Эта книга о людях, служивших не ради карьеры, а посвятивших свою жизнь
подводным погружениям, влюблённым в свою профессию, в сложных условиях
аварийной обстановки спасавших людей, корабли, подводные лодки, проявляя
самоотверженность и мужество, рискуя жизнью, а иногда отдавая жизнь.
Книга о
самых морских специалистах, чувствующих море своим телом и работающих в нём.
Книга расскажет о командирах водолазных подразделений спасательных
судов, дивизионных и флагманских водолазных специалистах соединений
спасательных судов, командирах подразделений частей ПДСС и разведки,
офицерах-испытателях 40 Научно-исследовательского института Министерства обороны,
преподавателях водолазного дела высших военно-морских училищ, водолазных
специалистах МВД и других министерств.
В книге ветераны рассказывают о своей жизни, товарищах, службе, о самых
ярких страницах свершённых ратных дел.
Автор-составитель благодарит ветеранов ОПТВ, предоставивших информацию
о своей жизни, службе, товарищах, и персонально капитанов 1 ранга Вербу Ивана
Александровича и Пёхова Алексея Ильича, капитана 2 ранга Сидоренко Владимира
Пантелеевича, а также капитана 2 ранга Глазкова Вячеслава Николаевича за помощь
в сборе материалов для книги.
Моя благодарность капитану 1 ранга Жбанову Александру Васильевичу –
начальнику Аварийно-спасательной службы ЧФ в 1973-1986 гг. за оказанную помощь
в подготовке книги к изданию.
Книга издана при финансовой поддержке профессора, доктора технических
наук Демчишина Михаила Денисовича, выпускника ОПТВ Ленинградского
ВВМИУ им. В.И. Ленина.
Благодарность моим
ученикам
В
истории развития водолазного образования России страничка под названием
Отделение подготовки техников-водолазов (ОПТВ) Ленинградского Высшего
военно-морского инженерного училища им. В.И. Ленина занимает всего лишь 15 лет.
Однако
это мудрое решение – продолжить жизнь и традиции Кронштадтской водолазной школы
(1882‑1917 гг.), Балаклавского техникума (1927‑1941 гг.), офицерских курсов в
Балаклаве и в водолазной школе г. Севастополя (1946‑1962 гг.) и последующую
роль выпускников ОПТВ в развитии водолазного дела России ещё предстоит
осмыслить и оценить.
Созданное
в 1963 году по решению главнокомандующего ВМФ ОПТВ на многие годы ликвидировало
дефицит специалистов в ВМФ и других ведомствах страны, как по количеству
специалистов, так и по качеству подготовки. Обучение специалистов проводилось
на более высоком, качественном уровне по сравнению с офицерскими курсами в
водолазной школе г. Севастополя. Этому способствовало несколько обстоятельств.
Во-первых, удачно было выбрано училище, в котором обучались будущие водолазные
специалисты, располагавшее необходимой учебной базой и высококвалифицированным
преподавательским и инструкторским составом.
Многие преподаватели имели учёные звания и степени, среди преподавателей были фронтовики. На кафедре живучести училища имелись пяти- и трёхметровые бассейны, барокамера, водолазное снаряжение различных типов. Во-вторых, на учёбу принимались лица, освоившие водолазную профессию, твёрдо решившие связать свою жизнь с подводными погружениями. В-третьих, программа обучения курсантов была составлена с учётом имевшегося опыта подготовки водолазных специалистов на офицерских курсах водолазной школы г. Севастополя и предполагала в полном объёме использовать возможности высшего училища. В-четвёртых, близкое расположение г. Пушкин от Ленинграда способствовало культурному и интеллектуальному росту будущих офицеров, курсанты с большим желанием посещали театры, музеи и другие культурные заведения Ленинграда.
Многие преподаватели имели учёные звания и степени, среди преподавателей были фронтовики. На кафедре живучести училища имелись пяти- и трёхметровые бассейны, барокамера, водолазное снаряжение различных типов. Во-вторых, на учёбу принимались лица, освоившие водолазную профессию, твёрдо решившие связать свою жизнь с подводными погружениями. В-третьих, программа обучения курсантов была составлена с учётом имевшегося опыта подготовки водолазных специалистов на офицерских курсах водолазной школы г. Севастополя и предполагала в полном объёме использовать возможности высшего училища. В-четвёртых, близкое расположение г. Пушкин от Ленинграда способствовало культурному и интеллектуальному росту будущих офицеров, курсанты с большим желанием посещали театры, музеи и другие культурные заведения Ленинграда.
На
основании имеющихся у меня сведений о службе питомцев училища – выпускников
ОПТВ – можно с уверенностью сказать, что проект подготовки водолазных
специалистов в Ленинградском ВВМИУ им. В.И. Ленина удался. Подавляющее
большинство из них успешно проходили службу на спасательных судах и в частях,
выполняли возложенные на них задачи и при этом показали себя профессионалами
водолазного дела, что обеспечило им карьерный рост и оценено государством
высокими наградами.
Благодарю
всех своих учеников – выпускников ОПТВ Ленинградского ВВМИУ им. В.И. Ленина,
что не подвели своих преподавателей, училище, своей службой и своим трудом уже
в гражданских условиях каждодневно держали его марку, а также внесли
значительный вклад в развитие водолазного дела, водолазного снаряжения и
покорили новые глубины, как в условиях лабораторий, так и в море.
Рад,
что водолазные специалисты поддерживают дружеские отношения, помогают при
необходимости друг другу, ежегодно встречаются, а на последней встрече решили
написать книгу о своей учёбе, службе, о своих товарищах и назвать её
«Водолазное братство».
Необходимо
отметить, что о подготовке водолазных специалистов в Ленинградском ВВМИУ им
В.И. Ленина в средствах массовой информации публикаций не было, поэтому издание
книги частично восполнит недостаток сведений по этой теме.
Капитан
1 ранга в отставке
ЗАБОЛОТНЕВ
Фёдор Евстратьевич,
старший
преподаватель
Ленинградского
ВВМИУ им. В.И. Ленина
в
1964-2008 гг.
Книга "ВОДОЛАЗНОЕ БРАТСТВО" достойна пристального внимания не только ветеранов водолазной службы ВМФ России, но и пристального внимания высших должностных лиц ВС и ВМФ России а также совета ветеранов ВМФ России в целях принятия незамедлительных мер по возрождению Аварийно-спасательного дела на всех флотах, строительства новых аварийно-спасательных кораблей и судов с надежными и высокотехнологичными комплексами длительного пребывания водолазов под водой, подготовке высококвалифицированных инженеров-водолазных специалистов с постоянной практической отработкой всех приемов спасения на море.
ОтветитьУдалить