в штуцере подачи воздуха с поверхности, дистанционное управление (проволочный привод заменен на тросик).
В 1971г. по результатам проведенных на водолазном посту мичманом Л.А.Куртуковым испытаний аппарата ИДА-71 были усовершенствованы отдельные узлы аппарата.
В1971-81 г.г. на всех постах водолазного полигона была проведена опытная эксплуатация гидрокомбинезонов мокрого типа «Нептун» и «Чайка-1», «Чайка-2», «Чайка-3», «Чайка-6». За это время гидрокомбинезоны, в основном, были доработаны до требуемых характеристик.
В 1974-75 г.г. на водолазном полигоне школы мичманы Л.А. Куртуков и Б.В.Чудаков проводили испытания специальных эпоксидных клеев Киевского института химии высокомолекулярных соединений «Вак», «Спрут», «Спрут-4», «Спрут-5», «Спрут-5 МДИ» для склеивания металлов под водой. Испытания клея «Спрут -5 МДИ» прошли наиболее успешно и в 1975 году клею нашли практическое применение. В Керченском заводе «Залив» клеем склеили снаружи под водой три понтона буровой установки, которую транспортировали с Каспия в Керчь для «Черноморнефтегаза» в разобранном состоянии, после чего из каффердама понтонов откачали воду и в воздушной среде, находясь внутри каффердама, сварщики электродуговой сваркой сварили понтоны капитально. Этим же клеем в 1978 году водолазный специалист 158 дивизиона спасательных судов 37 бригады спасательных судов (БРСС) кап. лейтенант В.Г.Беспалов и командир 167 Аварийно-спасательной партии (АСП ) 37 бригады спасательных судов ст.лейтенант И.А.Кулаков с участием мичманов школы водолазов В.И.Задорожного, Л.А.Куртукова и Б.В.Чудакова загерметизировали фланец шахты выдвижного руля успокоителя качки ТАКР «Киев», при этом израсходовали 20 литров состава клея.
В 1975-80 г.г. на водолазном посту Куртукова Леонида проходили испытания комплекта гидравлических и пневматических инструментов. Были выявлены определенные недостатки, по ходу испытаний они устранялись. Но в дальнейшем на спасательные суда данный комплект не поступил, закупили импортные инструменты.
В 1978-81 г.г. Л.А.Куртуков и Б.В.Чудаков испытывали экзотермическую резку под водой. Испытания проводились на различных режимах резки, подбирались оптимальные конструкции электродов по их длине, диаметру, наполнителям, обмазкам, способам герметизации. Разрезались металлы разных толщин (до 45 мм), обшивочная резина ПЛ (50-60 мм), бетон. Испытания прошли успешно.
В 1981-83 г.г. старшие мичманы В.И.Задорожный и Л.А. Куртуков провели успешную опытную эксплуатацию полуавтомата подводной электросварки «Нептун» и полуавтоматической резки. В 1983 году с использованием экзотермической резки старший мичман В.И.Задорожный вырезал отверстие в днище 4-го отсека на затонувшей подводной лодке К-429, по которому подавался воздух в отсек и отжималась вода из отсека, что увеличило подъемные силы, необходимые для подъема подводной лодки.
Ежегодно водолазная школа выполняет почетное задание к Дню Военно-морского флота РФ. В этот праздник многие годы жители и гости Москвы и Севастополя с волнением наблюдали, как выходят с водоема в Москве и из моря в Севастополе «33 богатыря». Подготовка двух групп молодых водолазов («богатырей») - непростая задача, требующая особой организации водолазных спусков, подбора исполнителей, соблюдения мер безопасности и месячной напряженной работы по отработке четких, слаженных действий в воде и на поверхности, мастерского владения водолазной техникой и боевым оружием. Готовили этот эпизод военно-морского праздника для показа в Москве и Севастополе старшие мичманы П.Н.Бантыш и Л.А.Куртуков.
В.И.Задорожный, Л.А.Куртуков, Б.В.Чудаков и П.Н.Бантыш - старшие инструкторы-водолазы, старшины постов водолазного полигона, мастера военного дела, рационализаторы, отдавшие своей профессии на военной службе по 30 лет и более, обучившие тысячи водолазов, проработавшие под водой 6-7 тысяч часов, являлись ведущими специалистами водолазной школы.
В водолазной школе было и есть много высокопрофессиональных офицеров и мичманов, энтузиастов водолазного дела. Я же написал о тех, кого знал или знаю. Как и в дореволюционное время, в 50-е годы прошлого века водолазная школа готовила водолазных специалистов с присвоением звания «младший лейтенант» на двухгодичных курсах, последний выпуск был произведен в 1960 году. С 1963 года водолазных специалистов готовило Ленинградское ВВМИУ им. Ленина.
В 1997 году водолазную школу объединили с 7-м учебным отрядом, который в 2012 году реорганизовали в 17-ю школу младших специалистов (водолазов), присоединив к ней флотский экипаж, понизив при этом штатные категории офицерского состава. У начальника школы категория – кап.3 ранга, у командира роты – кап. лейтенант, у начальника водолазного полигона – старший лейтенант. Согласитесь, служебная карьера у офицеров не очень заманчивая и это при том, что у водолазных специалистов для служебного роста в других воинских частях перспективы нет. Вот почему в своем докладе на торжественном собрании по случаю 130-летия школы начальник школы кап.3 ранга Е.А.Клинков сказал о сложной ситуации, яснее выразиться в присутствии флотского начальства он не мог.
Водолазная школа, выражаясь современным языком, это бренд, это гордость Военно-морского флота РФ. Многим водолазам школа дала хороший жизненный старт и они достигли определенных служебных высот, как например Герои Советского Союза космонавт В.И.Рождественский, кап.1 ранга П.И.Державин, подполковник П.Е.Филоненко, контр-адмирал А.В.Трипольский, водолазный специалист Л.Солодков, ставший последним Героем более не существующей страны и Герой России акванавт А.Н.Звягинцев – кап.1 ранга, возглавлявший 40 ГНИИ МО РФ. Водолазы с особым трепетным чувством относятся к своей альма-матер и всегда благодарны ей за профессию сильных и мужественных.
Большинство питомцев водолазной школы не изменили своей профессии после срочной службы и работали и работают в различных организациях водолазами, а некоторые из них посвятили свою жизнь службе в АСС-ПСС-УПАСР флотов, при этом преуспели в ней, в смысле карьерного роста. Это главный водолазный специалист ВМФ кап.1 ранга А.И.Пехов ( 2000-е годы), старшие водолазные специалисты АСС-ПСС-УПАСР ЧФ кап.1 ранга В.Ф.Романов (1960-е годы), кап.2 ранга М.И. Дикусар (1970-е годы), кап.2 ранга М.И.Адамович (1980-е годы), кап.2 ранга В.Г.Беспалов (1980-е годы), кап.2 ранга В.В.Величко (1990-е годы), кап.2 ранга В.Я.Дон (1990-е годы), кап.2 ранга А.Н.Лавлинский (2000-е годы),кап.2 ранга В.В.Кучерявый (2000-е годы).
Верю, школа сохранит кадровый потенциал, учебно-материальную базу, традиции и будет ей и 140, и 150, и много, много лет.
О своей учебе в водолазной школе рассказывают ее выпускники.
Виктор Кучерявый. Учился в 1-м взводе 4-й роты, 1958-59 г.г., командир роты подполковник Сухинин, командир взвода ст. лейт. Гейко. Командиром школы был кап.1 ранга Горелый Иван Ефимович, зам. по учебной части полковник Павлов. Со мной учились Миша Мельник, Валентин Ефимчук, Миша Сторожук, Мирон Кремер, Антон Хархалис. Изучали ГКС-3М, 3-х болтовое снаряжение, АВМ-1, ИСАМ-48. В эти годы в школе было пять рот.
Петр Горошко. Учился в 1-м взводе 3-й роты водолазов-глубоководников, в 1963-64 г.г., командир роты кап.3 ранга Тихов, командир взвода кап.лейтенант Костенко. Командиром школы был кап.1 ранга Горелый Иван Ефимович. В школе было пять рот. Изучали ГКС-3М, 3-х болтовое снаряжение, АВМ-3, ИДА-57, ИДА-59.
Анатолий Онуфриев. Учился в 1-м взводе 2-й роты водолазов-глубоководников, в 1969-70г.г., командир роты кап.3 ранга Крылатков, командир взвода кап.лейтенант Конограй. Командиром школы был кап.1 ранга Зотов. В школе было 3 роты. Изучали ГКС-3М, 3-х болтовое снаряжение, ИДА-57, ИДА-59.

Комментариев нет:

Отправить комментарий